Файл: Возникновение права (Основные подходы к пониманию права).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
2)праву присущ такой признак как формальная определенность. Она Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных статьями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное преступление.
3)Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовать их с существующими. Только системное, непротиворечное официально существующим, право способно выполнить стоящие перед ним задачи.
4)Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразованиях. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативно-правовые акты, активно разрабатываются и применяются новые.
5)Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным слоям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство людей перед законом и судом.
Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организации, технические и воспитательные, принудительные меры государственных органов по соблюдению гражданами юридических норм.
Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
Функции права
Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций права:
- Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантия ей доступа к достижениям культуры и образования, право тем самым обеспечивает предпосылки для его норм и всестороннего развития.
- Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и прочие.
- Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участию личности в делах общества, ее возможности объединить с другими общественными организациями и партиями, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека и деятельности государства.
- Воспитательная функция права выполняется по средствам описания в диспозициях правовых норм, моделей необходимого или дозволенного поведения людей.
Право также выполняет специально-юридические функции. К ним относятся Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
регулятивная и охранительная функции.
- Регулятивная функция-это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах (регулятивная статическая функция), а также с помощью данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и организации общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие (регулятивная динамическая).
- Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пересечение и предотвращения противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций к лицам, совершивших правонарушение. Одни отрасли права содержат нормы преимущественно регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей степени охранительно функцию, например, уголовное право.
Термин "функционирование права" означает действие права в жизни общества, осуществление его функций в общественных отношениях.
Функции права можно классифицировать следующим образом:
Общесоциальные
Спсциально-социальные (юридические)
Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
Общесоциальные
информационная
ориентационная
воспитательная
информирование граждан, то есть до-
- ориентирование граждан на позитивные
- загальноправовий влияние на духовную сфе-
ведение до сведения адресата, о направлениях регулирования общественных отношений, их права, обязанности и ответственность
правовые установки, которые предлагают оценку права и готовность действовать в соответствии с его нормами
ру, воспитание уважения права
(правовая информация)
(правомерное поведение)
(правовое обучение)
Специально-социальные (юридические)
Регулятивная
Охранная
- функция упорядочения общественных отношений, определения линии Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
поведения людей, наделение их определенными правами и обязанностями
- функция установления и гарантирования государством мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения, которая имеет целью вытеснение вредных для общества отношений и охрану положительных
Регулятивная функция права может быть разделена на статическую и динамическую:
Регулятивная статическая
Регулятивная динамическая - функция упорядочения общественных отношений путем закрепления основных прав и свобод личности, компетенции государственных органов и должностных лиц (например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользования и распоряжения).
- функция обеспечения активного поведения субъектов права (например, возложение обязанности платить налоги, отбывать воинскую повинность).
Осуществляется с помощью разрешительных (таких, которые предоставляют правомочия) и запретительных норм, которые влекут правоотношения пассивного типа.
Осуществляется с помощью обязательств, связывая норм, влекущих правоотношения активного типа.
Охранительная функция выражается в следующем:
определение запретов на совершение противоправных деяний;
Книга: Теория государства и права. Скакун О.Ф.. Главы 1-17.
установление юридических санкций за совершение таких деяний;
непосредственное применение юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.
Охранительное воздействие права осуществляется с помощью специальных охранительных норм, а также регулятивных норм, направленных на охрану субъективных прав.
3.1 Соотношение государства и права
Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.
Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.
Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
Эта позиция обосновывает подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривается исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.
Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного Теория права и государства: Учебник. Под ред. проф. Т11 В. В. Лазарева – М.: Новый Юрист, 1997.-432с.
режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.
Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.
Третья позиция — дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права как регулятора общественных отношений.
Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.
Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из Теория права и государства: Учебник. Под ред. проф. Т11 В. В. Лазарева – М.: Новый Юрист, 1997.-432с.
различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.
Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные
периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга. Рассмотрим сначала воздействие права на государство.
В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.
Первое направление характеризуется тем, что право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.
Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком.
Право определяет пределы воздействия государства на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его Теория права и государства: Учебник. Под ред. проф. Т11 В. В. Лазарева – М.: Новый Юрист, 1997.-432с.
деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.
Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большей мере оно связывает государство. Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:
1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т. д.;
2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;
3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.
Выше отмечалось, что воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической (правовой) политике. Она часть общей политики государства. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и Теория права и государства: Учебник. Под ред. проф. Т11 В. В. Лазарева – М.: Новый Юрист, 1997.-432с.