Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Стресс и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видим из таблицы 2, показатели тревожности обоих полов находятся примерно в одинаковых пределах. Обратим внимание на то, что показатель личностной тревожности в «норме» у каждой из групп испытуемых.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сказать, что гипотеза исследования о том, что мужчины менее подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

2.3. Разработка рекомендаций по профилактике стрессов в профессиональной деятельности

Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе.

В зарубежной гендерной психологии существуют многочисленные исследования, посвященные препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу, Т. Меламед и др. В этих трудах были выдвинуты три гипотезы о том, каково положение женщин в деловом мире. Согласно первой, принадлежащей Дж. Маршаллу, женщины не вписываются в жесткую мужскую среду. Но дальнейшие исследования продемонстрировали несостоятельность данной гипотезы, в последнее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами и даже вытесняют их с руководящих должностей[20].

Большое распространение получила гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина, когда пытается достичь вершин успеха. Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется «теорией звездной болезни»[21]. Под «звездной болезнью» понимается явление, когда женщины склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жестокое отношение к представителям своего пола сейчас именуется также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а женщины. Р. Кентер в своей работе «Мужчины и женщины в организациях» заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. В самом деле, одна - две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол.


Кентер обнаружила 4 неформальные роли женщин[22]:

- «мать» (от неё ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности);

- «соблазнительница» (женщина выступает лишь сексуальным объектом);

- «талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;

- «железная леди» - этим женщинам приписывается неженская жесткость, они особенно изолированы от группы.

Перечисленные роли свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщинам. Они мешают занять положение равных в группе, снижают возможность служебного роста и способствуют профессиональному стрессу

Сегодня наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе.

Стресс, как правило, связан с любой деятельностью, и избежать его может тот, кто ничего не делает. Преобразовывая что-то негативное в позитивное - это является кульминацией умения контролировать стресс. Когда мы попадаем в ту или иную ситуацию, начинаем контролировать ее, автоматически считаем, что именно данная ситуация заставляет нас проявлять свои лучшие качества и делает нашу жизнь более полноценней и успешной. Но попадая в ситуацию, в которой нельзя что-то менять, исключить стрессовые факторы, следует прибегать к определенным упражнениям, которые изменяют отношение к стрессам.

Во-первых, рекомендуется отвлечение. Можно предотвратить стресс путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда человек о чем-то думает, то можно объекту мыслей отдать значительную часть своей энергии. Если думать приходиться с «надрывом» и много, то это может привести к психической травме. Поэтому важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, необходимо снижать значимость события. Как правило, истинной причиной стресса являются не события, не люди, а наше отношение к происходящему.

В-третьих, важно действовать. Ведь стресс - источник очень сильной энергии. Энергия стресса захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неукротимая и неуловимая, причиняет многочисленные разрушения внутри и вокруг человека. Но энергия, которая разрушает, может и созидать. Для этого потребуется еще большей силы энергия, поэтому не подавляйте, а действуйте.

В-четвертых, необходимо расслабление. Стресс вызывает увеличение частоты волн мозговой активности и общее напряжение. Расслабление снижает их частоту и поэтому необходимо овладеть системой расслабления. Секрет успешной борьбы со стрессом - это умение расслабляться. Наш организм не может одновременно расслабляться и напрягаться.


Необходимо завести ежедневник и не полагаться на свою память. Стрессовым фактором является откладывание на следующий день. Поэтому, планировать следует наперед и будете все успевать сегодня.

Необходимо ослабить свои стандарты, не все вещи стоит делать хорошо. Нужно быть более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, если и достижимо, то не всегда оно этого стоит.

На каждое сегодняшнее невезение найдется десять случаев, когда все происходило успешно. Воспоминание о хорошем уменьшит раздражение.

Наконец, следует иметь друзей, которые не слишком тревожатся или беспокоятся.

Важно не только защититься от стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным является остаточное психическое и физическое напряжение. Поэтому важно уметь своевременно расслабляться, снимать остаточное напряжение.

Заключение

В наше время наблюдается существенное изменение условий и содержания труда во многих профессиях, где отсутствуют социально-педагогические основы организации профилактических мер для снижения стрессового состояния в трудовом коллективе. Проблема психологического стресса населения, а именно работающих людей, приобретает все возрастающую практическую и научную актуальность, так как отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни.

В проведенном исследовании обоснована необходимость эмпирического изучения проблемы профилактики профессиональных стрессов в трудовом коллективе. Изучение влияния стресса на трудовой коллектив имеет особое значение для создания систем управления профилактикой стрессовых состояний. Эмпирическое изучение позволяет отразить специфику потребности изучения стресса и создание основы для разработки теории изучения феномена стресса именно как позитивного процесса и предполагает сбор данных и оценку состояния конкретного коллектива, который имеет особые потребности в плане поддержания психологического климата. Кроме того, эмпирическое изучение создает основу для выработки рекомендаций по выработке средств нейтрализации стресса.

Поэтому, нами по результатам проведенного эмпирического исследования представлены практические рекомендации по снятию стресса, которые полезны для тех, кто, забывая про отдых и регулярные расслабления, большую часть времени отдает напряженной работе, т.е. четко представлен.


В заключение следует сказать, что, проводя в организации меры профилактики профессионального стресса и мероприятия здоровье сберегающих технологий, руководители смогут значительно повысить управляемость в компании и эффективность её функционирования. Для профилактики профессионального дистресса, состояния эмоционального выгорания и других состояний и переживаний, негативно отражающихся на регуляторных процессах и эффективности профессиональной деятельности работника, необходимо проводить профилактические мероприятия и знать пути предотвращения возникновения этих состояний.

В организациях стрессовые ситуации оказывают влияние на качество деятельности сотрудников. Как правило, на пути выполнения поставленных задач и целей организации возникают значительные трудности. Отсутствие взаимосвязей групповой деятельности в коллективе в связи с профессиональным стрессом ведет к возрастанию личной неудовлетворенности каждого члена коллектива, потере эффективности качества деятельности, текучести кадров и т.д.

Библиография

  1. Гибсон, Дж. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ. - 8-е изд. / Дж. Гибсон. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 293 с.
  2. Гринбер, Дж. Управление стрессом. 7-е изд. / Дж. Гринбер. - СПб.: Питер, 2012. - 152 с.
  3. Дехтяр, Б. С. Как защитить себя от стресса / Б.С. Дехтяр. - М.: Фаир-Пресс, 2015. - 176 c.
  4. Джуэлл, Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов / Л. Джуэлл. - СПб.: Питер, 2016. - 89 с.
  5. Жириков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: Изд. МЦФЭР, 2012. - 257 с.
  6. Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / А.Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 2013. – 288 с.
  7. Иванов, С.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 1-е изд. / С.В. Иванов. - М.: Дрофа, 2013. - 246 с.
  8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. И доп. / Н.И. Кабушкин. - М.: ТОО «Остожье», 2014. - 123 с.
  9. Китаев – Смык, А. Стресс и психологическая экология / А. Китаев-Смык // Природа. - 2014. - №7 - С. 98-105.
  10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.Аю Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2013. – 412 с.
  11. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова - М.: Изд. ЮНИТИ - Дана, 2013. - 150 с.
  12. Котова, И.Б. Психология / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 480 с.
  13. Лосик, Б. Стресс-менеджмент / Б. Лосик. - М.: НТ Пресс, 2015. - 256 c.
  14. Петров, В.В. Борьба со стрессом / В.В. Петров. - Мн.: Харвест, 2015. - 352 c.
  15. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 2014. - 448 с.
  16. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2014. - 304 c.
  17. Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации / П. Семенов. - М.: Феникс, 2014. - 160 c.
  18. Сеть интернет

Приложения

Приложение 1

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

Самооценка тревожности

1 2 3 4

1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности

1 2 3 4

2. Вы часто из-за пустяков краснеете

1 2 3 4

3. Ваш сон беспокоен

1 2 3 4

4. Вы легко впадаете в уныние

1 2 3 4

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях

1 2 3 4

6. Вас пугают трудности

1 2 3 4

7. Вы любите копаться в своих недостатках

1 2 3 4

8. Вас легко убедить

1 2 3 4

9. Вы мнительный человек

1 2 3 4

10. Вы с трудом переносите время ожидания

1 2 3 4

Самооценка фрустрированности

1 2 3 4

1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

1 2 3 4

2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

1 2 3 4

3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

1 2 3 4

4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат

1 2 3 4

5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

1 2 3 4

6. Я нередко чувствую себя беззащитным

1 2 3 4

7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния

1 2 3 4

8. Чувствую растерянность перед трудностями

1 2 3 4

9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели

1 2 3 4

10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми

1 2 3 4

Самооценка агрессивности:

1 2 3 4

1. Оставляю за собой последнее слово

1 2 3 4

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника

1 2 3 4

3. Меня легко рассердить

1 2 3 4

4. Люблю делать замечания другим

1 2 3 4

5. Хочу быть авторитетом для окружающих

1 2 3 4

6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

1 2 3 4

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

1 2 3 4

8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

1 2 3 4

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

1 2 3 4

10. Я мстителен

1 2 3 4