Файл: Роль мотивации в поведении в организации (Теоретические аспекты мотивации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
ГЛАВА 2. Исследование роли мотивации в управлении на примере ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
2.1. Характеристика системы управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
ГЛАВА 3. Предложения по повышению роли мотивации
Введение
Тема роли мотивации в управления является актуальной в современной экономике, поскольку мотивация персонала является основным средством получения максимальной отдачи от использования трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Мотивация, с одной стороны, является, одной из ведущих функций управления, с другой стороны, сопровождает весь управленческий процесс, начиная от стадии выработки целей и принятия решения, заканчивая получением конечного результата. Поэтому вопросы мотивации признаются ключевыми при формировании управленческого процесса и нередко становится предметом исследований. В настоящее время написано множество научных теорий мотивации, опубликовано учебных пособий и статей по различным аспектам мотивации.
Объектом внимания современной управленческой науки, наряду с вопросами улучшения экономических показателей, разработки и реализации стратегии продвижения товара на рынке, оказывается также максимизация эффективности менеджмента за счет совершенствования процессов управления персоналом путем формирования, развития и совершенствования систем мотивации. В то же время теоретические аспекты построения адекватных российской специфике механизмов мотивации нуждаются в дальнейшей разработке.
Следует также отметить, что в отечественных организациях и предприятиях нашей стране наблюдается большое количество проблем, связанных с мотивационной деятельностью: неудовлетворенность размером заработной платы, условиями труда на предприятии, проблемы взаимоотношений персонала с руководством. Основными причинами препятствием на пути решения этих вопросов – нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни и труда людей, непосредственно создающих прибыль.
Таким образом, ряд вопросов, имеющих отношение к мотивации, требует дальнейшего исследования.
Цель данной работы - исследование роли мотивации в управлении.
Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и процесс мотивации в управлении.
- Охарактеризовать виды, система и теории мотивации трудовой деятельности.
- Описать систему управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
- Охарактеризовать организационную структуру управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
- Исследовать действующую систему мотивации ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ.
- Предложить меры по повышению роли мотивации в управлении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Объект исследования: производственные, экономические и социально-психологические отношения, складывающиеся в процессе управления.
Предмет исследовании - особенности мотивации в управлении.
Информационной базой исследования являются труды классиков экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам мотивации.
Методы исследования: методы научного познания, обобщение, анализ, синтез.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
Мотивация: понятие и процесс
- Мотивация, наравне с другими основными функциями управления –планированием, организацией и контролем – необходима для Охарактеризовать организационную структуру управления ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
- Исследовать действующую систему мотивации ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ.
- Предложить меры по повышению роли мотивации в управлении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Объект исследования: производственные, экономические и социально-психологические отношения, складывающиеся в процессе управления.
Предмет исследовании - особенности мотивации в управлении.
Информационной базой исследования являются труды классиков экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам мотивации.
Методы исследования: методы научного познания, обобщение, анализ, синтез.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации
Мотивация: понятие и процесс
Мотивация, наравне с другими основными функциями управления –планированием, организацией и контролем – необходима для достижения цели достижения цели предприятия (организации) путем воздействия на персонал.
Мотивация человека к деятельности, в самом общем виде, представляет собой комплекс движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий и которые находятся как внутри, так и вне человека, заставляя его совершать осознанно или неосознанно определенные поступки. Иными словами, мотивация определяется как комплекс причин, имеющих психологический характер и объясняющих поведение человека, его направленность, активность[1].
Ряд авторов понимает под мотивацией внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования. Существует точка зрения, согласно которой мотивация – это направление к деятельности, состояние личности, которое определяет, с какой направленностью и насколько активно действует человек. Некоторые авторы придерживаются следующей позиции: мотивация представляет собой процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, систему различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.
Приведенные выше определения указывают на то, что мотивация формирует такие условия деятельности, при которых происходит сопоставление интересов предприятия и персонала на взаимовыгодной основе.
В науке и практике менеджмента термин «мотивация» имеет двоякий смысл: он может обозначать комплекс факторов, определяющих поведение человека (включающих, к примеру, цели, намерения, потребности, мотивы, стремления и др.), а может выражать также характеристику процесса, на определенном уровне стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность.
В современной управленческой теории понятие мотивации рассматривается с позиции двух подходов:
1) мотивация – это совокупность действий руководителя, побуждающих людей делать то, что он считает необходимым;
2) мотивация – это установление взаимоотношений между членами трудового коллектива, побуждающие их выполнять работу, необходимую с точки зрения руководителя[2].
Общая характеристика процесса мотивации можно более наглядно представить при рассмотрении понятий: потребности, мотивы, цели.
Потребности – это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы – это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).
Цели – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Потребности и вознаграждение являются основными категориями теории мотивации.
Потребность у людей появляется в случае физиологического или психологического недостатка в чём-либо, она выражает то, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Потребности есть у каждого человека, они могут быть общими для разных людей и в то же время для каждого человека иметь индивидуальное проявление.
В связи с тем, что потребности человека вызывают желание их удовлетворения, то руководством предприятия должны создаваться такие условия работы, при которых у работников появится ощущение того, что они могут удовлетворить свои потребности посредством такого типа поведения, которое приводит к достижению целей организации. Инициируется потребность посредством мотивов – тех самых психологических причин, которые побуждают людей к активной деятельности, направленной на удовлетворение потребности.
Побудительные силы, определяющие отношение человека к трудовой деятельности, могут быть различными: внутренними и внешними. Внутренними побудительными силами считаются потребности, интересы, мотивы, стремления, желания, идеалы ценности, ценностные ориентации, внешними – разнообразные средства морального и экономического воздействия (стимулы), используемые предприятиями, общественными организациями, государством с целью повышения трудовой активности сотрудников. Сутью процесса мотивации трудовой деятельности признается возникновение и развитие именно побудительных сил. Рассматривая как процесс, мотивацию можно представить рядом последовательных этапов[3]:
I. Возникновение потребностей.
II. Поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
III. Определение целей (направлений) действия. На этом этапе определяется, что именно и какими средствами обеспечивается потребность, выявляется, что нужно для получения того, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо для устранения потребности.
IV. Реализация действия. На этом этапе затрачиваются усилия для осуществления действий, которые открывают е возможность приобретения того, что необходимо для устранения потребности. Поскольку трудовой процесс влияет на мотивацию, на этом этапе можно корректировать цели.
V. Получение вознаграждения за реализацию действия. Выполнив работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, или то, что он может обменять на желаемое для него. На данном этапе определяется, в какой степени выполнение действий обеспечивает желаемый результат и какие внести в связи с этим в мотивацию к действию.
VI. Ликвидация потребности. Субъект прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Схема процесса мотивации поведения через потребности представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 - Процесс мотивации поведения через потребности
Особое место в процессе мотивации работника занимает мотив, который, являясь связующим звеном между потребностями человека и его поведением, представляет собой его внутренний побудитель к действию.
Поскольку одна и та же потребность реализуется посредством разных мотивов, то не потребности, а именно мотивы отличают людей друг от друга.
Исходя из вышесказанного, под мотивом следует понимать состояние предрасположенности, готовности и склонности действовать определенным образом.
Структура мотива включает:
- потребность, которую стремится удовлетворить работник;
- вознаграждение (благо), способное удовлетворить эту потребность;
- действие, которое требуется совершить для получения блага.
Человеческие мотивы вполне разнообразны и подвижны, но поведение человека определяют, преимущественно, ряд наиболее значимых из них, которые в совокупности составляют мотивационное ядро.
В мотивационное ядро трудового поведения входят, как правило, следующие определяющее мотивы:
1) мотивы обеспечения, связанные с суммой материальных средств, которая необходима для обеспечения благополучия работника и его семьи; данные мотивы отражает материальная заинтересованность работника, его ориентация на заработок;
2) мотивы призвания, выражающие стремление работника реализовать в процессе трудовой деятельности свои потенциальные возможности;
3) мотивы престижа, отражающие желание работника реализовать свою социальную, приняв участие в общественно значимой деятельности[4].
Эффективное управление подчиненными требует от руководства знания, хотя бы в общих чертах, основных мотивов их поведения и способов воздействия на них (ослабление нежелательных, развитие желательных,) и возможных результатов этих усилий.
Вознаграждением считается всё то, что человек считает для себя ценным. Существует внутреннее и внешнее вознаграждение.
Внутреннее вознаграждение обусловлено самой работой. Если работа удовлетворяет работника, то вознаграждение выражается у него как чувство самоуважения, гордость за достижение определенных результатов, как чувство значимости выполненной работы.
Внешнее вознаграждение представлено оценкой труда работника со стороны организации в виде заработной платы, продвижения по службе, моральных и материальных поощрений. Оптимальное сочетание внутреннего и внешнего вознаграждения представляет собой эффективный рычаг повышения мотивации труда.