Файл: Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования выражается в следующем. Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка. Педагог является программистом человеческого сознания. Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, педагог сделает его послушным исполнителем воли любого лидера. Национальная доктрина образования одной из ключевых задач провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности[1]. Президент России В.В. Путин неоднократно отмечает актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся:

«На плечах российских педагогов лежит забота о том, чтобы новые поколения российских граждан вырастали нравственно здоровыми, образованными людьми, сохраняющими традиции и духовные ценности своих предков. Это они задают современные стандарты развития общества, участвуют в формировании нынешней и будущей элиты России. Они являются хранителями богатейшего нравственного, культурного и духовного наследия нашей страны»[2].

В России право и мораль, политика и нравственность традиционно признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных издержках, уровень нравственности и в царской России, и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей, как на рабочем месте, так и в обществе, в быту. И вряд ли можно отрицать, что такие ценности как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими…»[3]

Воспитательная деятельность российских педагогов часто регламентируется формальным образом посредством нормативно-правовых актов. Однако правовые нормы регулируют лишь важнейшие процедуры и опреации этой деятельности. За их рамками остается все многообразие взаимоотношений школьника с педагогом, с государством, обществом, между собой, многочисленные взаимоотношения, возникающие в процессе их деятельности и не поддающиеся правовому регулированию. Чем старше школьник, тем менее стандартизированным становится процесс решения оригинальных, неповторяющихся задач, тем шире оказывается возможность выбора варианта действия, личного усмотрения. А это уже поле действия социальных норм - норм морали, нравственности, регулирующая роль которых становится сегодня важным фактором повышения эффективности процесса воспитания.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что рост значимости этического момента в деятельности педагогов современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера. Кардинальная ломка социально-политической системы, экономических отношений, крушение прежних и мучительные поиски новых идеалов создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания.

От профессионализма и в не меньшей степени нравственности педагогов как проводников общечеловеческой морали во многом зависит не только авторитет учителей, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях обучения и воспитания, но и социальное самочувствие общества.

Степень разработанности темы. Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Еще Платон и Аристотель говорили о необходимости нравственного воспитания молодых поколений.

Данная тема широко разработана и в отечественной литературе. Так, Профессор ПГЛУ А.Ю. Гранкин уделяет большое внимание в своих работах нравственному воспитания детей в семьях. Он говорит о семейной педагогике как инструменте воспитания целостной личности. В.И. Бакштановский рассматривает проблему морального выбора личности и вопросы подготовки подрастающих поколений к ее решению. В работах Л. С. Выготского, О.С. Бакштановского, В.М. Межуева акцент сделан на развитие у школьников нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, выработку определенных навыков и умений. Вопрос морали и нравственности – один из главных вопросов философии. Он рассматривается в трудах таких видных ученых, как Г. Гегель, К. Маркс, И. Ильин.

Цель исследования – нравственное воспитание детей на разных возрастных этапах. Постановка цели предопределила постановку задач исследования:

- рассмотреть понятие общечеловеческой морали;

- изучить понятие нравственного воспитания учащихся;

- сформулировать проблему морального выбора личности;

- проанализировать содержание общечеловеческой морали в контексте религиозной этики;

- рассмотреть содержание воспитания школьников на основе религиозной этики.

Объект исследования – нравственное воспитание учащихся. Предмет исследования – содержание воспитания личности на основе религиозной этики.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя системный подход, комплексный анализ, историко-логический принцип.


Структура работы следующая. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОРАЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1.1. Основные проблемы теории морали

На факторы генезиса морали существует множество точек зрения. Одна из них изложена в религиозных концепциях. Мораль была дана Богом, она неизменна. Люди постепенно стремятся приблизиться к требуемому стандарту, и то, насколько они приблизятся, будет показывать их стремление к должному.

Другая точка зрения на происхождение морали высказывается авторами, в той или иной степени разделяющими биологизаторский взгляд на происхождение морали. Представители этой школы считают, что мораль – принадлежность человека, доставшаяся ему в наследство как биологическому объекту[4].

По мнению этих авторов, механизм регуляции – мораль – изначально присущ человеку как биологическому существу. Объясняя свой подход, они опираются на то, что у всех развитых животных есть сложный механизм регуляции поведения, связанный с распределением ролей в стаде, в стае и т.д. Кропоткин подчёркивает, что животные способны и к межвидовой (совместной) деятельности.

Есть третья точка зрения: главными при возникновении морали были социальные факторы – разложение родоплеменного строя, формирование рабовладельческого, расслоение людей по признакам профессий, месту проживания, что заставляло подстраивать своё поведение под изменяющиеся условия жизни.

Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Например, одна из старейших нравственных норм содержит запрет на убийство себе подобных. Таким образом осуществлялось внутривидовое регулирование.

Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль. Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».


С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

Первая группа носила безусловно запретительный характер. Эти нормы регулировали поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли – на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.

Вторая группа норм морали регулировала семейно-брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного права, которое возникает много позже.

Третья групп норм осуществляла регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.)[5].

Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность. «Илиада» Гомера описывает мораль этого периода.

Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом[6].

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и класс.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.


Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально-мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Как моральный фатализм, так и волюнтаризм выводят моральный выбор личности за пределы добра и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке; единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает других, формально возможных, вариантов[7].

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.