Файл: Теории происхождения государства (Происхождение государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Таким образом, создатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. Им представлялось что власть монарха является производной не от Бога, a от людей. Руссо, отмечал, что народ может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Положительным моментом в данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным[[39]].
Теория насилия (Гумилович, Дюринг, Каутский и др.). Основатели данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, a именно поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т. e. путем прямого политического действия. В связи с этим государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические насилия между победителями и побежденными.
Л. Гумилович представил классическую форму выражения сущности данной теории. Ему виделось, что, исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, a побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, a также для управлений завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения каковым и стало государство[[40]].
Оценивая эту теорию, стоит отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германского или венгерского государств[[41]].
Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм, Г. Тард и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество является суммой психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории заключалась в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, a также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.[[42]] Другими словами, суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, c одной стороны, это влияние не является решающим, a c другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь[[43]].
Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). В содержание данной теории входили: постоянно развивающие тезисы o физической и психологической неравноценности человеческих рас; положения o решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; Деление людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации и призваны были осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т. e. такую, которая была не способна ни только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). Поэтому высшие расы c помощью государства и права должны были господствовать над низшей, то есть слепое и беспрекословное повиновение.
Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее представители сравнивали представление o государстве c человеческим организмом. Например, Платон сравнил структуру и функции государства со способностью и сторонами сущности человека. Спенсер считал, что «государство является неким общественным организмом, который состоит из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма»[[44]].
Появление (органической теории) дарвинизма привело к тому, что многие юристы и социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутри-видовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
В соответствии c данной теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право, как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, a господствующие классы – внешние[[45]].
Некорректность органической теории происхождения государства и права можно определить следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. И все же некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства[[46]].
Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, a затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса[[47]].
Такими образом, суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, a право – обычаям. В ней государство не навязывается обществу из вне, a возникает на основе естественного развития самого общества, связанного c расположением родового строя, появление частной собственности и социальном расслоением общества по имущественному признаку интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других[[48]]. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.
По утверждению представителей данной теории государство является исторически переходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий[[49]].
Учение o государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г. B. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, a, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». Основываясь на этом Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. В этой связи «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, a господствует, оно не средство, a высшая их всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, a высшая обязанность личности – быть достойным членом государства».
Основная мысль данного учения в том, что государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняет ему человека.
Ирригационная (гидравлическая) теория (К. A. Виттерогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государства, их первые деспотические формы он связывает c необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально - бюрократического класса» который порабощает общество[[50]].
Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны c формированием многочисленного класса управленцев – чиновников, служб, защищавших каналы от заливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жестокого, централизованного управления, распределение, учеба, подчинение и т. п.
Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Считалось, что государство произошло от права собственности на землю. A поэтому из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.
Демографическая теория. Сущность данной теории заключается в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять[[51]].
Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории – взгляды Платона, обосновывающего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в 19 в. завершенный характер[[52]].
2.2. Современные теории происхождения государства
Инцестная теория. Основателем данной теории выступил французский этнограф и социолог 20 в. Клод Леви – Стросс, который является автором научных трудов, которые напрямую или косвенно касались проблемы запрета инцеста в первобытном обществе c основанием государства.
Его мнение основывалось на том, что человечество осознавая факт вырождения (гибели рода) в результате инцеста стало огромным событием эпохи первобытности, которое резко перевернуло уклад жизни первобытных людей и изменило их отношение между родами и внутри их[[53]].
Известный популяризатор Леви – Стросса, Л. Васильев писал «отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами составил структурную основу единой культуры, с её ритуалами…, нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами», что, в свою очередь, впоследствии послужило главной основой для создания государства[[54]].
Следующее, o чем говорил Леви – Стросс, это o том, что запрет инцеста перевернул внутреннюю организацию рода. Понимание вредоносности данного явления (инцеста) было лишь первым шагом, дальше нужно было уничтожить его, что оказалось совсем не просто. Для этого понадобилось применение суровых мер наказания за нарушения данного табу.
Именно поэтому автор теории убежден что есть все основания полагать что древнейшими элементами зарождения государства явился запрет инцеста внутри рода и его насильственное пресечение.
B современной теории государства и права Инцестная теория используется для объяснения одной из важных предпосылок создания государства, но на большую роль не претендует[[55]].
Теория специализации. Данная теория по своей мысли очень схожа c теорией органической которую выдвигал Платон и др. Однако в органической теории такая разбивка на специализации не присутствует.
Поскольку из всех имеющихся теорий ни одна не могла претендовать на роль всеобъемлющей, профессор Кашина выдвинула и обосновала универсальную теорию подходящую для всех народов и стран.
Основная мысль данной теории заключается в том, что специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, - a затем и различных органов - это есть результат специализации. Так же в зависимости от специализации клеток организма он занимает определенное место в биологической иерархии и чем больше специализированы его функции, тем более высокое место он занимает[[56]].
B мире социума также действует этот закон. Производящая экономика постепенно набирала темпы, наступил такой момент, когда производственный труд стал специализироваться. Специализация в области экономики - это первый вид кардинальной специализации труда или экономическая специализация. B свою очередь в ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда. Еще Ф. Энгельс вслед за другими учеными-историками выделял три крупных разделения труда: Отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, возникновение торговли[[57]].