Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятие «готовность к школе»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1 Понятие «готовность к школе»
1.2 Современные методики оценки готовности к школе
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
2.1 Описание организации и методов исследования
2.2 Результаты оценки готовности ребенка к обучению в школе
В работе S.A. Denham оценивается социально-эмоциональная компетентность ребенка в контексте проблемы готовности к школе. Эмоциональные и социальные факторы, включающие в себя представление о себе, взаимодействие с педагогами, социальные навыки, знание эмоций, регуляция эмоций, статус в группе сверстников, отношения привязанности часто являются факторами прогноза школьной успеваемости. Дети с виктимным или агрессивным поведением сложнее адаптируются к образовательной среде школы. Особое значение S. A. Denham придает оценке таких аспектов социально-эмоциональной компетентности ребенка, как понимание эмоций, эмоциональная экспрессивность, регуляция поведения и эмоций, навыки социального взаимодействия, решение социальных проблем [35].
Зарубежные исследователи также говорят о сложности феномена готовности к школе, выделяя наравне с необходимыми навыками и способностями ребенка особую готовность семьи и образовательных учреждений.
Различные точки зрения существуют и по вопросу неподготовленности детей к обучению в школе. Так, одни авторы предлагают доводить готовность ребенка до необходимого уровня при помощи многочисленных тренировок вне школы. Другие, в том числе и Д.П. Озубел, считают необходимым внесение изменений в школьную программу для постепенного выравнивания уровня развития всех детей [30].
Большинство исследований, которые касаются готовности ребёнка к школе в зарубежной педагогике и психологии посвящены исследованиям интеллектуальной сферы детей, то есть познавательных процессов. Необходимыми компонентами готовности к обучению зарубежные авторы считают аналитическое мышление, произвольное внимание, дифференцированное восприятие и другие специальные способности.
В работах некоторых зарубежных авторов высказывается мнение, что школьная зрелость не зависит от социальных условий воспитания и жизни, а определяется, главным образом, индивидуальными особенностями процессов созревания врожденных задатков ребенка [20].
Американской представитель направления экологической психологии У. Бронфенбреннер, в противовес этой точке зрения, основываясь на эмпирических исследованиях, подчеркивал важность межличностных отношений, в которые вступает ребёнок, его деятельности, а также социальной роли [33]. Американский педагог и психолог Дж. Брунер опытным путем доказал, важность среды, в которой живет ребенок для его формирования и развития [34]. Таким образом, этими психологами подчеркивается роль особенностей семейного и общественного воспитания, социальных факторов в формировании готовности к школьному обучению у детей.
Согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике, готовность к школе — это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе [32]. Эти качества разделяют на следующие компоненты [20]:
1) мотивационная готовность — положительный отношение к школе и желание учиться;
2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
Мотивационная или личностная готовность предполагает отношение к учёбе как к общественно значимому делу и желание активно участвовать в этом деле.
Условие формирования мотивационной готовности к школьному обучению – это, прежде всего, желание детей дошкольного возраста поступить в школу. Поначалу это желание может быть внешним: стремление получить яркий рюкзак, красивые канцтовары, потребность в новых эмоциях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. Постепенно детей дошкольного возраста начинают привлекать не внешние атрибуты школьной жизни, а внутренние потребности, в первую очередь, желание получить новые знания. Большую роль в формировании стремления к школьной жизни играет отношение взрослых к учебной деятельности как к намного более значимой и полезной деятельности, чем игра [29].
Ещё одним условием формирования мотивационной стороны психологической готовности к школьному обучению является желание детей дошкольного возраста стремление получить новую социальную роль, роль ученика. Дети дошкольного возраста стремятся подняться на новую ступень развития, вырасти в глазах более младших детей и сравняться в социальном положении со школьниками.
Следующее условие формирования личностной стороны психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это познавательная потребность, которую в полной мере невозможно удовлетворить дома или в детском саду [29].
Если у детей дошкольного возраста есть личностная мотивация к школьному обучению, то это облегчит развитие сферы произвольности. Дети дошкольного возраста с развитой учебной мотивацией стремятся выполнять правила школы, прислушиваться к требованиям учителя, стараются контролировать своё поведение в школе. Таким образом, первое условие формирования сферы произвольности психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это наличие учебной мотивации.
К концу дошкольного возраста дети могут осознавать цель своих действий, намечать примерный план действий, прикладывать усилия к выполнению действий по достижению цели, преодолевать препятствия на пути к цели. Необходимость преодоления трудностей и подчинения своих действий поставленной цели способствует развитию произвольности психических процессов. Дети дошкольного возраста начинают сознательно контролировать своё поведение, внутренние и внешние действия. Итак, второе условие формирования и развития сферы произвольности психологической готовности к школьному обучению – развитие умения планировать свою деятельность и управлять своим поведением [28].
Сфера произвольности у детей дошкольного возраста формируется при непосредственной помощи взрослого. Родители, воспитатели формируют у детей понятия «надо», «можно», «нельзя». Осознание этих понятий и подчинение правилам – это третье условие формирования сферы произвольности. На основе этих правил у детей дошкольного возраста формируются такие важные черты характера, как ответственность и дисциплинированность.
Ещё одно условие формирование сферы произвольности у детей дошкольного возраста – правильная организация взрослым деятельности детей с учётом трудности выполняемых детьми заданий и времени, отводимом на их выполнение [28].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению – третий, не менее важный компонент психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Интеллектуальную готовность детей связана с развитием процессов мышления, а именно с умениями детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, классифицировать их, выявлять причинно-следственные связи между явлениями, делать выводы. Кроме того, интеллектуальная готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению определяется повышенным уровнем развития психических процессов: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное логическое запоминание, зачатки словесно-логического мышления [23].
Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению – это систематические занятия с взрослым. Без помощи взрослого ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Взрослый помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
Помимо выдачи готовых знаний об окружающем мире взрослые должны создавать для детей проблемные ситуации, задавать вопросы, побуждающие мыслительную деятельность детей. Развитие взрослыми познавательных потребностей ребёнка и создание условий для активной мыслительной деятельности детей дошкольного возраста – второе условие формирования интеллектуальной сферы готовности к школьному обучению.
Третье условие формирование интеллектуальной сферы – ориентированность взрослых на зону ближайшего развития детей. Выполнение этого условия обеспечивает развитие психики и интеллекта ребёнка [23].
Таким образом, готовность к школе определяется уровнем развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Так, показателями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются: наличие системных знаний об окружающем мире, владение способами познания (умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать и др., достаточный уровень развития познавательных интересов и процессов, развитие связной речи и обучаемость. Личностная готовность к школе включает в себя такие критерии как эмоционально-волевая готовность, самооценка, коммуникативная готовность и мотивационная готовность. Показателями эмоционально-волевой готовности являются: начало формирования произвольности психических процессов, произвольность поведения, произвольность в деятельности, начало развития волевых качеств, произвольность эмоциональной регуляции. Показателем личностной готовности ребенка к школьному обучению является зарождение адекватной самооценки. Коммуникативная готовность ребенка к школе подразумевает произвольное общение ребенка со взрослым и со сверстниками. Показателями мотивационной готовности служат познавательная мотивация, социальная мотивация и формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника».
1.2 Современные методики оценки готовности к школе
Проблема диагностики готовности к школе детей дошкольного возраста актуальна как в психологии, так и в педагогике, и на современном этапе развития психолого-педагогической науки требует расширения диагностического потенциала, актуализации современных методик диагностики по данной теме, а также современных методических материалов для создания новых программ подготовки ребенка к школе, позволяющих своевременно корректировать тот или иной компонент готовности к школе.
Издания, предлагающе полный диагностический комплекс готовности к школе представлен опытными отечественными авторами. Рассмотрим их более подробнее.
Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет/ под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с. [26]. Данное пособие представляет полный методический аппарат в виде анкеты, диагностических методик и карт развития ребенка, который позволяет не только определить уровень готовности к обучению в школе, но и ее динамику, а также провести оценку уровня развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; выявить степень осведомленности ребенка в основных областях знаний (окружающий мир, элементарные математические представления) и пр.
Данная книга может быть интересна довольного широкому кругу работников дошкольного образования, она удобна в использовании, разбита на блоки компонентов готовности к школе. Методики расположены блоками, компактно, с оценочными шкалами. Преимуществом данного пособия, на наш взгляд, является дополнительный ракурс готовности к школе в виде познавательных методик осведомительского характера (о мире, о профессиях, математика и пр.), что позволяет представить более полный диагностический инструмент для изучения готовности к школе у детей дошкольного возраста. К данному комплексу методик отдельно продается диагностическая тетрадь с тестами (в печатном, иллюстрированном варианте), однако отметим некоторое неудобство тетради, она очень объемная (90 листов) и не всегда ее эффективно использоваться для диагностики, однако в домашних условиях данная тетрадь может служить развивающим и подготавливающим к школе пособием.
Бахунова Е.П. предлагает тетрадь «Проверяем готовность ребенка к школе. ФГОС» (под ред А. Яненко), М.: Феникс, 2018. – 39 с. [3].
В данной тетради представлены разнообразные упражнения, направленные на изучение и развитие логики, математики, памяти, восприятия и внимания детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс достаточно понятен ребенку, содержит различные иллюстрации, которые можно в процессе выполнения заданий раскрасить. Данная книга может быть рекомендована для выполнения ребенком в совместной деятельности со взрослым. На наш взгляд, данная тетрадь может быть довольно затруднительна в диагностическом аспекте, так как предполагает индивидуальное выполнение и наблюдение за ребенком, направлена в основном на фиксацию интеллектуального компонента готовности к школе, отсутствуют задания на эмоциональный и мотивационный компоненты. Однако данная книга может служить хорошим средством развития ребенка, подготовки его к школе, как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.