Файл: Роль мотивации в поведении организации (АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие и сущность мотивации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА
2.1 Анализ организационно-хозяйственной деятельности гостиницы «Молодежная»
2.2 Анализ системы мотивации персонала гостиницы «Молодежная»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала гостиницы «Молодежная»
- при начислении должностного оклада учитывается фактически отработанное время.
Индивидуальные надбавки.
В соответствии с приказом директора, на предприятии применяется система заключения индивидуальных трудовых договоров, где устанавливаются персональные оклады. Система оплаты труда по индивидуальным договорам с персональными окладами по своей сути является индивидуальной надбавкой. Эта система дает возможность увеличить размер оплаты высококвалифицированным специалистам и тем самым определить рыночную стоимостью высококвалифицированного сотрудника.
Надбавки и доплаты к должностным окладам.
Надбавки и доплаты к должностным окладам сотрудников определяются в индивидуальном договоре. В организации существуют следующие доплаты и надбавки: выполнение дополнительных функций - от 15% до 30% от тарифной ставки.
Переменная или премиальная часть заработной платы по данной системе включает следующие виды премирования:
- премирование по результатам производственной деятельности всей организации;
- единовременное премирование.
Условием премирования по результатам деятельности является минимально допустимое количество претензий от клиентов гостиницы и объем оказанных услуг. При наличии претензий фонд премирования может быть уменьшен до 50%.
Единовременное премирование может осуществляться за достижение каких-либо показателей, как личных, так и коллективных или к праздничной (юбилейной) дате.
В организации предоставляются все социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:
- оплачиваемый отпуск - 28 календарных дней;
- оплата временной нетрудоспособности на основании больничного листа;
- официальное трудоустройство;
- отчисления в пенсионный фонд;
- пенсионное страхование;
- медицинское страхование.
К косвенному материальному стимулированию относятся социальные льготы, предоставляемые сотрудникам от компании в соответствии с законодательством и определенные администрацией Гостиницы.
Система косвенного материального стимулирования достаточно обширна и включает в себя большой перечень мероприятий, позволяющих говорить о социальной направленности организации или социальном партнерстве.
Выше была описана система материального стимулирования, применяемая в гостинице «Молодежная», но система мотивации персонала, как минимум, состоит из двух частей. Вторая часть мотивационной системы - это нематериальное стимулирование. Сложившаяся система нематериального стимулирования сотрудников гостиницы состоит из следующих частей:
- моральное поощрение;
- организация труда;
- постановка целей как стимула;
- поощрение инноваций.
Моральное поощрение. Мероприятия морального поощрения, применяемые в организации, напрямую влияют на повышение мотивации у сотрудников. К ним относятся:
- почетные грамоты;
- благодарности от руководителя гостиницы;
- поздравительные адреса.
Анализ эффективности таких форм стимулирования показывает наличие взаимосвязи между проведением мероприятий нематериального поощрения и материальным стимулированием. Почетная грамота сопровождается разовой премией, благодарность может сопровождаться бесплатной путевкой на отдых, поздравительный адрес - подарком и т.д. Такая взаимосвязь многократно увеличивает эффект подобных мероприятий и усиливает стимулирующее действие.
Награждение почетной грамотой производится за высокие показатели в труде, заслуги или стаж работы. Эффективность применения такого метода очень высока, и грамоты психологически воспринимаются сотрудниками как значимые и почетные.
К дополнительным способам мотивации персонала относится и развитие и обучение персонала:
- включение в кадровый резерв;
- обучение за счет предприятия;
- повышение в должности или статусе.
Следующий стимул - организация труда. Этому виду стимулирования уделяется большое внимание, в результате которого в полной мере используются следующие средства повышения трудовой мотивации через организацию труда: личностные особенности работников; социальные отношения; условия на рабочем месте; политика в отношении персонала.
Осуществляется оценка личностных особенностей работника, на основании которой разрабатываются рекомендации по повышению мотивации конкретного работника. Следует сказать, что данные мероприятия по оценке личностных особенностей производятся только в категории высокопрофессиональных специалистов. Также эти мероприятия проводятся при приеме специалистов на работу.
Также мотивация работников серьезно усиливается через постановку целей работы. Она осуществляется как в индивидуальном порядке – конкретному работнику, так и в коллективной работе – постановка целей всему подразделению. Этот метод используется и непосредственными руководителями по отношению к своим подчиненным, и администрацией Гостиницы по отношению ко всему персоналу. Стимулирование постановкой целей применяется в компании вместе с системой материального стимулирования.
Диагностика системы мотивации в организации была проведена методикой, которая является проективной и представляет собой открытую анкету. Она выявляет требования, предъявляемые сотрудником к содержательным качествам работы, мотивирующим личностный выбор трудовой деятельности. Анкетирование проводилось в нескольких подразделениях. Интервью, а также исследования мотивации труда и удовлетворенности работой, в которых принимали участие 185 сотрудников дали следующую картину (рис. 11):
Рис. 11. Относительная значимость ведущих мотивов труда сотрудников гостиницы «Молодежная»
На диаграмме видно, что ведущее значение придается:
Высокая заработная плата - 36%;
Содержание труда - 21%;
Условия труда - 14%;
Социальным льготам - 10%.
Прочие качества (статус работы, возможность самовыражения, отношения с руководителями, близость к месту жительства и т.д.) оказались наименее значимыми по причине либо неважности, либо невозможности их удовлетворения (рис. 12).
Рис. 12. Уровень удовлетворенности ведущих мотивов труда сотрудников гостиницы «Молодежная»
Ранжирование уровня удовлетворенности:
1. Содержание труда - 61,5%,
2. Отношения в коллективе - 58,1%,
3. Оплата труда - 51,9%,
4. Соц. и льготные выплаты - 48,6%,
5. Стабильность - 43,3%,
6. Условия труда - 40,4%.
Низкий уровень удовлетворенности социальными и льготными выплатами объясняется слабой информированностью работников и отсутствием активного разъяснения льгот и преимуществ.
Слабый уровень удовлетворенности условиями труда выходит за счет частично устаревшего оборудования.
Рисунок 9 Структура взвешенного показателя удовлетворенности трудом сотрудников гостиницы «Молодежная»
Расчет взвешенного показателя удовлетворенности показывает структуру потребностей по каждому фактору:
Содержательность труда - 26,8%, высокая значимость - 21% и самый высокий уровень удовлетворенности - 61,5%.
Оплата труда - 20,9%, относительно невысокая значимость - 36% (в среднем, она составляет более 50%) и высокий уровень удовлетворенности - 51,9%.
Отношения в коллективе - 12,3%, малая значимость фактора - 6% и высокий уровень удовлетворенности - 58,9%.
Социальные и льготные выплаты - 9,9%, средняя значимость - 10%, невысокий уровень удовлетворенности - 48,6%.
Стабильность - 9,4%, невысокая значимость - 4%, невысокий уровень удовлетворенности - 43,3%.
Условия труда - 8,9%, при высокой значимости - 14% самая низкая удовлетворенность - 40,4%.
Как видно из анализа проведенных исследований, следующие мотивы: социальные льготы, стабильность и условия труда имеют невысокий уровень удовлетворенности.
Также было проведено анкетирование персонала по удовлетворенности трудом. Анкета содержала в себе базовые (условия труда, заработная плата, качество управления) и содержательные (важность работы, престижность компании, отношения в группе) факторы удовлетворенности трудом.
Факторы удовлетворенности трудом оценивалась по 5 балльной шкале: высокий уровень удовлетворенности — 3,6-4,5 балла (при максимальном уровне в 5 баллов); нормальный уровень — от 2,6 до 3,5 баллов; снижена удовлетворенность — от 1,6 до 2,5 баллов; необходимы срочные меры по повышению удовлетворенности — менее 0 и от 0 до 1,5 баллов.
Результаты анкетирования показали нормальный уровень общей удовлетворенности работой в гостинице - 3,5 балла. Причем наблюдаются высокие показатели для факторов удовлетворенности, связанных с содержанием работы (важность работы — 4 балла, престижность гостиницы - 4 балла, отношения в коллективе — 3,5 баллов).
Более низкие показатели были получены для факторов, связанных с условиями труда: условия работы — 1,4 балла (надо срочно принимать меры), заработная плата — 1,8 балла, качество управления (организации труда) — 1,8 балла.
С удовлетворенностью трудом тесно связны понятия трудовых ценностей работников и структуры их трудовой мотивации. Трудовые ценности также можно разделить на базовые («гигиенические») факторы (т.е. факторы, снижающие неудовлетворенность трудом, но не мотивирующие на эффективную работу) и содержательные факторы (мотиваторы), благоприятное изменение которых повышает степень удовлетворенности работника, а неблагоприятное — снижает ее, но практически не вызывает неудовлетворенности. Эти факторы в основном определяются содержанием работы, то есть являются внутренними по отношению к работнику, и на них он может влиять. К ним относятся: личностный и профессиональный рост, содержание работы, самостоятельность и ответственность, признание со стороны коллег, результаты работы.
Подведем итоги: общая удовлетворенность трудом у работников нормальная, преобладание факторов-мотиваторов, связанных с содержанием труда, а не только базовых факторов, говорит о продвинутом уровне трудового сознания сотрудников гостиницы. В целом, персонал заинтересован работать именно в данной гостинице, если руководством будут учтены интересы работников, связанные с профессиональным ростом, допустимыми условиями труда, повышением уровня доходов и гарантией стабильности и защищенности.
В ходе исследований было выявлено, что самыми «проблемными» местами в системе мотивации оказались условия труда и отсутствие возможности профессионального роста для специалистов и линейных руководителей.
Необходимо разработать рекомендации направленные на совершенствование системы мотивации в части:
- улучшений условий труда;
- совершенствования системы адаптации;
- профессионального роста.
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала гостиницы «Молодежная»
Целью предлагаемых корректировок (совершенствование) в системе мотивации персонала является оптимизация издержек на персонал, повышение удовлетворенности трудом работников и, как следствие, повышение эффективности работы.
1. Совершенствование системы адаптации работников.
В настоящее время в организации существует система адаптации персонала и разработано «Положение по адаптации вновь принимаемых сотрудников». В организации также разработаны индивидуальные планы работ на период испытательного срока для различных категорий персонала, но все процедуры формальны и слабо работают.
Для систематизации процесса адаптации, необходимо определить в Отделе кадров сотрудника, отвечающего за организацию процесса адаптации. К такому специалисту должны иметь возможность обратиться как сами новички, так и их коллеги и непосредственные руководители, наставники с целью консультации по вопросам трудовой адаптации вновь прибывшего сотрудника. Среди функций по адаптации также необходимо указать проведение различных периодических обучающих и разъясняющих мероприятий, как среди новичков, так и для всего персонала.
Проведение разъяснительных работ о процессе адаптации позволит контролировать данных процесс и нейтрализовать негативное отношение сотрудников к подобным мероприятиям. Необходимо также проводить обучение наставников, чтобы они были в курсе встречающихся трудностей при адаптации у новичков и могли помочь им выйти из сложившейся ситуации.
Для количественной оценки адаптированности работника может использоваться шкала удовлетворенности факторами производственной ситуации (табл. 4).
Таблица 4
Опросный лист по удовлетворенности
Наименование фактора производственной ситуации |
Совершенно удовлетворен (+1,0) |
Удовлетворен (+0,5) |
Затрудняюсь ответить (0,0) |
Не удовлетворен (-0,5) |
Совершенно не удовлетворен (-1,0) |
1. Содержание труда 2. Наличие перспектив должностного продвижения 4. Заработная плата 5. Условия труда 6. Организация труда 7. Отношения с непосредственным руководителем 8. Отношения с коллегами 9. ... |