Файл: Возникновение права (Основные подходы к пониманию права).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
- это неизменность права, основанного на природе. Право разума, к которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а поддается только раскрытию. Право разума - то, что называют обыкновенно Правом Природы или Законом Природы и что можно было бы также назвать Всеобщим Законом, потому что соблюдать его обязан весь род человеческий, или еще Вечным законом, потому что оно не подлежит изменениям подобно положительным законам.
Природа и разум едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа. Отсюда третий вывод в учении рассматриваемой школы - космополитизм права. Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может быть и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно - человеческое. Если в действительности наблюдается различие в правах не только между странами, но даже в пределах той же страны, то это лишь плод исторических предрассудков.
Исторически сложившееся право есть произвольное уклонение от права природы; основная задача государственной власти - создать право, соответствующее праву природы. В этом основном положении раскрывается главный недостаток теории школы естественного права - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве и начала закономерности в развитии права. Законодатель, кто бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент, является продуктом своего времени, его идей, его стремлений, его потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и не встречало трений, способных противодействовать его применению, необходимо, чтобы, Бошно С. В. Правоведение
оно соответствовало историческим условиям существования данного общества. Единство права может быть достигнуто лишь путем сближения условий существования различных народов.
Отношение к теории естественного права в отечественном правоведении неоднозначно. Для советского периода характерно открытое непринятие естественно-правовых взглядов, которые оценивались как метафизические и субъективные1. В последние годы отношение к теории естественного права подвергается пересмотру: от скрытого непринятия и сдержанных оценок до восторженного признания этой доктрины единственно верным учением.
1.3. Психологическая теория
Психологическая теория (Петражицкий Л, Дьюи, Росс и другие) связывают возникновение и существование права с правовыми переживаниями, в основе которых лежат императивные (обязывающие) и атрибутивные (притязательные) эмоции, порождающие права и обязанности. Л.И. Петражицкий подразделяет право как переживания правового характера на интуитивное право (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное право (основанное на внешних предписаниях). По мнению представителей психологической ориентации, законы, обычаи, судебная практика представляют собой нормативные факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют его интуитивному праву1. Подобный субъективно-идеалистический подход к праву характерен для скандинавской школы права (Оливеркон, Росс) и находит своих сто-
ронников в России (В.Н. Синюков, Л.В. Петрова) среди тех, кто отвергает материалистический подход к праву и отдает предпочтение герменевтике как непосредственному и во многом интуитивному проникновению в сущность Бошно С. В. Правоведение
изучаемых явлений.
1.4. Материалистическая теория
Материалистическая теория связывает происхождение государства и права с социально-экономическими факторами, такими, как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. По Энгельсу, в связи с расколом общества на классы возникло государство как политический (властный) аппарат экономически господствующего класса, при помощи которого удерживаются в узде неимущие классы2. Исходя из этого, "все законодательство имеет, прежде всего, целью защиту имущих от неимущих... Только потому, что есть неимущие, нужны законы2..." При таком подходе право рассматривается как инструмент государства и орудие осуществления воли господствующих классов. Вместе с тем упускается из вида, что право появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный результат развития нормативной системы, когда социальные нормы неправового характера (обычаи, традиции, нормы морали) оказываются не в состоянии регулировать экономические процессы, а значит, и упорядочивать отношения между различными социальными группами и членами общества, ограничивать произвол одних и своеволие других. В новых экономических условиях право, опирающееся на силу государства, становится единственной нормативной системой, способной обеспечить потребности производящей экономики и вместе с тем регулировать отношения, связанные с распределением, обменом и потреблением товаров, и, наконец, ограничить социальные столкновениям удержать в рамках общественного порядка существующие противоречия.
Марксистская теория возникновения права, основанная на материла
Бошно С. В. Правоведение
листическом подходе, преувеличивает связь права с государством, принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждается, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права, и тем са-
мым насаждается репрессивная, карательная и принудительная функция права. Вместе с тем материалистической теории права присущ принцип историзма, правильный подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями экономической жизни общества, его структурой и классовыми интересами.
Бошно С. В. Правоведение
Глава 2 Формирование права
2.1 Пути формирования права
Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.
На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных.
Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанности, но не возможность. Хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым. Так, источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, Бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. Священном писании. В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм,
Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) . - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»).. 2007
В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется библейская идея, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо является видимым образом невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на стремление к счастью (вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей). Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.
Может показаться, что, с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют различные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности.
Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий — все люди равны перед Богом, имеют общую родословную.
Это позволило создателям Декларации независимости США (1776 г.) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) . - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»).. 2007
человека. В Декларации независимости говорилось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют».
Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в XII в. указал решение данной проблемы: «основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам».
Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.
Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативно-правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного
Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) . - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»).. 2007
принуждения), от правовых обычаев к законам, реше- ниям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.
2.2 Основные признаки и функции права
Признаки права
Праву присущи следующие признаки:
- Всеобщность
- Нормативность
- Общеобязательность
- Государственная гарантированность
- Определенность содержания
- Выраженность в законах и других источниках
Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву. Это право связано с государством, что и предполагает большинство его свойств.
Рассмотрим основополагающие признаки права:
1)право представляет собой возведенную в закон волю. Воля – это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля выражает потребности и интересы человека.
Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами нормативных предписаний. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, социальной группы и даже одного человека.