Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации (Понятие и сущность конфликта).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
Правила поведения в конфликте, если Вы руководитель:
-
-
-
-
- Ставьте перед своими подчиненными конкретные, понятные задачи.
- Обеспечьте выполнение задачи всем необходимым.
- Текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов.
- Не старайтесь перевоспитать человека.
- Критикуя, анализируйте не личность человека, а поступки.
- Уважайте достоинство и права подчиненных.
- Боритесь с проявлением негативных эмоций.
- Аргументируйте свои требования в конфликте.
-
-
-
Правила поведения в конфликте, если Вы подчиненный:
Не торопитесь высказывать открытое противодействие в конфликте.
Учтите, конфликтный руководитель – не всегда плохой руководитель.
Вызывайте руководителя на откровенный разговор.
Если Вы не правы в конфликтной ситуации, то лучше сразу уступить руководителю.
Учитывайте психологические особенности своих руководителей.
Предложите несколько вариантов разрешения конфликта. Не настаивайте на диаметрально противоположном мнению руководителя решении [3, с.42].
Таким образом, профилактика конфликтов направлена на уменьшение вероятности их возникновение. При первичной профилактике большое значение в организации имеет проведение тренингов, главная цель которых – формирование конфликтологической компетентности сотрудников. Среди методов разрешения конфликтов используются разнообразные: внутриличностные, структурные, межличностные, а также методы, основанные на анализе конфликта, переговорах и ответной агрессии. Для успешного управления поведением в конфликтной ситуации важно уметь бороться за стрессами и необходимо развивать в себе конфликтологическую компетентность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слово «конфликт» как термин в научном смысле впервые использовал Г.Спенсер в конце XIX века. Сегодня термин «конфликт» - межотраслевый, изучается во многих гуманитарных науках, и его определения многовариативны. Самым полным является определение А.Я. Кибанова: «конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон».
Что касается классификации конфликтов, то их существует великое множество. Они отличаются в зависимости от принципов, которые берут за основу исследователи при разработке классификаций. Наиболее распространена классификация по составу участников, вовлеченных в конфликт. Так, А.Я. Анцупов и А.И Шипилов выделяют: внутриличностные конфликты, социальные (межличностные, конфликты между социальными группами), международные. Кроме того, конфликты классифицирует по таким критериям как: источникам возникновения, социальным последствиям, масштабности, формам борьбы, направленности, по количеству участников, по степени антагонизма, по критерию реальности – ложности, по направленности.
Конфликты могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. В повседневной жизни чаще всего мы сталкиваемся с межличностными конфликтами, причины которых делятся на 2 группы: социально-психологические (различные аспекты взаимозависимости, неудовлетворительные коммуникации, психологическая несовместимость и т.п.) и личностные (половозрастные особенности, психологическая неустойчивость, акцентуации характера, эмоциональное состояние и т.п.). Если же рассматривать причины конфликтных ситуаций в организациях, то выделяется 3 группы причин, вызванных: процессом деятельности (технологическая взаимосвязь сотрудников, невыполнение функциональных обязанностей, отступление от норм коллектива в поведении человека, неопределенность роли работника и т.п.), психологией человеческих отношений (симпатии – антипатии, нездоровый психологический климат в коллективе и т.д.), индивидуальными особенностями характеров членов коллектива.
Неотъемлемыми элементами конфликта являются: объект, стороны, предмет, условия протекания, действия, масштаб, исходы.
Для успешного решения конфликтной ситуации необходимо выбрать подходящий стиль поведения в конфликте. Стратегии поведения персонала в конфликтных ситуациях – комплекс мер, которые направлены на определенное поведение человека в конфликте. Выбирая стратегию поведения в конфликте, во-первых, необходимо учитывать то, насколько важно достижение результата, и, во-вторых, сохранение отношений с оппонентом. В-третьих, необходимо оценивать все условия, в которых протекает конфликт. Исследователи выделяют 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: уклонение, приспособление, подавление, компромисс и сотрудничество. Очевидно, что самым удачным для всех участников конфликта стилем поведения является сотрудничество, т.к. в результате происходит стопроцентное удовлетворение потребностей сторон. Выбор стиля поведения в конфликте всегда индивидуален, зависит от опыта, от привычных стилей реагирования человека. Чаще всего в конфликте применяются комбинации стратегий, иногда доминирует одна из них.
В крупных организациях проблемами трудовых конфликтов занимаются психолог, конфликтменеджер, менеджер по персоналу, служба по управлению персоналом. Они разрабатывают целые технологии профилактики конфликтов в коллективе. Основные направления профилактики конфликтов заключаются в эффективном построении системы управления организацией и трудовым коллективом. Выделяют первичную (психологическое образование потенциальных оппонентов) и вторичную (проведение работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах) профилактику конфликтов. Среди инструментов профилактики деструктивных конфликтов и снижения уровня профессионального стресса сотрудников отметим проведение обучающих тренингов, цель которых – формирование конфликтологической компетентности и повышение уровня стрессоустойчивости, формирование благоприятного социально-психологического климата.
В теории и практике управления конфликтами в организации выделяют две стратегии – предупреждение конфликтов и их разрешение. Среди методов разрешения конфликтов применяются разнообразные: внутриличностные, структурные, межличностные, а также методы, основанные на анализе конфликта, переговорах и ответной агрессии. Для благоприятного исхода конфликта его участникам важно уметь управлять своими эмоциями (бороться со стрессами), развивать в себе конфликтологическую компетенецию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брылева Л.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Инженерный вестник Дона. – 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_95_Brileva.pdf_1550.pdf (дата обращения: 01.09.2019).
- Виханский О.С. Менеджмент: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Магистр: ИНФА-М, 2014. – 576 с.
- Горбачёва Г.В. Конфликтология: учебное пособие / Г.В. Горбачёва. – Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2013. – 70 с.
- Зобова А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №4 (062). – С.46-49.
- Калмыкова О.Ю. Внедрение организационного конфликтменеджмента в систему стратегического управления / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Науковедение. – 2014. - №5 (24). – С.1-26.
- Калмыкова О.Ю. Организационно-методические аспекты управления конфликтами в системе социально-трудовых отношений в организации / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова // Вестник СамГУ. – 2014. - №8 (119). – С.206-212.
- Калмыкова О.Ю. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Вестник САмГУ. – 2013. - №1 (7). – С.120-132.
- Калмыкова О.Ю. Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова // Вестник СамГУ. – 2013. - №1 (102). – С.171-176.
- Козлова Л.С. Конфликтные ситуации в организациях и пути их устранения // Вестник УлГТУ. – 2018. - №4. – С.16-18.
- Король Л.Г. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом / Л.Г. Король, И.В. Малимонов, Д.В. Рахинский. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.
- Кравчук В.А. Причины возникновения конфликтов в современной организации // Вестник университета «Туран». – 2016. - VII межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, магистрантов и студентов «Образование, наука, инновации – вклад молодых ученых» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.b-ok.cc/book/3105221/ffb45d (дата обращения 11.09.2019 г.).
- Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
- Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе / Ю.А. Лукаш. – М: Юстицинформ, 2014. – 180 с.
- Оболонский А.Ю. Особенности конфликтов // Живая психология. – 2016. – Том 3. – №1. – С.39-46.
- Пушкарёва В.А. Управление конфликтными ситуациями в организации // Молодой учёный. – 2018. - №47 (233). – С.273-276.
- Раренко А.А. Управление конфликтами в организации // Социаильные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология. – 2018. – Серия 11. – С.101-110.
- Рыбакова Н.Н. Способы разрешения конфликтов в организации в современных условиях // Молодой учёный. – 2017. - №45 (179). – С.201-203.
- Управление конфликтами: учебное пособие / сост. Е.В. Рябинина. – Челябинск: ЮУГГПУ, 2016. – 94 с.
- Хаярова Л.Р. Управление организационными конфликтами на предприятиях нефтехимического комплекса / Л.Р. Хаярова, Д.А. Панферов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №21. – С.298-302.
- Хлыстова Н.М. Конфликтология, как наука. Пути урегулирования конфликтов / Н.М. Хлыстова, К.А. Хлыстова // Социальные науки. – 2017. - №4 (19). – С.187-197.
- Хохлов А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А.С.Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.
- Целютина Т.В. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами // Перспективы Науки и Образования. – 2015. - №1 (13). – С.135-139.
- Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. – 2015. - №9. – С.73-77.
- Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610 (дата обращения: 08.10.2019).