Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятие «готовность к школе»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пособии Павловой Т.А. «Диагностика ребенка к школе. – М.: Сфера, 2007, 128 с. [25], представлены диагностические методики, позволяющие изучить психические особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста, а также определить степень ориентировки в окружающем мире, мотивационную составляющую желания пойти в школу, учебные мотивы, тип школьной зрелости и развитие предпосылок учебной деятельности, изучить когнитивную сферу и моторику рук. В данной книге достаточно подробно и структурировано представлен диагностический материал, позволяющий не только выявить степень готовности к школе, но и определить адаптационный потенциал ребенка – будущего первоклассника. Данная книга написана стандартно, и в целом иллюстрирует обычный объем диагностических методик, направленных на изучение компонентов готовности к школе. Пособие можно использовать как педагогам дошкольных учреждений, так и родителям в домашних условиях.

Среди новейших диагностических методических пособий невозможно обойти вниманием и программный (компьютерный) комплекс «Диагностика готовности к школьному обучению», который состоит из двух разделов. В первом блоке изучаются особенности познавательной деятельности с помощью известных методик: «Цветные прогрессивные матрицы Равена», «Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка»» (методика Л. И. Переслени, В. Л. Подобеда), «Корректурная проба» (буквенный вариант), тест «Телевизор» (авторы М. В. Луткина, Е. К. Лютова), методика исследования словесно-логического мышления Замбацявичене Э. Ф.

Во втором блоке проводится диагностика личностной сферы с помощью теста тревожности А. М. Прихожан, методики «Домики» О. А. Ореховой, методики изучения мотивации М. Р. Гинзбурга [25].

Данная компьютерная программа разработана российскими специалистами, и направлена на комплексную оценку готовности к школе по познавательным и эмоциональным параметрам, что позволяет: выделить индивидуально-психологические особенности ребенка, его потенциал и адаптационные возможности, а также сделать оценку его готовности к школе. Несомненным преимуществом данного диагностического комплекса является возможность не только компьютерной диагностики, но и использование бланковой формы, с последующим внесением полученных результатов тестирования в базу данных, и компьютерной обработкой. Программа поставляется на дисках, с набором карточек для бланкового проведения методик и руководством пользователя. Несомненно, в современных условиях данный комплекс обладает эффективностью в использовании, недостатком, на наш взгляд, является высокая цена и отсутствие возможности добавления в компьютерный анализ других методик (более углубленный анализ в случае выявления проблем одного из компонентов готовности к школе), однако данную проблему можно решить в индивидуальном порядке, а в целом данная программа подходит для масштабного мониторинга в условиях образовательной организации.


Компания «Иматон» представляет диагностический набор «Методика Л.А. Ясюковой (часть 1) [31]. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для гимназий. Базовый вариант». В данной методике раскрыты основные психолого-социальные технологии оптимизации обучения и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Л.А. Ясюкова, являющаяся опытным специалистом в области школьной психодиагностики, на основании анализа особенностей процесса учебной деятельности подобрала диагностические методики, которые позволяют выявить не только индивидуально-психологические особенности ребенка, но и сделать прогноз его обучения в условиях современной образовательной системы. Данный комплекс имеет три варианта методик, но нам интересен базовый вариант для общеобразовательных школ, который содержит методики диагностики готовности к школе (в том числе и повышенный уровень по стандарту гимназических программ), что позволяет грамотно спланировать коррекционную работу в том или ином направлении. В данный комплекс включены стимульные материалы не только для диагностики готовности к школе, но и для исследования понятийного интуитивного и понятийного логического мышления в рамках диагностики УУД. Отметим, что несомненным преимуществом данной методики является структурированный комплекс диагностического материала, направленный на когнитивное развитие детей, однако отсутствуют методики для исследования эмоционального и мотивационного компонента готовности к школе. Более всего данный диагностический набор подходит для психолога начальной школы в период адаптации учащихся с целью выявления проблем готовности к школе и развитию УУД.

Для родителей, желающих подготовить ребенка к школе самостоятельно, дополнить занятия в детском саду на современном этапе так же представлено много диагностических и развивающих пособий.

В основе данных диагностических пособий представлены известные психологические тесты с образцом обработки, бланковым представлением результатов, которые позволяют выявлять динамику подготовки к школе ребенка. В качестве примера можем представить книгу в авторском исполнении С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой «Большая книга тестов» (Росмен, 2017) [10]. В данном сборнике представленные тесты могут определить проблемные зоны ребенка в той или иной сфере, а также несомненно удобно для родителей будет то, что авторами предложено достаточно много упражнений, которые улучшат результаты тестовых срезов.


Так же для родителей представлено множество книг, раскрывающих особенности изучения той или иной сферы развития ребенка, например, О.Е. Грибова «Экспресс-обследование. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?» (АРКТИ, 2014 г.) [11], предлагает тестовые задания, определяющие норму развития речи детей старшего дошкольного возраста. В книге представлены тестовые задания в доступной форме в форме логопедического обследования всех сторон речи.

Е.Н. Лункина «Тесты для будущих первоклассников» (Владос, 2017 г.) [19] раскрывает родителям своеобразные показатели определения возрастных норм детей по различным аспектам развития ребенка (от интеллектуального до речевого). В книге достаточно доступно представлены задания тесты, которые могут позволить представить полную картину готовности к школе, и в случае выявления низких результатов развивать «проблемные» зоны.

Так же для родителей детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста представлено множество тестовых тетрадей, в которых практические задания сочетаются с тестовой направленностью и развитием готовности к школе ребенка. Например, Е. Бортникова «Проверяем готовность ребенка к школе. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. В 2-х частях» (Литур, 2017) [5] предлагает проверочные задания по трем разделам: обучение грамоте, развитие связной речи, техника чтения. Во второй части представлены задания по другим разделам: математика, логическое мышление, память, внимание, мелкая моторика, окружающий мир. Данное пособие-тетрадь предлагает не только выявить затруднения в том или ином аспекте готовности к школе и обратить на них внимание, но и может быть использовано как обучающее и развивающее пособие в совместной работе родителей и детей.

Современный обзор новейших методик диагностики готовности к школе детей дошкольного возраста и их развития позволил выделить основные тенденции – это усложнение требований к готовности к школе, ведь все диагностические параметры содержат множество показателей, блоков развития ребенка, предполагают структурированный диагностический комплекс, позволяющий не только определить уровень готовности к школе у детей 5-7 лет, но и использовать данные методики для оценки динамики развивающих занятий как в условиях дошкольной образовательной организации педагогами и психологами, так и в домашних условиях родителями.

Одна из современных тенденций – это использование интерактивных и компьютерных программ, позволяющих не только оценить готовность к школе методом диагностики, но и проанализировать в единый результат итоги различных блоков диагностик, что делает данные программы удобными в масштабах образовательных учреждений, с целью проведения мониторинга в условиях нехватки времени и предоставления отчетного индивидуального и группового результата.


Так же одна из современных тенденций данной темы – это множество актуальных книг, посвященных развитию ребенка старшего дошкольного возраста, с целью достижения готовности к школе. Например, В.А. Егупова в книге «Познаю мир» (Ломоносовская школа, 2016) [13], своей задачей ставит организацию совместных с родителями занятий, на которых дети 5-7 лет получают представление об окружающем мире, не только в устной форме, но и на практическом опыте (вырезают, рисуют, раскрашивают), развивая воображение, речь, внимание и память, пополняя словарный запас. Е.В. Володина «Пишу красиво» (Ломоносовская школа, 2015) [8] предлагает упражнения для подготовки моторики рук к письму, улучшения координации движения. В пособии описаны пальчиковые игры, а также серии тестов после занятий с целью оценки динамики развития ребенка.

Пособие Н.Р. Липской «Познаю мир: Родная страна» (Эксмо-Пресс, 2013) [17] направлено на развитие личностного и нравственного компонентов готовности к школе. Данная книга представлена в виде рабочей тетради по определенным темам, в которой необходимо ответить на вопросы, выполнить различные упражнения, направленные на развитие любознательности, речевых навыков, нравственно-патриотические компоненты воспитания.

Таким образом, в целом можно продолжать этот список бесконечно, так как современными авторами охвачены все сферы развития ребенка (не раннего обучения, а именно развития, согласно возрастным нормам), такие как: математические представления, личностное развитие, родная речь, изобразительное развитие и пр.

Очень важно, что все вышеописанные методические пособия в оценке готовности к школе используют игровой метод обучения и развития, наиболее эффективный в дошкольном возрасте и направленный на формирование положительной мотивации ребенка к учению, что повышает его уровень готовности к школьному обучению.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

2.1 Описание организации и методов исследования

Целью эмпирического исследования является оценка готовности к обучению в школе.

Для достижения цели были разработаны следующие задачи:


1. разработать программу эмпирического исследования;

2. выбрать методики для изучения готовности ребёнка в школе;

3. исследовать готовность ребёнка к школе путём выбранных методик;

4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

5. разработать рекомендации по результатам проведённого исследования.

Программа эмпирического исследования состоит из следующих этапов:

1 этап – подготовительный, на этом этапе определялись база и выборка исследования, а также методики для исследования готовности дошкольников к школе;

2 этап – диагностический, констатирующий, на этом этапе была проведена диагностика готовности дошкольников к обучению в школе;

3 этап – аналитический, на котором результаты констатирующего исследования анализировались, сравнивались, по итогу обобщались выводы об оценке готовности детей к школе, разрабатывались рекомендации.

Базой исследования послужил детский сад №2100 Академии им. Лермонтова г. Москва.

Выборка исследования: 2 группы детей старшего дошкольного возраста по 15 детей в каждой (группа 1 и группа 2), общее количество дошкольников – 30 детей, возраст детей 5 – 6 лет. Группа 1 – старшие дошкольники, не проходящие дополнительную подготовку к школе с учетом оценки готовности к школе, а группа 2 – дети, занимающиеся дополнительно по программам, включающим оценку готовности к школе современных методик, создающих благоприятную образовательную среду в дошкольной образовательной организации.

В качестве методики были использованы следующие:

- методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) - изучается восприятие;

- методика «Пиктограмма» - изучается память;

- методика «Корректурная проба» А.Л. Венгера - изучается внимание;

- методика «Полянки» А.Л. Венгера - изучается мышление;

- методика «Лесенка» В. Щур – изучается сфера самооценки;

- методика «Паровозы» Н.Г. Салминой, О.Г. Филимоновой – изучалась произвольность (саморегуляция).

- методика «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера - изучалась мотивационная готовность.

2.2 Результаты оценки готовности ребенка к обучению в школе

После проведения констатирующего исследования, результаты были сведены в общие таблицы по группам.

Исследование проходило в несколько этапов, в течение месяца, диагностика проводилась индивидуально, с одним ребенком одна методика в один день, больше методик с одним и тем же ребенком в тот же день не проводилось.