Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации (Понятие и сущность конфликта).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
- По использованной сторонами тактике:
- сражение,
- игра,
- дебаты.
По мнению Роберта Даля, профессора Йельского универститета, конфликты делятся на:
- биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – по количеству участников;
- кумулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников;
- конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – по степени антагонизма оппонентов. Поляризация – глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными способами решить невозможно, сегментация – деление общества на слои и группы с разными интересами, при этом стабильность общества сохраняется системой взаимных уступок и т.д. [21, с.122-124].
Л.А. Козер основным критерием при классификации конфликтов выбрал критерий реальности – ложности. Так, он выделяет реалистические (предметные, деловые) и нереалистические (беспредметные, эмоциональные) конфликты. Реалистические вызваны неудовлетворением конкретных требований участников или несправедливым (по их мнению) распределением между ними каких-то преимуществ. Такие конфликты направлены на борьбу с источником неудовлетворенности и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты вызваны недоверием, основанным на опыте прошлых взаимодействий, антипатией, стереотипы и т.д. Такие конфликты требуют взаимодействия между двумя или более людьми [12, с.26-27].
По направленности конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные. Горизонтальные – те конфликты, чьи участники не находятся друг у друга в подчинении. Вертикальные – их участники находятся один у другого в подчинении. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные аспекты.
Конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т.е. вертикальные и смешанные конфликты) занимают в среднем от 70 до 80% их числа. Они наиболее нежелательны для руководителя, ведь руководитель, участвуя в этом конфликте, «связан по рукам и ногам». Так как каждое действие в данном случае воспринимается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму этого конфликта.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов:
- Конфликт целей – участвующие стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
- Конфликт взглядов - оппоненты расходятся во взглядах и идеях по поводу способов решения проблемы.
- Чувственный конфликт – у участников с самого начала разные чувства и эмоции, лежащие в основе их взаимоотношений друг с другом как личностей [2, с.413].
В заключении приведем классификацию Я.П. Карташова с пояснениями:
Таблица 3
Классификация конфликтов
Признак классификации |
Виды конфликтов |
Сферы проявления |
- Производственно-экономические противоречия; - различия во взглядах; - разногласия в соц.сфере; - разногласия из-за особенностей психики каждого человека; - разногласия в семейно-бытовых отношениях. |
Масштабы распространения |
- Всеохватывающие; - общие; - локальные. |
Длительность, напряженность |
Яростные, агрессивные, краткие, острые, длительные, слабовыраженные, быстрые. |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные; - межличностные (противоречия между двумя личностями); - межличностно-групповые (противоречия между личностью и группой); - межгрупповые (противоречия между группами). |
Предмет конфликта |
- Реальные (имеют четкий предмет конфликта); - нереальные (не имеют четкого предмета конфликта). |
Источники и причины возникновения |
- Организационные (в связи с изменениями регламентов); - эмоциональные и социально-трудовые; - деловые и личностные. |
Коммуникативная направленность |
- Горизонтальные (оппоненты равного соц. уровня); - вертикальные (оппоненты разного соц. уровня, обычно между управляющими и подчиненными); - смешанные. |
Последствия для организации |
- Позитивные (созидательные, ведут к развитию компании) и негативные (разрушительные, приводят к деградации компании); - конструктивные (основанные на объективных проблемах); - деструктивные (основанные на субъективных противоречиях). |
Формы и степени столкновения |
- Открытые (обычный спор, ссора); - скрытые (стороны не знают намерения друг друга); - спонтанные (возникшие стихийно); - инициативные (спланированные). |
Возможности урегулирования |
Антагонистические (фактически непримиримые противоречия, если и разрешаются, то частично); компромиссные (стороны готовы идти на уступки, обычно полностью решаются и приводят к сотрудничеству) |
[24, дата обращения: 08.10.2019].
Причины возникновения конфликтов
Конфликты могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. Подробно рассмотрим причины самых распространенных конфликтов – межличностных. Их причины можно разделить на 2 группы:
-
- Социально-психологические:
- различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть и т.п.);
- неудовлетворительные коммуникации (искажения информации в процессе межличностного взаимодействия);
- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;
- отличия в способах оценки личности и деятельности друг друга;
- психологическая несовместимость (темпераментов, характеров, мировоззрения и т.д.).
-
- Личностные (психологические)
- низкий уровень социально-психологической компетентности;
- наличие у человека внутренних конфликтов;
- половозрастные особенности;
- пониженная психологическая устойчивость;
- психофизиологические особенности;
- отсутствие способности к эмпатии;
- неадекватная самооценка;
- акцентуации характера (доминирование одной черты характера над другими, что вызывает тревогу у общающихся с таким человеком людей);
- эмоциональное состояние.
В. Линкольн выделяет причинные факторы конфликтов и делит их на 5 групп:
1. Информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации одной из сторон (ненадежность информации, неточные факты и т.п.).
2. Поведенческие факторы – поведение, отвергаемое одной из сторон (унижение, эгоизм, агрессия и т.д.).
3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.
4. Ценностные факторы – жизненные принципы, которые отвергают или придерживаются стороны (система верований, традиции и т.п.).
5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, которые существуют объективно, их трудно либо невозможно изменить (власть, социальные нормы, географическое положение и т.п.) [10, с.66-68].
Управление конфликтами начинается с их предвидения. А чтобы предвидеть, необходимо знать причины, наиболее часто приводящие к конфликтным ситуациям. Если говорить о конфликтах в современных организациях, то исследователи, как правило, выделяют три группы причин, приводящих к конфликтам:
- Причины, вызванные процессом деятельности:
- Технологическая взаимозависимость и взаимосвязь работников, когда действия одного негативно влияют на эффективность действий другого. Например, выполнение задания бригадой, командой, когда действия одного ставят под удар действия всех;
- перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень отношений. Например, нехватка оборудования и инструментов иногда ведет к напряженности и в отношениях по горизонтали;
- невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель – подчиненный». Например, руководитель не обеспечивает надлежащих условий деятельности для подчиненных или подчиненные не выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту;
- несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый коллектив, человек не может сразу усвоить нормы межличностных отношений в этом коллективе, и это также ведет к конфликту [11, дата обращения: 11.09.2019].
- неопределенность роли работника, когда ему непонятны содержание, смысл, приемы работы, ее взаимосвязь с другими видами деятельности в организации. Для снижения негативного влияния этих причин важны четкие инструкция, ясная постановка задач; необходима оптимизация выполнений рабочий заданий, устранение помех в ходе коммуникаций.
- ошибочные действия руководителя (нарушение служебной этики, трудового законодательства) [23, с.73].
- Причины, вызванные психологией человеческих отношений:
- взаимные симпатии (антипатии);
- неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- плохая психологическая коммуникация (люди не учитывают потребностей других, их настроение);
- нарушение принципа территориальности (когда нарушаются установленные эмпирические зоны и территории, которые есть у любого человека).
- Причины, порождаемые индивидуальными особенностями характеров членов коллектива:
- Отсутствие самоконтроля;
- низкий уровень самоуважения;
- повышенная тревожность;
- агрессивность;
- низкая коммуникабельность;
- чрезмерная принципиальность.
Эти причины возникновения конфликтов возникают во внутренней среде организации. Что касается внешней среды, здесь выделяют следующие причины конфликтов:
- Социально – экономические, которые возникают в обществе из-за объективно существующих социально-экономических противоречий.
- Социально-психологические, связанные с потребностями, мотивами, целями деятельности и поведением различных людей, влияющих на организацию извне.
- Социально-демографические, обусловленные принадлежностью людей к различным национальным образованиям, их полом, возрастом и в связи с этим имеющим различия в установках, мотивах поведения, целях и устремлениях [11, дата обращения: 11.09.2019].
К субъективным причинам конфликтов в организации можно отнести следующие:
-
-
- Проблемы распределительных отношений при ресурсной ограниченности.
- Инновации. Любое нововведение затрагивает интересы многих сотрудников: другая должность, дополнительная нагрузка, переобучение, отказываясь от привычных методов работы – все это вызывает противодействие нововведениям и конфликтные ситуации.
- Борьба за лидерство (процессы соперничества, доминирования, инициативы).
- Необъективная оценка труда персонала и основанное на ней материальное вознаграждение.
- Недостаточные коммуникации, качество информации.
- Противоречивость целей отдельных групп и работников [17, с.201-202].
-
- Взаимозависимость задач (человек (группа) зависит о другого человека (группы) в выполнении задания).
- Различия во взглядах и представлениях (например, у непосредственных исполнителей и их начальством возможны разные взгляды на способы достижения даже общих целей).
- Различия в психологических особенностях членов коллектива (характер, темперамент, восприятие, ожидания, потребности и т.д.) [20, с.190-191].
Выявлены значимые психологические факторы, оказывающие влияние на уровень конфликтогенности в коллективе:
- психологическая профессиональная деформация сотрудников, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций (как правило паранойяльности и педантичности);
- недостатки при осуществлении своей профессиональной деятельности;
- психологическое давление больших материальных интересов;
- низкий уровень ответственности персонала [14, с.45].
Все причины конфликтов в современных организациях можно сгруппировать в таблицу:
Таблица 4
Причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе
Правовые |
Нарушение законов, прав, невыполнение обязанностей со стороны как руководителя, так и членов коллектива |
Финансовые (материальные) |
Нарушение финансовой дисциплины, использование средств организации и государственных средств в личных целях |
Организационно-управленческие |
Недостатки руководителя обусловлены невыполнением своих организационно-распорядительных, управленческих функций |
Коммуникативные |
Несоблюдение норм делового и неформального общения |
Оценочные |
Необъективная оценка труда, поведения лиц и групп |
Психологические |
Психологическая несовместимость, негативная, предвзятая установка, индивидуальные недостатки характера |
Нравственные |
Нарушение нравственных норм (агрессия, несоблюдение этических норм) |
Идейные |
Принципиальные различия в убеждениях и взглядах |
Межнациональные |
Пренебрежение национальными чувствами, оскорбление национального достоинства и т.п. |
[21, с.297].
Этапы протекания конфликта
Конфликт – это динамический процесс, состоящий из 6 этапов:
-
- предконфликтная стадия;
- инцидент;
- эскалация;
- сбалансированное противодействие;
- завершение конфликта;
- послеконфликтная стадия.
- Предконфликтная стадия – отражает ситуацию перед конфликтом. В это время нарастает социальная напряженность, конфликтующие стороны осознают несовместимость взглядов и интересов. Конфликтанты понимают необходимость предпринять какие-то действия для разрешения противоречия, оценивают свои ресурсы (материальные ценности, власть, информация) и выдвигают требования к оппоненту.