Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Стресс и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Я считаю, что одним из наиболее распространённых в наши дни видов психосоматических проявлений является профессиональный стресс. Стресс представляет собой состояние чрезмерно длительного и сильного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Гендерные особенности стресса объясняется следующим:

Во-первых, необходимость исследования проблемы стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь факторов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь разработке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщинами в проявлении стресса.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в современном обществе главным приоритетом в жизни человека является материальное благополучие и человек в погоне за деньгами не оставляет время на себя, свое здоровье, семью, друзей, и тогда его постигает профессиональный стресс. Если человек не сможет преодолеть негативные последствия этого стресса, то стресс начинает разрушать человека изнутри, что может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти. Поэтому в наше время необходимо знать, как пережить стресс и не подвергнуться его губительному действию.


Но для того, чтобы преодолеть негативные последствия стресса надо выяснить, что является стрессом, какие существуют разновидности стресса, что влияет на нашу оценку стресса, как мы реагируем на стресс, какие эффекты может вызывать стресс, что такое профессиональный стресс, его источники и, наконец, как бороться с негативным влиянием стресса.

Степень разработанности проблемы. Впервые термин «стресс» появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году (Lazarus & Folkman, 1984). Некоторые авторы (например Pollock, 1988) утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, Большинство приписывают популяризацию понятия «стресс» Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса (обсуждение исторического развития этого понятия см. Newton, 1995). Будучи биологом, Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование (Selye, 1993).

Учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Селье, Самоукина, Кеннон, Касл, Купер, Маршалл, Альбрехт, Вейтен, Ллойд и многие другие. На первых этапах изучения профессионального стресса ученых интересовали объективные условия возникновения стресса, но позднее характеристики реальной ситуации перестали рассматривать как единственные причины стресса, внимание специалистов переключилось на характеристику субъекта труда, особенности личности. В настоящее время большинство авторов отдает предпочтение изучению факторов, включающих в себя объективные и субъективные компоненты, например, социально-психологические.

Таким образом, цель работы – исследовать гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать теоретические основы проявлений профессионального стресса;
  2. Провести экспериментальное исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса;
  3. Проанализировать полученные результаты исследования;
  4. Разработать рекомендации по профилактике стрессов в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.

Объектом исследования стресс в профессиональной деятельности.

Предметом выступают гендерные различия проявлений профессионального стресса.


При написании исследования были использованы следующие методы: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез полученных данных, а также методика «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности» и опросник Спилберга-Ханина.

База для исследования: исследование проводилась на базе компании «Перекресток». В исследовании принимали участие 20 сотрудников по выборке: 10 мужчин и 10 женщин.

Практическая значимость исследования заключается в том, что знание гендерных особенностей реакций на стресс важно как психологам, психотерапевтам, так и врачам общей практики, есть необходимость в его популяризации.

Глава 1. Основы проявлений профессионального стресса

1.1. Стресс и основные теоретические подходы к его изучению

В настоящий момент нет однозначного определения профессионального стресса. Однако никто не сомневается в его наличии и существовании в любой, даже самой прогрессивной организации. Это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Его отличительными особенностями являются раздражительность, усталость, понижение общего уровня работоспособности и дееспособности. В то же время, как любой стресс, профессиональный стресс может и мобилизовать ресурсы человеческого организма, и помочь проявиться человеку с новой, иногда даже более эффективной для трудовой деятельности, стороны. Однако для того чтобы он был продуктивным, необходимо грамотное построение психологического сопровождения персонала.

Г. Селье, говоря о роле стресса в профессиональной деятельности, отмечает, что стресс может проявляться в любой сфере деятельности, а дистресс – нет[1]. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы большинство стрессовых ситуаций превратить в эустресс?

Человека может быть несколько стрессовых сценариев, которые проявляются по-разному, в зависимости от ситуативных или личностных факторов. Н.В. Самоукина предлагает их разделение по трем основаниям:


– частота и сила проявления (каждый день, через день и т.д.);

– направление стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в несделанной работе виноваты неграмотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);

– механизмы запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний.

Американский исследователь Вейтц описал восемь стрессогенных ситуаций[2]:

– необходимость ускорения переработки информации;

– конфликтность окружения;

– осознанная угроза;

– нарушение физиологических функций, в том числе болезнь человека;

– социальная изоляция;

– заключение, лишение свободы;

– остракизм (изгнание и преследования);

– групповое давление.

Среди основных стрессоров, оказывающих влияние на человека в профессиональной среде, выделяют[3]:

– физические;

– физиологические;

– социально-психологические;

– структурно-организационные.

физическим стрессорам относятся производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и т.д. Для уменьшения влияния их на организм человека ограничивается время работы человека в подобных условиях, даются продукты питания, способствующие выводу токсинов из организма, четко регламентируются режимы труда и отдыха, назначаются реабилитационные процедуры и т.д.

Сильными физиологическими стрессорами являются так называемый «сменный график», отсутствие режимов труда и отдыха, нерегулярное питание. Подобные стрессоры часто встречаются в деятельности врачей, поточных рабочих, руководителей среднего и высшего звена и т.д. График работы «сутки через двое» уже по своей сути является стрессогенным для человеческого организма, поскольку не совпадает с режимом световых суток[4]. Перебарывая себя, человек привыкает к определенному ритму жизни. Однако, нарушение природных ритмов приводит к повышению уровня утомляемости, более быстрому старению.

Социально-психологические стрессоры включают себя целый набор конфликтов, которые могут возникать на рабочем месте (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку работников, неотлаженность информационных потоков, высокую ответственность, дефицит времени и т.д. Все эти стрессоры могут влиять на психологический климат в организации. Установление нездорового климата, в свою очередь, приводит к большим экономическим потерям.


Структурно организационные стрессоры, в основном, связаны с неграмотным построением структуры организации, распределением должностных обязанностей, возложении чрезмерной ответственности на сотрудников или, наоборот, нежелание таковых ни за что отвечать, ошибочным распределением ресурсов, неграмотным делегированием и т.д.

Но главным стрессором, вызывающим дистрессовое состояние в профессиональной среде, является изменение мотивационного вектора. Когда желание работать и интерес к самой профессиональной деятельности сменяется стремлением как можно больше получать и меньше для этого делать, когда интерес к созданию профессионального продукта подменяется исключительно материальной заинтересованностью, и работа становится не самореализацией или обеспечением себя и своей семьи для жизни. Г. Селье пишет: «Следует, по крайней мере, «быть на дружеской ноге» со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе «игровую профессию», как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном – для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков»[5].

В то же время В.А. Бодров отмечает, что сила и знак стрессового раздражителя воспринимается символически, каждым индивидуумом по-разному. На одного человека он может оказать воздействие, на другого – нет. Для одного подобное поведение внешней среды является нормой проявления, для другого – создает крайне сложные условия существования. «Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является стрессором», – пишет В.А. Бодров[6].

Самоукина Н.В. выделяет несколько основных видов профессионального стресса[7]:

– информационный стресс;

– эмоциональный стресс;

– коммуникативный стресс.

Информационный стресс связан с нехваткой или переизбытком информации, поступающей работнику. Особенно часто он возникает в ситуации «цейтнота», когда время на выполнение задания четко ограничено. Причем чем более ответственный человек, чем более важное задание, тем вероятность появления подобного стресса увеличивается. Также информационный стресс может возникнуть в ситуации неопределенности длительного ожидания. Когда решается ваша судьба или судьба вашего проекта, а вы длительное время не получаете никакой обратной связи. Другой случай появления информационного стресса, – когда работнику постоянно поступает недостоверная информация (или критерии ее достоверности постоянно изменяются), и он перестает ориентироваться в ней, и/или когда его компетентность ставится под сомнение.