Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации (Понятие и сущность конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила поведения в конфликте, если Вы руководитель:

          1. Ставьте перед своими подчиненными конкретные, понятные задачи.
          2. Обеспечьте выполнение задачи всем необходимым.
          3. Текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов.
          4. Не старайтесь перевоспитать человека.
          5. Критикуя, анализируйте не личность человека, а поступки.
          6. Уважайте достоинство и права подчиненных.
          7. Боритесь с проявлением негативных эмоций.
          8. Аргументируйте свои требования в конфликте.

Правила поведения в конфликте, если Вы подчиненный:

Не торопитесь высказывать открытое противодействие в конфликте.

Учтите, конфликтный руководитель – не всегда плохой руководитель.

Вызывайте руководителя на откровенный разговор.

Если Вы не правы в конфликтной ситуации, то лучше сразу уступить руководителю.

Учитывайте психологические особенности своих руководителей.

Предложите несколько вариантов разрешения конфликта. Не настаивайте на диаметрально противоположном мнению руководителя решении [3, с.42].

Таким образом, профилактика конфликтов направлена на уменьшение вероятности их возникновение. При первичной профилактике большое значение в организации имеет проведение тренингов, главная цель которых – формирование конфликтологической компетентности сотрудников. Среди методов разрешения конфликтов используются разнообразные: внутриличностные, структурные, межличностные, а также методы, основанные на анализе конфликта, переговорах и ответной агрессии. Для успешного управления поведением в конфликтной ситуации важно уметь бороться за стрессами и необходимо развивать в себе конфликтологическую компетентность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово «конфликт» как термин в научном смысле впервые использовал Г.Спенсер в конце XIX века. Сегодня термин «конфликт» - межотраслевый, изучается во многих гуманитарных науках, и его определения многовариативны. Самым полным является определение А.Я. Кибанова: «конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон».

Что касается классификации конфликтов, то их существует великое множество. Они отличаются в зависимости от принципов, которые берут за основу исследователи при разработке классификаций. Наиболее распространена классификация по составу участников, вовлеченных в конфликт. Так, А.Я. Анцупов и А.И Шипилов выделяют: внутриличностные конфликты, социальные (межличностные, конфликты между социальными группами), международные. Кроме того, конфликты классифицирует по таким критериям как: источникам возникновения, социальным последствиям, масштабности, формам борьбы, направленности, по количеству участников, по степени антагонизма, по критерию реальности – ложности, по направленности.


Конфликты могут возникать как по объективным, так и по субъективным причинам. В повседневной жизни чаще всего мы сталкиваемся с межличностными конфликтами, причины которых делятся на 2 группы: социально-психологические (различные аспекты взаимозависимости, неудовлетворительные коммуникации, психологическая несовместимость и т.п.) и личностные (половозрастные особенности, психологическая неустойчивость, акцентуации характера, эмоциональное состояние и т.п.). Если же рассматривать причины конфликтных ситуаций в организациях, то выделяется 3 группы причин, вызванных: процессом деятельности (технологическая взаимосвязь сотрудников, невыполнение функциональных обязанностей, отступление от норм коллектива в поведении человека, неопределенность роли работника и т.п.), психологией человеческих отношений (симпатии – антипатии, нездоровый психологический климат в коллективе и т.д.), индивидуальными особенностями характеров членов коллектива.

Неотъемлемыми элементами конфликта являются: объект, стороны, предмет, условия протекания, действия, масштаб, исходы.

Для успешного решения конфликтной ситуации необходимо выбрать подходящий стиль поведения в конфликте. Стратегии поведения персонала в конфликтных ситуациях – комплекс мер, которые направлены на определенное поведение человека в конфликте. Выбирая стратегию поведения в конфликте, во-первых, необходимо учитывать то, насколько важно достижение результата, и, во-вторых, сохранение отношений с оппонентом. В-третьих, необходимо оценивать все условия, в которых протекает конфликт. Исследователи выделяют 5 основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: уклонение, приспособление, подавление, компромисс и сотрудничество. Очевидно, что самым удачным для всех участников конфликта стилем поведения является сотрудничество, т.к. в результате происходит стопроцентное удовлетворение потребностей сторон. Выбор стиля поведения в конфликте всегда индивидуален, зависит от опыта, от привычных стилей реагирования человека. Чаще всего в конфликте применяются комбинации стратегий, иногда доминирует одна из них.

В крупных организациях проблемами трудовых конфликтов занимаются психолог, конфликтменеджер, менеджер по персоналу, служба по управлению персоналом. Они разрабатывают целые технологии профилактики конфликтов в коллективе. Основные направления профилактики конфликтов заключаются в эффективном построении системы управления организацией и трудовым коллективом. Выделяют первичную (психологическое образование потенциальных оппонентов) и вторичную (проведение работы по снижению уровня напряженности в конфликтных группах) профилактику конфликтов. Среди инструментов профилактики деструктивных конфликтов и снижения уровня профессионального стресса сотрудников отметим проведение обучающих тренингов, цель которых – формирование конфликтологической компетентности и повышение уровня стрессоустойчивости, формирование благоприятного социально-психологического климата.


В теории и практике управления конфликтами в организации выделяют две стратегии – предупреждение конфликтов и их разрешение. Среди методов разрешения конфликтов применяются разнообразные: внутриличностные, структурные, межличностные, а также методы, основанные на анализе конфликта, переговорах и ответной агрессии. Для благоприятного исхода конфликта его участникам важно уметь управлять своими эмоциями (бороться со стрессами), развивать в себе конфликтологическую компетенецию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брылева Л.Г. Теоретические особенности управления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л.Г. Брылева, Р.Г. Леонтьев // Инженерный вестник Дона. – 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_95_Brileva.pdf_1550.pdf (дата обращения: 01.09.2019).
  2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Магистр: ИНФА-М, 2014. – 576 с.
  3. Горбачёва Г.В. Конфликтология: учебное пособие / Г.В. Горбачёва. – Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2013. – 70 с.
  4. Зобова А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. - №4 (062). – С.46-49.
  5. Калмыкова О.Ю. Внедрение организационного конфликтменеджмента в систему стратегического управления / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Науковедение. – 2014. - №5 (24). – С.1-26.
  6. Калмыкова О.Ю. Организационно-методические аспекты управления конфликтами в системе социально-трудовых отношений в организации / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова // Вестник СамГУ. – 2014. - №8 (119). – С.206-212.
  7. Калмыкова О.Ю. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Вестник САмГУ. – 2013. - №1 (7). – С.120-132.
  8. Калмыкова О.Ю. Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова // Вестник СамГУ. – 2013. - №1 (102). – С.171-176.
  9. Козлова Л.С. Конфликтные ситуации в организациях и пути их устранения // Вестник УлГТУ. – 2018. - №4. – С.16-18.
  10. Король Л.Г. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом / Л.Г. Король, И.В. Малимонов, Д.В. Рахинский. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.
  11. Кравчук В.А. Причины возникновения конфликтов в современной организации // Вестник университета «Туран». – 2016. - VII межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, магистрантов и студентов «Образование, наука, инновации – вклад молодых ученых» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.b-ok.cc/book/3105221/ffb45d (дата обращения 11.09.2019 г.).
  12. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
  13. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе / Ю.А. Лукаш. – М: Юстицинформ, 2014. – 180 с.
  14. Оболонский А.Ю. Особенности конфликтов // Живая психология. – 2016. – Том 3. – №1. – С.39-46.
  15. Пушкарёва В.А. Управление конфликтными ситуациями в организации // Молодой учёный. – 2018. - №47 (233). – С.273-276.
  16. Раренко А.А. Управление конфликтами в организации // Социаильные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология. – 2018. – Серия 11. – С.101-110.
  17. Рыбакова Н.Н. Способы разрешения конфликтов в организации в современных условиях // Молодой учёный. – 2017. - №45 (179). – С.201-203.
  18. Управление конфликтами: учебное пособие / сост. Е.В. Рябинина. – Челябинск: ЮУГГПУ, 2016. – 94 с.
  19. Хаярова Л.Р. Управление организационными конфликтами на предприятиях нефтехимического комплекса / Л.Р. Хаярова, Д.А. Панферов // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №21. – С.298-302.
  20. Хлыстова Н.М. Конфликтология, как наука. Пути урегулирования конфликтов / Н.М. Хлыстова, К.А. Хлыстова // Социальные науки. – 2017. - №4 (19). – С.187-197.
  21. Хохлов А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие / А.С.Хохлов. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.
  22. Целютина Т.В. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами // Перспективы Науки и Образования. – 2015. - №1 (13). – С.135-139.
  23. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения // Вестник НГИЭИ. – 2015. - №9. – С.73-77.
  24. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610 (дата обращения: 08.10.2019).