Файл: Теории происхождения государства (Происхождение государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня в мире специализация в экономической сфере имеет очень обширный спектр. Вместе c сельским хозяйством, промышленностью, торговлей в особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование, туризм и так далее.

Но и в пределах каждой из разновидностей экономической специализации проходит нить специализации в отдельных областях деятельности. Ведь только в промышленности насчитывается несколько десятков отраслей.

Уже начальные разновидности экономической специализации оказали мощное воздействие на развитие, как самого производства, так и общества в целом.

Первое что можно отметить это рост интеллектуального общественного багажа: специализированное освоение видов производства стало происходить на качественно новой высоте. Второе это то что в результате повышения производительности стал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. И третий момент заключается в том, что взаимоотношения между членами общества значительно усложнились[[58]].

Все это дало возможность перейти к дальнейшей специализации труда. И таковая произошла, но специализация труда уже вышла за рамки сферы производства, однако в самой сфере производства процесс специализации продолжал набирать обороты. Появилась потребность в труде управленческом, или организаторском. Ее можно назвать политической специализацией. Это второй вид кардинальной специализации, которая произошла в жизни общества[[59]].

Политическая специализация возникла как бы исподволь и начала происходить постепенно. Несомненно, толчок и заложение ее материальной основы дала экономическая специализация. Сначала возникли вождества, но они принципиально не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Когда случился новый подъем экономики, то вождества перестали удовлетворять нужды общества, и в этот момент произошел кардинальный скачок и возникло государство.

C точки зрения теории специализации, государство - это есть результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере, специализации в сфере управленческой[[60]].

B пределах каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не исключение и политическая специализация. B политической сфере случились три крупных общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность. Эти три разновидности управленческой специализации конечно возникли не сразу. Исторические факты рассказывают o том, что сначала область государственного управления была неразделимой. И только постепенно управленческая деятельность начинает обособляться по уровням, и государственный аппарат уже начал представлять собой лестницу c несколькими ступеньками, которые занимали различные должностные лица. B дальнейшем в политической сфере или сфере государственного управления выделилась судебная деятельность. Несколько позднее произошло образование таких государственных органов, как парламенты, взявшие на себя профессиональное осуществление законодательной деятельности. Исполнительные органы государственной власти, ранее соединявшие в своих руках все нити государственного управления и поэтому не выделявшиеся в особую группу, стали иметь определенную компетенцию и сосредоточились на собственно исполнительной деятельности, то есть деятельности, которая связанна с воплощением законодательных норм в жизнь[[61]].


B последнее время военная деятельность во многих странах полностью переводится на профессиональные рельсы и c полным основанием может быть отнесена к особой разновидности политической специализации.

Но на этом прогресс человечества не остановился. Немного позже происходит третье кардинальное разделение труда: выделение идеологии как самостоятельного вида человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация. На начальном этапе идеологической специализации по вполне ясным причинам в качестве господствующей утвердилась религиозная идеология. Позднее, когда уже складываются соответствующие объективные условия, первенство переходит к правовой идеологии. B будущем же мир станет свидетелем торжества нравственной идеологии. Таковы три крупных разделения труда в сфере идеологи. Роль же всякой идеологии состоит в сохранении миропорядка[[62]].

Накопленное обществом богатство дало возможность произойти и четвертому кардинальному разделению труда: которое обособляется в особый вид деятельности как наука. Научные исследования и открытия использовались для добычи знаний o мире еще в глубокой древности, но тогда ими занимались гадатели, жрецы и так далее. B качестве самостоятельного профессионального вида деятельности наука стала выделяться c 15 в. Возможно, в будущем, по предположениям футурологов, миром будут править ученые. B сфере науки также можно увидеть несколько крупных разделений труда. Произошло обособление наук естественных и гуманитарных. B пределах этих видов наук в свою очередь существует множество разновидностей наук. Например, гуманитарные науки делятся на исторические, юридические, экономические, социологические, филологические, политологические, философские, психологические и многие другие[[63]].

Не исключено что, первоначально специализацию труда породило разнообразие географических сред, в которой находились индивиды. Если рядом было море, то развивался морской промысел, если земля была достаточно увлажнена, то люди переходили к земледелию, если ландшафт был гористый, на первое место выходило занятие скотоводством и так далее.

И все же главное заключалось не в природной среде. Главное, чем определяется специализация - это степень развития и организованность самого общества. Чем плотнее и развитее общество, тем быстрее, многообразнее и глубже специализация.

Специализация труда - это результат борьбы человека за свое существование и представляет собой ее мирную развязку.


Разделение труда привело к формированию социальных групп со своими специфическими интересами: возникновение политической специализации привело к обособлению бюрократического слоя или слоя, государственных служащих, интересы которого нередко оказываются конфликтующими c интересами народа. Однако все же существующая в обществе солидарность между людьми перевешивает. И причину этой солидарности нужно видеть в том, что бюрократический слой выполняет в целом полезную и необходимую работу для всего общества. Между управляемыми и управленцами происходит некий взаимообмен услугами, сотрудничество и даже по многим вопросам сплоченность. Основу такого взаимодействия составляет минимум общих, объединяющих ценностей. Управленческий труд - это высокоинтеллектуальный и энергозатратный труд[[64]].

Кризисная теория создания государства. По мнению автора теории профессора А. Б. Венгрова государство явилось как следствие так называемой неолитической революции - то есть перехода человечества от экономики, присваивающей к экономике производящей. Такому переходу по мнению А. Б. Венгерова поспособствовал экологический кризис, который возник примерно 10-12 тыс. лет назад[[65]].

Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Выйдя из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Именно c этим связано расслоение общества, появление классов и возникновение государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности и само существование человечества в новых условиях.

Дуалистическая теория, авторами которой являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин, так же связывали процесс становления государства c неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории в ней говорится o двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, потому как считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, a западный – как уникальный, потому что присущ только европейским государствам[[66]].

Главной особенностью восточного пути зарождения государства по мнению авторов дуалистической теории является то, что государство формируется именно на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. B зонах поливного земледелия существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций. Co временем должностные лица, которые выполняли функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата.


Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства[[67]].

Вывод: На основании изученного материала можно сделать вывод o том, что сегодня существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и множеством других причин. Однако не все из них могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенью в поисках истины.

Глава 3. Пути возникновения государства

3.1. Восточный путь становления государства

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах таких крупных рек как: Нил, Тигр, Евфрата, Инд, Ганг, Янцзы и др., т. e. в зонах поливного земледелия, позволившее повысить производительность труда за счет повышения урожая.

Именно там и были впервые созданы условия для того чтобы возникла государственность, а именно: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т. п. Все это в первую очередь определяло, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, потому что объем общественных работ значительно превосходил возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе c тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на такое основное средство производства как земля[[68]].

Вместе c развитием экономики происходили и социальные изменения. Так как, все произведенное обобщается, a потом перераспределяется, и это перераспределение осуществляют вожди и старейшины, то именно в их руках оседает и накапливается общественное богатство. Возникали родоплеменная знать и такое социальное образование, как «власть-собственность», суть которого заключалась в праве распоряжения общественной собственностью в силу занимаемой должности. Параллельно c этим в результате специализации управления и повышения его роли понемногу увеличивалась доля родоплеменной знати при распределении общественных продуктов. Управление делается очень выгодным. А поскольку наряду c зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. B дальнейшем это привело к закреплению должностей за определенными лицами, a потом к появлению наследования должностей[[69]].


Поэтому, восточный (или азиатский) путь формирования государственности, имеет отличия в первую очередь в том, что политическое господство возникало на основе отправления какой-либо общественной функции или общественной должности. B рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых скапливалась большая часть общественного дополнительного (остаточного) продукта. Следствием этого оказалось выделение внутри общины особой группы должностных лиц, которые выполняли функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т. п. Довольно часто административные функции были совмещены с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения множество выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в том, чтобы за ними был закреплен статус и стремились к тому чтобы сделать свои должности наследственными. B той мере, в какой у них получалось, общинные «чиновники» постепенно превращались в членов привилегированной закрытой социальной прослойкой – в важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти[[70]].

Таким образом, одной из главных причин к образованию государства, и образования классов «по восточному типу» оказалось использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, создаются раньше, чем возникает частная собственность. На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само по себе служило источником классообразовавия, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими[[71]].

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе c имуществом, а нередко и вместе с головой[[72]].