Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (История, общие понятия о теории государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История, общие понятия о теории государства и права.
1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права
1.2 Теория государства и права в системе юридических наук.
1.3 Система юридических наук. Место теории государства и права в системе юридических наук.
1.4 Задача теории государства и права как учебной дисциплины.
2.Предмет и метод теории государства и права.
"Философия права, - Д.А. Керимов продолжает, - является ничем иным, как интеграцией всей совокупности, принципов познания, которые выработаны, ею самою, общей философией, а также комплексом юридических наук… Исторически она возникла, не сама по себе, и не из самой себя, но как итог, изучения конкретных проявлений права… Философия права - является продуктом общей философии, а также всего комплекса юридических наук. Её назначение, заключается в том, чтобы вооружать методологическим инструментарием, все отраслевые юридические науки".
В тоже время, возникают такие вопросы: каковой же является "миссия" теории государства и права? Какое место, ей занято, в системе юридических наук? Или она вообще, не существует в качестве науки, как практическая часть, философии права?
Юриспруденция, как в научном, так и в практическом смысле, основывается на философских знаниях. Философия права, является способной, охватить всю совокупность, присущую юридическим знаниям, и всерьез заниматься, практическим исследованием, основных закономерностей государства и права, а также вырабатывать методологию многочисленных отраслевых аспектов, в государственно-правовой науке. В современных условиях, это является возможным, только основываясь на тесном научном сотрудничестве, с общей теорией права. [1, с.420]
Объективной потребностью общественной жизни, является углубление, интегрирование, развитие, конкретизация философских основ, общей теории государства и права. Но невозможно игнорировать теорию государства и права, в качестве общетеоретической науки, хотя бы, из чисто практических соображений.
Политология права. Утверждение В.И. Ленина, касающееся того, что "закон, является мерой политической - есть политика" [7, с. 372], в ближайшей исторической перспективе, вряд ли получится опровергнуть, так как современным государством, своя политика, проводится также в различных сферах общественной жизни, в основном, посредством системы правовых норм.
Политика, многообразное, а также универсальное явление, в котором происходит, концентрация всех основных сторон в общественной жизни: экономической, социальной, духовной, национальной, религиозной.
Государственная политика, может выражаться, в официальных актах правотворчества. Государством в них, определяются правовые основы, не только своей деятельности, но также и всех звеньев в политической системе общества.
Как в теоретическом, так и практическом отношении, между политикой и правом, не всегда можно обнаружить единство, и плодотворное взаимодействие. Государственная политика, только в том случае может считаться демократической, справедливой, в котором ей будут учитываться и проводится в жизнь, объективные потребности в общественном развитии. А в политическом, по своему существу, не может быть, не чем другим, как объективированным выражением, идей справедливости, гуманизма, законности, а также равенства всех людей, перед законом. [ 2, с.351]
Искусство политологов права, заключается в том, чтобы суметь отобрать, а также систематизировать, и дать точные научные данные, касающиеся государственно-правовой действительности, и её перспектив развития. Политологией права, также должны отражать всемерно, различные идеи, научные взгляды и представления, касающиеся государства и права, которые исходят, от негосударственных политических организаций. Таким положением, довольно часто, вносятся существенные коррективы, в государственно-правовую политику.
Также, необходимо отметить то, что существующая разобщенность, между общегосударственной правовой политикой и политикой, которая вырабатывается отраслевыми юридическими науками (политикой права гражданского, экологического, уголовного, финансового, земельного), способна нанести ущерб, главному - это практика правового регулирования, имеющихся общественных отношений. Политологией права, должны определяться, стержневые направления в политическом развитии государства и права, базируясь при этом, на объективных закономерностях данного развития. Это является возможным, только в случае объединения научных усилий, политологов и юристов. [4, с.560]
Энциклопедия права. В реальной жизни, подобной науки не существует. Хотя под данным названием, было издано, немало произведений, по общетеоретическим проблемам государства и права. На самом дела, энциклопедия права представляет собой, краткий обзор основных юридических понятий, а также их научный комментарий. Она не содержит, системного анализа, всей совокупности юридических наук, таких как: теоретико-исторический, отраслевой и специальный. Впервые, попытки по созданию энциклопедии права, в качестве базовой юридической науки, были предприняты, немецкими юристами и политологами: Ганниусом, Стефаном Пютгером, Гареисом, Ратковским.
Энциклопедические взгляды, на государство и право в данный период, складывались находясь под влиянием, философских воззрений Шеллинга, Гегеля, Фихте. В тоже время, создание цельной науки, способной охватить всю существующую совокупность юридических знаний, на практике оказалось невозможной. [5, с.511]
В России, на созданием энциклопедии права, а также включением её в университетское образование, занимались такие известные юристы, как: Рождественский (произведение: Энциклопедия законоведения, 1863 г.), Карасевич (Энциклопедия права, 1872 г.); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878 г.); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880 г..); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907 г.).
В последующем, русская юридическая мысль, смогла придти к однозначному выводу, касающемуся того, что энциклопедия права, в качестве науки, является методологически несостоятельной, так как у неё, нет ни собственного предмета, ни метода по исследованию. Другими словами того, что является присущим, для любой науки. "Ей, нет места среди правоведения". Так писал Шершеневич. "К юридическим наукам, примыкает только философия права, частью которой, является общая теория права" [8, с. 200]. Стоит отметить, что энциклопедия права, не способна быть признанной как наука, в современном понимании. Она является электричной, изменчивой и мозаичной. В тоже время, энциклопедические словари, а также иные издания, которые содержат краткое изложение юридических понятий, предоставляющие современную информацию, о действующем законодательстве, являются весьма полезными и необходимы, для всех граждан, которые находятся, в сфере правового регулирования. Общие первичные знания, касающиеся государства и права, необходимы также и будущим юристам. Энциклопедия права, на сегодняшний день, трансформировалась в учебную дисциплину, которая называется- "Введение в юридическую специальность". Её изучение, проводится во всех юридических учебных заведениях в стране.
Общая теория права. Научно-педагогическое произведение, князя Е.Н. Трубецкого "Лекции по энциклопедии права", по своему существу, являются цельной и весьма интересной, для современной юридической науки, системой взглядов, на право и государство. Это является теорией, а не энциклопедией юриспруденции. [7, с.372]
Общая теория права, в качестве науки, изначально и окончательно, сформировалась в России, в трудах следующих исследователей: Гамбаров, Гессен, Кистяковский, Коркунов, Новгородцев, Петражицкий, Сергеевич, Соловьев, Чичерин, Шершеневич и иных. В своих исследования, русские авторы, опирались на произведения немецких юристов, а также философов, политологов, социологов, таких как: Биерлинг, Витдельбанд, Гегель, Глок, Еллинек, Иеринг, Кант, Лассон, Майер, Мюллер, Стенберг, Шеллинг, Шталь, Штаммлер, Шютц, - тем самым, создавая стройную систему общетеоретических знаний, касательно государства и права, по применению к условиям российской жизни общества. Множество теоретических выводов, сделанных представителями русской дореволюционной юридической мысли, являются актуальными, и по сей день. [9, с.384]
Рассмотрим для примера, основные положения, общей теории права Н.М. Коркунова. Философия права, и энциклопедия права, согласно его мнения, являются "одним и тем же". Они собой представляют, только основу, необходимую для создания, одной обобщающей науки - которой является общая теория права. Коркунов, ссылаясь на П. Мюллера, определяющего теорию права в качестве системы основ права, отмечает то, что правоведение, кроме практических цепей, способно решать и чисто теоретические задачи. Правоведение во-первых, "отрабатывает" практический материал права, в следующих направлениях: систематическое, историческое и "эмпирико-реалистическое". Во-вторых, из правового материала, который был получен данным образом, правоведение способно "извлечь" общие основы права, и тем самым, создает цельную систему общей теории права, сообразно, их внутренней связи, и их "применяет", как руководящие принципы, необходимые, дня того чтобы оценить имеющий правовой материал, и дня развития права, и правоведения. [4, с.560]
Н.М. Коркуновым, было совершенно правильно отмечено то, что общая теория права, не имеет непосредственного применения в жизни. Это связано с тем, что ей, содержатся только общие основы права, но не конкретные, правовые предписания, которыми регламентируются, реальные жизненные отношения. В тоже время, теория права, призвана чтобы понять практическое право, а также реальные человеческие отношения, в качестве единого целого: данный общий организм, необходимо "разложить", на его отдельные "органы" и "элементы", а также определить их взаимодействие, "нормы и цели по их действию, а также назначение, не только как целого, но и частей".
Ряд авторов считает, что университетское преподавание, требует "от энциклопедиста, не конспекта специальных наук, а общей теории права" [8, с. 200].
Общая теория права согласно мнения Г.Ф. Шершеневича, в своей концептуальной завершенности, выступает как фундаментальное исследование. Его научными положениями, составляется основа нынешней юриспруденции.
Общую теорию права, Г.Ф. Шершеневич рассматривает как единство с философией права. Он утверждает о том, что научная философия, должна свои общие понятия, строить основываясь только на положительном праве. Она не должна "подставлять" под реальные понятия, свои идеальные представления, а также выдавать за право то, что согласно её мнения, должно быть самим правом. Философией права, решаются не только теоретические, но также практические задачи. Устранение практической задачи, повлекло бы нарушение, соответствия между философией права, а также юридическими науками, в качестве высшего синтеза которого, она должна выступать, так как каждая из юридических наук, не только изучает нормы права которые были установлены, но и указывает, на их желательное изменение. [1, с.420]
Г.Ф. Шершеневич, развивая свою концепцию, доказывает то, что философия права, по мере исторического развития, превращается в общую теорию права. В этом заключается отличие от тех теорий, которые создаются, в рамках отраслевых юридических наук. Общей теорией выясняется то, что такое право вообще, вне зависимости, от его временной изменчивости, и что такое государство, вне разнообразия, его форм проявления, а также каковы источники права, с методикой разработки норм права.
Согласно Шершеневичу, правоведение, как и любая иная наука, не способна существовать изолированно, не находясь, в связи с философией. Но философия, должна вырасти, из самого правоведения. А не быть ему, навязанной извне. В связи с этим, существует необходимость в такой юридической науке, которая смогла бы объединить, свести в единое целое, все то, что уже было сделано, в общей части, каждой из специальных наук. Это является задачей, общей теории, а также единственной задачей, философии права. Из сказанного можно увидеть то, что общей теорией права, составляется продолжение, общей части, всех юридических наук. А также то, что её материал, исключительно положительное право, и что она, является тем, чем должна быть философия права.
Таким является краткое изложение, основных научных воззрений, профессора Г.Ф. Шершеневича, касательно общей теории права [6, с. 290].
Повествуя о представителях отечественной правовой мысли, нельзя не упомянуть, Питерима Александровича Сорокина, который был социологом, юристом, не по своей воле, ставшим эмигрантом. С 1930 по 1964 годы, П.А. Сорокин, был профессором Гарвардского университета, в котором он организовал, и длительное время возглавлял, факультет социологии. [2, с.351]
В России, Питерим Сорокин, смог оставить малоизвестную работу, название которой - "Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве", который был издан в 1919 году, Ярославским Кредитным Союзом Кооперативов. В нём, автор излагает, собственное видение, общей теории права. Он полагал, что в качестве общей теории права, разумеется наука, которая занимается, изучением определенного вида, общественных явлений, а именно - явлений правовых. Существует множество дисциплин, которые изучают, теоретические аспекты практического права, а именно: теория уголовного, гражданского, государственного, а также иных отраслей права. Каждой из данных наук, изучается "специальный вид права - право в качестве видового, а не в качестве родового явления". Общей теорией права, ставится своей задачей, изучение права, в качестве родового явления. То есть наиболее общих родовых признаков, которые свойственны, для всех правовых явлений, а именно: праву государственному, уголовному, гражданскому, и всем остальным отраслям права.
Главную задачу общей теории права, в связи с указанными соображениями, Питерим Сорокин сформулировал следующим образом:
- определить правовое явление;
- описать его основные признаки;
- классифицировать виды права;
- закономерности происхождения и развития права;
- исследовать основные законы правовой эволюции, в связи с учением о правовом идеале;
- изучить основные общественные функции права, и его социальную роль. [3, с.218]
Разночтения, существующие в общетеоретических взглядах на государство и право, как в отечественной, так и зарубежной науке, являются незначительными, как по существу, так и по формальным признакам. Они являются едиными, в основном: что государство, что право - это социальные инструменты, которые призваны обеспечить благополучие человека, во всех сферах его жизнедеятельности.
Конкретное название науки, которая исследует общие закономерности государственно-правовой жизни общества (в качестве учебной дисциплины), способна быть неодинаковым. К примеру: "Общая теория права" - Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич; "Теория права и государства" - Л.И. Петражицкий; "Общее учение о государстве" от - Г. Еллинека; "Общая теория государства и права" - от Г. Кельзена; "Учение о существе права и правовой связанности государства" - от Н.И. Палиенко; "Очерки общей теории государства и права" - от Н.Н. Алексеев; "Энциклопедия государства и права" - от П. Стучка. [5, с.511]