Файл: Роль мотивации в поведении в организации (Теоретические аспекты мотивации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
ГЛАВА 2. Исследование роли мотивации в управлении на примере ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
2.1. Характеристика системы управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
ГЛАВА 3. Предложения по повышению роли мотивации
Важным выводом из теории мотивации Л. Портера - Э. Лоулера является то, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. Выводом из теории Л.С. Выготского является то, что существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование[8].
Данные теории не являются взаимоисключающими, хотя и расходятся по ряду вопросов. Можно сказать, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа (теории), поскольку структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее приобретенным опытом, То, что считается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно непригодным для других.
ГЛАВА 2. Исследование роли мотивации в управлении на примере ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
2.1. Характеристика системы управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» - дочернее общество ОАО «ЛУКОЙЛ», образованное в 2004 году путем слияния двух нефтегазодобывающих предприятий ЗАО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЬ».
Компания ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» совместно с дочерними предприятиями осуществляет добычу нефти и газа в 26 административных районах Прикамья. В структуру Группы предприятий ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» входят: нефтедобывающие подразделения: цеха добычи нефти и газа № 1-12; дочерние предприятия ООО «УралОйл», ООО «Аксаитовнефть»; совместные предприятия ЗАО «ПермТОТИнефть», ЗАО «Кама-ойл».
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» руководствуется в своей деятельности правилами, стандартами и другими нормами, установленными государственными органами власти, Компанией, а также самим Обществом, образующими нормативную базу Общества.
Деятельность всех структурных подразделений Общества определяется положениями о структурных подразделениях, соответствующих по своему содержанию ролям подразделения в бизнес-процессах Общества.
Цель системы управления Обществом - создание организационных условий для эффективного использования ресурсов и достижения целей, поставленных перед ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Система управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» является процессно-ориентированной и связана с систематической идентификацией бизнес-процессов в деятельности Общества, менеджментом бизнес-процессов (прежде всего - обеспечением их взаимодействия) и постоянным совершенствованием бизнес-процессов. В Обществе формализованы 22 бизнес-процесса верхнего уровня. Каждому бизнес-процессу назначается один владелец бизнес-процесса. Владелец бизнес-процесса отвечает за принятие ключевых решений по данному бизнес-процессу и несет ответственность за достижение результата бизнес-процесса.
Система управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» включает ряд взаимосвязанных элементов. Основные элементы системы управления соответствуют ключевым принципам организации управления Общества.
Обязанности и полномочия должностных лиц структурируются по элементам системы управления: стратегия; бизнес-процессы; организационная структура; кадры; финансы; взаимодействие с контрагентами. Ответственность должностных лиц в соответствии с закрепленными за ними процессами распространяется на Группу предприятий ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Управление бизнес-процессами и выполнение бизнес-процессов осуществляется в соответствии с ролями участия в выполнении бизнес-процесса.
Высшим органом управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» является Общее собрание участников. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором и коллегиальным исполнительным органом - Правлением. Полномочия Правления Общества регламентируются Уставом Общества и Положением о Правлении. Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников и Правления Общества.[9]
Деятельность Общества носит целенаправленный характер, степень достижения целей описывается конечным набором измеряемых параметров. Цели достигаются выполнением взаимосвязанных работ, выстроенных в систему бизнес-процессов. Полномочия и ответственность за решения, утверждение, экспертизу, исполнение и контроллинг по бизнес-процессам, целям, активам распределены между должностными лицами, структурными подразделениями ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Согласованное и эффективное взаимодействие менеджеров и исполнителей при выполнении бизнес-процессов достигается за счет оперативного документирования фактов деятельности и четкого распределения информации.
ОАО «ЛУКОЙЛ» устанавливает ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели и ключевые показатели деятельности (КПД). Ответственным за достижение целей и КПД, установленных Компанией, является Генеральный директор Общества.
Для достижения установленных целей и КПД Общество разрабатывает и согласует с Компанией ОАО «ЛУКОЙЛ» программы, планы и бюджеты в порядке, установленном Компанией ОАО «ЛУКОЙЛ».
Общество может устанавливать себе дополнительные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, не противоречащие целям, установленным Компанией ОАО «ЛУКОЙЛ». Методология и порядок установки таких целей определяются Обществом самостоятельно.
Контроль достижения целей ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» осуществляется посредством системы КПД, которая включает:
- ключевые показатели Общества;
- ключевые показатели бизнес-процессов.
Ключевые показатели Общества включают:
- показатели, установленные Обществу Компанией в составе Свода ключевых показателей деятельности,
- показатели, разработанные и установленные Обществом самостоятельно, исходя из необходимости контроля достижения дополнительных целей[10].
Оценка достижения результатов бизнес-процесса осуществляется через КПД бизнес-процессов, с помощью которых измеряются результативность и эффективность бизнес-процессов.
Приоритетное направление стратегии ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» - динамичное развитие, предполагающее совершенствование производственной и технологической базы, поиск и внедрение самых безупречных методов управления, в том числе, персоналом, в целях повышения акционерной стоимости компании и ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Основная цель в области политики управления сотрудниками - получение максимальной отдачи от инвестиций в персонал, привлечение к работе в организации лучших специалистов. Подобный подход предопределил создание наиболее эффективной для предприятия модели оплаты труда, к которой предъявлялись следующие требования:
- ориентация и мотивация работников на достижение целей, обусловленных бизнес-стратегией компании;
- обеспечение конкурентного уровня оплаты труда для привлечения в организацию лучших специалистов отрасли;
- справедливое и объективное вознаграждение и поощрение сотрудников за их успехи;
- гибкая и адекватная реакция на изменения на рынке труда и внутри предприятия, а также на региональном и отраслевом рынках.
Этим требованиям соответствует система начисления заработной платы по методологии Hay Group, которая внедрена в головной организации «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд» в 2003 году. Проект системы по данной методологии, реализованный в ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в феврале 2003 года, существенным образом изменил подход к установлению базовой части оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, обеспечив большую обоснованность размера их должностных окладов. Устранены недостатки, присущие ранее действовавшей системе: сложная 14-разрядная тарифная сетка не обеспечивала однозначного соответствия между уровнем оплаты труда, квалификацией и сложностью работ, а схема премирования за основные результаты хозяйственной деятельности фактически превратилась в постоянную часть заработной платы.
2.2 Характеристика организационной структуры управления
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
Организационная структура ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» разработана на базе бизнес-процессов Общества и типовой структуры, утвержденной ОАО «ЛУКОЙЛ», с целью распределения ответственности за результативность и эффективность бизнес-процессов, полномочий по управлению бизнес-процессами и взаимоотношений между работниками.
Владельцы бизнес-процессов распределяют полномочия и ответственность между руководителями структурных подразделений аппарата управления и руководителями производственных подразделений.
Руководители структурных подразделений аппарата управления и руководители производственных подразделений распределяют ответственность между работниками ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», при этом используется принцип единоначалия (каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю).
Организационная структура Общества включает:
- аппарат управления, состоящий из должностных лиц и структурных подразделений (управления и отделы);
- производственные подразделения, состоящие из цехов добычи нефти и газа, центральных инженерно-технологических служб, цеха производственного обслуживания.
Как и любая, организационно-управленческая структура, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 - Организационная структура компании.
На основе утвержденной организационной структуры разрабатывается штатное расписание ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», которое утверждается Генеральным директором Общества.
2.3 Исследование действующей системы мотивации
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ
В ходе исследования деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» выяснилось, что в компании работают сотрудники разных специальностей. Многообразие специальностей осложняет функционирование систем оплаты труда и мотивации. Между тем, вся политика руководства Общества нацелена на возможно более полное создание благоприятных условий для высокопроизводительного труда, удовлетворение жизненно важных интересов работников, сохранение их жизни и здоровья.
Для оценки действующей системы мотивации был проведен анализ персонала, результаты которого приведены в таблице2.1.
Таблица 2.1 - Структура и уровень образования сотрудников ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
Наименование показателя |
Списочная численность работников на конец отчетного года, чел. |
|||||
2015 г. |
Доля в общей численности, % |
2016 г. |
Доля в общей численности, % |
2017 г. |
Доля в общей численности, % |
|
Всего работников, в том числе имеют: |
7105 |
100,0 |
7128 |
100,0 |
7139 |
100,0 |
Высшее образование |
2308 |
32,5 |
2319 |
32,5 |
2324 |
32,6 |
Среднее специальное |
2353 |
33,2 |
2359 |
33,1 |
2368 |
33,2 |
Профессионально-техническое |
2224 |
31,3 |
2239 |
31,4 |
2247 |
31,5 |
Общее среднее |
142 |
1,9 |
139 |
1,9 |
131 |
1,8 |
Общее базовое |
78 |
1,1 |
72 |
1,1 |
69 |
0,9 |
Из общей численности имеют возраст, лет: |
||||||
18–24 |
763 |
10,7 |
770 |
10,8 |
777 |
10,9 |
25–29 |
997 |
14,0 |
1000 |
14,0 |
1008 |
14,1 |
30 |
907 |
12,8 |
908 |
12,7 |
908 |
12,7 |
31 |
907 |
12,8 |
911 |
12,8 |
915 |
12,8 |
32–39 |
1208 |
17,0 |
1217 |
17,1 |
1220 |
17,1 |
40–49 |
1227 |
17,3 |
1231 |
17,3 |
1225 |
17,2 |
50–54 |
668 |
9,4 |
654 |
9,2 |
644 |
9,0 |
55–59 |
203 |
2,8 |
209 |
2,9 |
212 |
3,0 |
60 лет и старше |
225 |
3,2 |
228 |
3,2 |
230 |
3,2 |