Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации (Понятие и сущность конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. По использованной сторонами тактике:

- сражение,

- игра,

- дебаты.

По мнению Роберта Даля, профессора Йельского универститета, конфликты делятся на:

  1. биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – по количеству участников;
  2. кумулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников;
  3. конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – по степени антагонизма оппонентов. Поляризация – глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными способами решить невозможно, сегментация – деление общества на слои и группы с разными интересами, при этом стабильность общества сохраняется системой взаимных уступок и т.д. [21, с.122-124].

Л.А. Козер основным критерием при классификации конфликтов выбрал критерий реальности – ложности. Так, он выделяет реалистические (предметные, деловые) и нереалистические (беспредметные, эмоциональные) конфликты. Реалистические вызваны неудовлетворением конкретных требований участников или несправедливым (по их мнению) распределением между ними каких-то преимуществ. Такие конфликты направлены на борьбу с источником неудовлетворенности и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты вызваны недоверием, основанным на опыте прошлых взаимодействий, антипатией, стереотипы и т.д. Такие конфликты требуют взаимодействия между двумя или более людьми [12, с.26-27].

По направленности конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные. Горизонтальные – те конфликты, чьи участники не находятся друг у друга в подчинении. Вертикальные – их участники находятся один у другого в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные аспекты.

Конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т.е. вертикальные и смешанные конфликты) занимают в среднем от 70 до 80% их числа. Они наиболее нежелательны для руководителя, ведь руководитель, участвуя в этом конфликте, «связан по рукам и ногам». Так как каждое действие в данном случае воспринимается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму этого конфликта.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов:

  1. Конфликт целей – участвующие стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
  2. Конфликт взглядов - оппоненты расходятся во взглядах и идеях по поводу способов решения проблемы.
  3. Чувственный конфликт – у участников с самого начала разные чувства и эмоции, лежащие в основе их взаимоотношений друг с другом как личностей [2, с.413].

В заключении приведем классификацию Я.П. Карташова с пояснениями:

Таблица 3

Классификация конфликтов

Признак классификации

Виды конфликтов

Сферы проявления

- Производственно-экономические противоречия;

- различия во взглядах;

- разногласия в соц.сфере;

- разногласия из-за особенностей психики каждого человека;

- разногласия в семейно-бытовых отношениях.

Масштабы распространения

- Всеохватывающие;

- общие;

- локальные.

Длительность, напряженность

Яростные, агрессивные, краткие, острые, длительные, слабовыраженные, быстрые.

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные;

- межличностные (противоречия между двумя личностями);

- межличностно-групповые (противоречия между личностью и группой);

- межгрупповые (противоречия между группами).

Предмет конфликта

- Реальные (имеют четкий предмет конфликта);

- нереальные (не имеют четкого предмета конфликта).

Источники и причины возникновения

- Организационные (в связи с изменениями регламентов);

- эмоциональные и социально-трудовые;

- деловые и личностные.

Коммуникативная направленность

- Горизонтальные (оппоненты равного соц. уровня);

- вертикальные (оппоненты разного соц. уровня, обычно между управляющими и подчиненными);

- смешанные.

Последствия для организации

- Позитивные (созидательные, ведут к развитию компании) и негативные (разрушительные, приводят к деградации компании);

- конструктивные (основанные на объективных проблемах);

- деструктивные (основанные на субъективных противоречиях).

Формы и степени столкновения

- Открытые (обычный спор, ссора);

- скрытые (стороны не знают намерения друг друга);

- спонтанные (возникшие стихийно);

- инициативные (спланированные).

Возможности урегулирования

Антагонистические (фактически непримиримые противоречия, если и разрешаются, то частично);

компромиссные (стороны готовы идти на уступки, обычно полностью решаются и приводят к сотрудничеству)

[24, дата обращения: 08.10.2019].

Причины возникновения конфликтов

Конфликты могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. Подробно рассмотрим причины самых распространенных конфликтов – межличностных. Их причины можно разделить на 2 группы:


    1. Социально-психологические:

- различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть и т.п.);

- неудовлетворительные коммуникации (искажения информации в процессе межличностного взаимодействия);

- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;

- отличия в способах оценки личности и деятельности друг друга;

- психологическая несовместимость (темпераментов, характеров, мировоззрения и т.д.).

    1. Личностные (психологические)

- низкий уровень социально-психологической компетентности;

- наличие у человека внутренних конфликтов;

- половозрастные особенности;

- пониженная психологическая устойчивость;

- психофизиологические особенности;

- отсутствие способности к эмпатии;

- неадекватная самооценка;

- акцентуации характера (доминирование одной черты характера над другими, что вызывает тревогу у общающихся с таким человеком людей);

- эмоциональное состояние.

В. Линкольн выделяет причинные факторы конфликтов и делит их на 5 групп:

1. Информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации одной из сторон (ненадежность информации, неточные факты и т.п.).

2. Поведенческие факторы – поведение, отвергаемое одной из сторон (унижение, эгоизм, агрессия и т.д.).

3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.

4. Ценностные факторы – жизненные принципы, которые отвергают или придерживаются стороны (система верований, традиции и т.п.).

5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, которые существуют объективно, их трудно либо невозможно изменить (власть, социальные нормы, географическое положение и т.п.) [10, с.66-68].

Управление конфликтами начинается с их предвидения. А чтобы предвидеть, необходимо знать причины, наиболее часто приводящие к конфликтным ситуациям. Если говорить о конфликтах в современных организациях, то исследователи, как правило, выделяют три группы причин, приводящих к конфликтам:

  1. Причины, вызванные процессом деятельности:
  • Технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;
  • перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности и в отношениях по горизонтали;
  • невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель – подчиненный». Например, руководитель не обеспечивает надлежащих условий деятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту;
  • несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений в этом коллективе, и это также ведет к конфликту [11, дата обращения: 11.09.2019].
  • неопределенность роли работника, когда ему непонятны содержание, смысл, приемы работы, ее взаимосвязь с другими видами деятельности в организации. Для снижения негативного влияния этих причин важны четкие инструкция, ясная постановка задач; необходима оптимизация выполнений рабочий заданий, устранение помех в ходе коммуникаций.
  • ошибочные действия руководителя (нарушение служебной этики, трудового законодательства) [23, с.73].

  1. Причины, вызванные психологией человеческих отношений:
  • взаимные симпатии (антипатии);
  • неблагоприятный психологический климат в коллективе;
  • плохая психологическая коммуникация (люди не учитывают потребностей других, их настроение);
  • нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые есть у любого человека).
  1. Причины, порождаемые индивидуальными особенностями характеров членов коллектива:
  • Отсутствие самоконтроля;
  • низкий уровень самоуважения;
  • повышенная тревожность;
  • агрессивность;
  • низкая коммуникабельность;
  • чрезмерная принципиальность.

Эти причины возникновения конфликтов возникают во внутренней среде организации. Что касается внешней среды, здесь выделяют следующие причины конфликтов:

  1. Социально – экономические, которые возникают в обществе из-за объективно существующих социально-экономических противоречий.
  2. Социально-психологические, связанные с потребностями, мотивами, целями деятельности и поведением различных людей, влияющих на организацию извне.
  3. Социально-демографические, обусловленные принадлежностью людей к различным национальным образованиям, их полом, возрастом и в связи с этим имеющим различия в установках, мотивах поведения, целях и устремлениях [11, дата обращения: 11.09.2019].

К субъективным причинам конфликтов в организации можно отнести следующие:

      1. Проблемы распределительных отношений при ресурсной ограниченности.
      2. Инновации. Любое нововведение затрагивает интересы многих сотрудников: другая должность, дополнительная нагрузка, переобучение, отказываясь от привычных методов работы – все это вызывает противодействие нововведениям и конфликтные ситуации.
      3. Борьба за лидерство (процессы соперничества, доминирования, инициативы).
      4. Необъективная оценка труда персонала и основанное на ней материальное вознаграждение.
      5. Недостаточные коммуникации, качество информации.
      6. Противоречивость целей отдельных групп и работников [17, с.201-202].
  1. Взаимозависимость задач (человек (группа) зависит о другого человека (группы) в выполнении задания).
  2. Различия во взглядах и представлениях (например, у непосредственных исполнителей и их начальством возможны разные взгляды на способы достижения даже общих целей).
  3. Различия в психологических особенностях членов коллектива (характер, темперамент, восприятие, ожидания, потребности и т.д.) [20, с.190-191].

Выявлены значимые психологические факторы, оказывающие влияние на уровень конфликтогенности в коллективе:

- психологическая профессиональная деформация сотрудников, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций (как правило паранойяльности и педантичности);

- недостатки при осуществлении своей профессиональной деятельности;

- психологическое давление больших материальных интересов;

- низкий уровень ответственности персонала [14, с.45].

Все причины конфликтов в современных организациях можно сгруппировать в таблицу:

Таблица 4

Причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе

Правовые

Нарушение законов, прав, невыполнение обязанностей со стороны как руководителя, так и членов коллектива

Финансовые (материальные)

Нарушение финансовой дисциплины, использование средств организации и государственных средств в личных целях

Организационно-управленческие

Недостатки руководителя обусловлены невыполнением своих организационно-распорядительных, управленческих функций

Коммуникативные

Несоблюдение норм делового и неформального общения

Оценочные

Необъективная оценка труда, поведения лиц и групп

Психологические

Психологическая несовместимость, негативная, предвзятая установка, индивидуальные недостатки характера

Нравственные

Нарушение нравственных норм (агрессия, несоблюдение этических норм)

Идейные

Принципиальные различия в убеждениях и взглядах

Межнациональные

Пренебрежение национальными чувствами, оскорбление национального достоинства и т.п.

[21, с.297].

Этапы протекания конфликта

Конфликт – это динамический процесс, состоящий из 6 этапов:

    1. предконфликтная стадия;
    2. инцидент;
    3. эскалация;
    4. сбалансированное противодействие;
    5. завершение конфликта;
    6. послеконфликтная стадия.
      1. Предконфликтная стадия – отражает ситуацию перед конфликтом. В это время нарастает социальная напряженность, конфликтующие стороны осознают несовместимость взглядов и интересов. Конфликтанты понимают необходимость предпринять какие-то действия для разрешения противоречия, оценивают свои ресурсы (материальные ценности, власть, информация) и выдвигают требования к оппоненту.