Файл: Оценка готовности детей к школе (Понятие «готовность к школе»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1 Понятие «готовность к школе»
1.2 Современные методики оценки готовности к школе
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
2.1 Описание организации и методов исследования
2.2 Результаты оценки готовности ребенка к обучению в школе
2.3 Рекомендации по результатам проведенного исследования
Условия формирования безопасной образовательной среды должны создаваться, обеспечиваться и придерживаться всеми участниками образовательного процесса, воспитательной и психологической службами, административным аппаратом и т. д.
К базовым организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим безопасную образовательную среду детского сада можно отнести:
- высокий уровень материально-технического обеспечения учебного заведения; наличие соответствующей учебно-методической базы, обеспечивающей полноценную реализацию целей образовательной деятельности, её целостность и направленность на реализацию образовательных и воспитательных целей; наличие комфортных социально-бытовых условий при организации учебно-воспитательного процесса, которые мотивируют личность к активности и добросовестному выполнения своих служебных обязанностей; надлежащая организация учебно-воспитательного процесса, где в полной мере реализуются принципы обучения и воспитания, цели, содержание и цель образования; высокий уровень привлечения всех субъектов учебно-воспитательного процесса в процессы совершенствования функционирования учреждения; высокий уровень психологической подготовки (психологическая устойчивость) участников образовательной среды; высокий уровень психологической безопасности, свободной от проявлений психологического насилия, что обеспечивает психическое здоровье всех участников учебно-воспитательного процесса и гарантирует создание благоприятного морально-психологического климата в образовательной среде.
- Положительное отношение к психологической безопасной образовательной среде всех ее субъектов и удовлетворенность характеристиками этой среды; обеспечение информационной безопасности образовательной среды и формирование информационной культуры всех участников; организация и проведение консультаций, тренингов, научных семинаров и конференций по формированию и развитию культуры безопасности всех участников процесса образования.
- Соблюдение правил и норм безопасного поведения всеми участникам; наличие технологий (мероприятий, способов, методов и т.д.) по обеспечению защиты от угроз нарушения всех видов безопасности (психологическая, информационная безопасность, безопасность жизнедеятельности, и другие).
- Наличие рекомендаций для специалистов, отвечающих за комплексную безопасность; готовности к успешному преодолению трудностей, проблем, которые возникают в процессе обучения, воспитания и общения.
- Высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев и т.д.; психолого-педагогическое сопровождение становления личности.
- Высокий уровень защищенности от всех видов насилия во взаимодействии; наличие социально-правовой и психологической поддержки деятельности в сфере формирования развивающей среды.
- Наличие эффективных форм разрешения конфликтов между участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (наличие толерантности и готовности участников образовательного процесса к конструктивному решению конфликтов, преодоление стрессовых состояний и развитие партнерских отношений); наличие организационных и психолого-педагогических технологий обнаружения (путем организации и проведения мониторинга безопасности развивающей среды), противодействия и в дальнейшем предотвращения опасностей и угроз безопасности.
Готовность к школе обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
- Отсутствие необоснованных запретов.
- Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
- Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых.
- Субъективно-личностное общение с ребенком.
- Представление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
- Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
- Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
- Открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
- Поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
- Наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими.
- Удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Оценка готовности к школе показывает, что образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве определения понятия готовности к школе и ее компонентов, мы использовали следующее: комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Компоненты психологической готовности к школе: мотивационная (личностная) готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность.
Анализ методических условий оценки готовности к школьному обучению показал, что цели дошкольного образования, состоящие в развитии личности, обладающей готовностью к школьному обучению, обеспечиваются, прежде всего, культуротворческой, социально богатой окружающей средой. Среда является решающим фактором воспитания и образования.
Во второй части нашего исследования мы изучали готовность ребёнка к обучению в школе в группах дошкольников с различным подходом к оценке готовности к школе. В группе 1 не проводились дополнительные занятия, особенности оценки готовности к школе состояли в том, что не организовывалась образовательная среда в ДОО, тогда как в группе 2 проводились дополнительные занятия, была создана специальная образовательная среда, регулирующая удовлетворенность детьми детским садом, повышающая мотивацию к учению и пр. Результаты оценки готовности дошкольников к обучению в школе показали, что в группе 1 у детей преобладает низкий уровень готовности, а именно в области волевой и мотивационной готовности к обучению, уровень личностной готовности детей в этой группе средний. В группе 2 уровень готовности к школьному обучению высокий по всем параметрам. По результатам исследования были разработаны рекомендации по формированию образовательной среды в дошкольном учреждении, направленные на повышение удовлетворённости параметрами образовательной среды и повышении уровня готовности детей к школьному обучению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс. 2001. 752 с.
- Барсукова О.В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению // Школьная педагогика. 2017. №2. С. 2-5.
- Бахунова Е.П. Проверяем готовность ребенка к школе. ФГОС / под ред. А. Яненко). М.: Феникс, 2018. 39 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 230 с.
- Бортникова Е. Проверяем готовность ребенка к школе. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. В 2-х частях. М.: Литур, 2017. 64 с.
- Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. М.: Просвещение, 2010. 173 c.
- Веракса А.Н., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н., Якупова В.А. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 467-468.
- Володина Е.В. Пишу красиво. М.: Эксмодетство, 2015. 128 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Большая книга тестов. М.: Росмэн, 2017. 137 с.
- Грибова О.Е. Экспресс-обследование. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? М.: АРКТИ, 2014. 24 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание. СПБ.: Питер, 2007. 208 с.
- Егупова В.А. Познаю мир. М.: Эксмодетство, 2016. 152 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2014. 268 с.
- Кулагина И.Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. С. 889-891.
- Лагунова Н.С. Мотивационная готовность детей к школе (5-6 лет) // Психологическая студия: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, 2018. С. 115-117.
- Липская Н.Р. Познаю мир: Родная страна. М.: Эксмо-Пресс, 2013. 138 с.
- Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3. С. 17-22.
- Лункина Е.Н. Тесты для будущих первоклассников: методическое пособие / Е.Н. Лункина. М.: ВЛАДОС, 2017. 39 с.
- Мальцева О.А., Шумилова Е. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе // Сборник научных работ молодых ученых института психологии и педагогики ТюмГУ 2016. С. 120-127.
- Мамедова Л.В., Кичигина С.А. Исследование психологической готовности дошкольников к обучению в школе // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-96.
- Мусатова О.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: понятие, структура, современные особенности // Начальное образование: проблемы и решения материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 623-629.
- Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. №4 (66). С. 50-58.
- Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера. М.: Просвещение, 2012. С. 58.
- Павлова Т.А. Диагностика ребенка к школе. М.: Сфера, 2007. 128 с.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. Н.Е. Вераксы. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 112 с.
- Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1296-1299.
- Харисова Э.В. Современный взгляд на готовность к школе // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 197-199.
- Шевыркина Л.М. Исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T10. С. 56-60.
- Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста // Журнал научно-педагогической информации. Институт научной информации и мониторинга РАО [Электронный ресурс]. URL: http:// paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
- Mетодика Л.А. Ясюковой (часть 1). Комплект для гимназий. Базовый вариант. М.: Иматон [Электронный ресурс]. URL: http://shop.lanberg.ru/index.php?p=shop&action=showproduct&id=856&cid=10&pname=metodika-l-a-yasyukovoi-chast-1-opredelenie-gotovnosti-k-shkole-prognoz-i-profilaktika-problem-obucheniya-v-nachalnoi-shkole-komplekt-dlya-gimnazii-kabinetnyi-variant
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/.
- Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology / W. Damon & R.M. Lerner. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development. N.Y., 1998. P. 993–1028.
- Bruner, J.S. The Culture of Education J.S. Bruner. Cambr., Mass.: Harvard University Press, 1996. 224 p.
- Denham S. A. Social-Emotional Competence as Support for School Readiness: What Is It and How Do We Assess It? / Susanne A. Denham // Early Education and Development. 2006.Vol. 17. №1. P. 57-89.
- Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five? to six-year-old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. 2011. Vol. 31. № 1. P. 3-16.
- Snow K. L. Measuring School Readiness: Conceptual and Practical Considerations / Kyle L. Snow // Early Education & Development. 2006. Vol. 17. № 1. P. 7—41.