Файл: Возникновение права (Основные подходы к пониманию права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На пути изучения какого – либо предмета или явления нам необходимо знать его историю происхождения для более точного понимания того как работает та или иная система, в чем заключается его коэффициент полезности , его проблематика, а так же причины, в последствии чего у человечества появилась потребность в создании новой общественной системы.

При написании данной курсовой работы предметом изучения является право, как совокупность предписаний, по которым осуществляется жизнь в обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что человек, как вид, не может сосуществовать в обществе с совместной сознательной деятельностью людей без системы правил поведения.

Появление права как вида свободы и его реализация зависят от его места возникновения. Его территориальное расположение может в первую очередь определить эпоху возникновения, скорость развития, его вид, вероисповедание народа, проживающего на определённой территории, так как религия является истоком морали, которая есть источник формирования правил, создающих право.

Для последовательного изучения темы в работе приводится общая характеристика самого понятия «право», а так же истоков возникновения и формирования права. Понятно, что в рамках настоящей работы можно дать лишь самое общее представление о праве, ибо оно принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Далее в работе непосредственно освещаются наиболее известные теории происхождения права. В разделе работы представлены признаки права, которые отличают его от нормативных регуляторов первобытного общества.

Отличительной чертой первобытного общества от современного является установление правовых норм государством, о взаимосвязи права и государства пойдёт речь в заключительной главе.

Для подробного изучения темы необходимо обозначить цели и задачи, следуя которым можно будет охарактеризовать каждый из вопросов курсовой работы, и что немало важно, сделать выводы на основе полученных знаний.

Цель работы – рассмотреть понятие право, его происхождение, роль в обществе.

Задачи курсовой работы :

- рассмотреть причины возникновения права;

- определить этапы его формирования;

- рассмотреть основные теории возникновения права;

- изучить функционирование права;

- проанализировать взаимосвязь государства и права.

1.Понятие права


1.1 Основные подходы к пониманию права

Известно, что среди теоретиков государства и права никогда не было и нет единства в отношении понимания права, а точнее, в отношении определения понятия права. Это обусловлено, прежде всего, тем, что право – это одна из самых сложных, тонких и многоаспектных научных категорий, которая постоянно вызывала и вызывает живые дискуссии среди юристов – ученых и практиков.

Да и само понятие «право» использовалось и используется людьми в самых разных значениях: как система норм, причем не только юридических, но и заложенных в обычаях, морали, нравственности; как допустимая мера, масштаб поведения; как право на что-то. Смысл слова «право» нередко связывается со словами «справедливый», «правильный», «правый», «правда» и др. Иными словами, юристы, как когда-то справедливо заметил И. Кант, не нашли и все еще ищут точное определение понятия права.

Надо отметить, такая неопределенность в подходах к пониманию права была всегда, и в силу сложности и многозначности права ученые-мыслители с древних времен ведут поиск наилучшего, наиболее приемлемого определения понятия права. Рассмотрим основные из этих научных подходов, а точнее школ теории права.

Нормативистская школа права берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования ко всему окружающему (и праву тоже), к «чистой воле», не зависимой ни от чего: ни от внешних, ни от внутренних сил и явлений. Под воздействием идей И. Канта эта школа выступала в XIX в. как либеральная нормативно-правовая теория, видным представителем которой был Х. Кельзен (самая известная его

Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

работа – «Чистая теория права»).

Под чистой теорией права он понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке: социология, психология, этика, политическая теория и др. В основу такой идеи заложена мысль о том, что юридическая наука призвана заниматься не социальными и нравственными основаниями правовых установлений, а юридическим (нормативным) содержанием права. Чистая теория предполагает преодолеть также исключение из нее идеологических оценок; «чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой».


По Х. Кельзену, право есть совокупность норм, реализуемая в принудительном порядке в обществе. Он подчеркивает его отличие от морали и религии. Мыслитель утверждал, что право старше государства, поскольку право возникло еще при первобытном строе, когда общество, разрешая людям совершать акты принуждения (месть) в одних случаях и запрещая в других, установило монополию на применение силы для обеспечения безопасности всех людей. Впоследствии правовое общество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, т.е. органами самого государства.

Внутригосударственное право, по Х. Кельзену, выступает замкнутой регулятивной системой в виде пирамиды, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что соответствует норме более высокой ступени. На вершине пирамиды нормы конституции, далее «общие нормы», установленные законодательством или обычаем, нижняя ступень –

индивидуальные нормы, создаваемые судом или администрацией при рассмотрении конкретных дел, споров между людьми Источником единства правовой системы Х. Кельзен называет основную норму. «Основная норма – Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

это общий источник действительности всех норм, принадлежащих к одному порядку, их общее основание действительности», – считал он. Это логическое понятие («мысленное допущение»), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Она может быть представлена в виде высказывания: «Должно вести себя так, как предписывает конституция».

Теория Х. Кельзена построена также на отождествлении права с государством, и это отождествление идентично правопорядку. Как организация принуждения государства нормы международного права имеют преимущество над внутренним законодательством любого государства.

Школа естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских юристов. В эпоху средневековья эта школа получила развитие в трудах Фомы Аквинского. Однако как одно из основных направлений правопонимания эта школа сложилась в период разложения феодализма, подготовки проведения буржуазных революций XVII–XVIII вв. (в трудах Г. де Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).

Школа естественного права базируется на двух системах права – на естественном и позитивном (положительном) праве. Позитивное право – это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных нормативных правовых актах государства, в том числе санкционируемых им обычаях.


Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

Сторонники этой школы доказывали, что в отличие от позитивного

Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной школой в качестве естественных положений, – это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, ответственность, безопасность, сопротивлением гнету и др. Их охрана должна быть целью любого общества и государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее положениям права естественного, должно быть заменено (вместе со всеми прочими устаревшими отношениями и государственными органами и учреждениями) на такое положительное право, которое основывалось бы на естественных законах, способствовало бы реализации исходных идей естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как справедливое и вечное.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии в период феодальной раздробленности. Историческая школа права, наиболее крупным представителями которой были Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, явилась выражением власти на идеи естественной школы права.

Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у всякого народа есть свое, свойственное только ему право, не похожее на право какого-либо иного государства и определяемое присущим ему народным духом. Право каждого народа – это проявление общего народного духа, «общее сознание», «общее убеждение» народа. Оно результат исторического процесса. Передаваясь с

молоком матери, от поколения к поколению, право саморазвивается и постепенно складывается, подобно языку и нравам.

Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются на основе сложившейся практики. Соответственно, закон – это не основной источник права. На первое место сторонники данной школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не знают предписаний закона, но каждому известен, как устроен распорядок жизни. При этом всякий институт, например рабство в античном мире, если он исторически сложился и стал привычным, оправдан, поскольку он существует.


С этих позиций историческая школа права отстаивала действовавшее в Германии право, закрепляемые им феодальные отношения и институты.

Психологическая школа права, пронизанная психологизмом и иррационализмом, получает распространение в начале XX в. в Германии и Франции.

Наиболее основательно и оригинально эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким в работах «Введение в изучение права и нравственности», «Эмоциональная психология», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и др.

В частности, для обозначения регуляции поведения Л.И. Петражицкий вводит понятие интуитивного права. Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан. Тем самым, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного. Эмоции, переживания, импульсы, осознания – вот то, что, по м

предписаний (норм) в реальное поведение людей.

Кроме того, свое понимание права он связывает с двоякого рода обязанностями. При этом утверждается, что всякая обязанность вызывает в Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 2 - Теория права. 2011

нашем сознании чувство связанности нашей воли: сознание обязанности выражается в том, что мы должны поступать так, а не иначе. Но не все обязанности связывают нашу волю одинаковым образом, доказывает он на примерах из практики.

Словом, доказывается, что наши обязанности бывают двух родов: в одних случаях обязанность лица сознается закрепленною за другим или другими лицами, принадлежащей другому, как его добро, в других случаях обязанность лица представляется односторонне связывающей, не закрепленной за кем-либо другим. В этом-то Л.И. Петражицкий и видит тот характерный признак, который отличает правовые обязанности от нравственных. Обязанности, по отношению к другим свободные (односторонне связывающие), он считает обязанностями нравственными; обязанности же, по отношению к другим не свободные (закрепленные активно за другими и образующие, таким образом, двустороннюю связь), он признает обязанностями правовыми, юридическими.

Различию обязанностей соответствует различие повелительных норм, управляющих нашим поведением. Существо одних из этих норм (нравственных) состоит исключительно в авторитетном предопределении нашего поведения: предписывая нам то или другое (например, утешать страждущих, любить ближних), эти нормы ничего не закрепляют за другими людьми, ничего не приписывают им как с нас должное, следуемое. Существо же других правовых норм (например, занятое имущество должно быть возвращено должником) состоит в двух функциях: с одной стороны, они авторитетно предопределяют наше поведение; с другой стороны, они