Файл: Курсовая работа (Теоретические основы учета производственных запасов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В оборотных ведомостях указываются: номенклатурный номер материала (в случае его наличия); наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка); единица измерения; цена; остаток на начало месяца - количество и сумма; приход за месяц - количество и сумма; расход за месяц - количество и сумма; остаток на конец месяца - количество и сумма. В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу.

На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом.

Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений;

- карточки аналитического учета бухгалтерской службой не ведутся. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость.

Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости составляются так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

При использовании второго варианта работа по учету материалов является менее трудоемкой, так как в данном случае не требуется ведение карточек аналитического учета. Несмотря на это обстоятельство, учет материалов с использованием оборотных ведомостей все равно требует больших затрат времени и труда.

Более целесообразным в практике учета материалов считается использование сальдового метода.

Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и синтетических счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, исходя из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов.


Материально ответственные лица складов (подразделений) ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в некоторых случаях и суммовой учет. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета, подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках.

Одновременно проверяется правильность выведения остатков.

Количественные остатки материалов на 1 -е число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость или сальдовую книгу сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом.

Аналитический учет материалов на складах организации осуществляется по каждому сорту, виду и размеру, в соответствии с порядком хранения материалов, определяемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства. Для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей была проведена инвентаризация. Инвентаризация материальных ценностей проводится как положено, а ее результаты оформляются инвентаризационными описями. На предприятии имеется постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Материально ответственные лица в обязательном порядке составляют отчеты на дату инвентаризации. Склады оснащены всеми необходимыми весоизмерительными приборами, но, на мой взгляд, их нужно заменить более современными. Теперь необходимо протестировать систему внутреннего контроля. Для этих целей нам пришлось совершить экскурсию по складам, опросить сотрудников предприятия; ознакомиться с должностными инструкциями, договорами о материальной ответственности, приказами о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации, первичными документами и журналами регистрации. Мы выяснили, что помещения складов не охраняются. Пожарную сигнализацию планируют поставить в ближайшее время, но работы пока не начаты. В настоящее время склады просто закрываются на замки, то есть на них могут иметь доступ посторонние лица.

Далее для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки проверялись документы.


Выяснилось, что в ЗАО «Монолит» материально-производственные запасы приобретаются не только через поставщиков, но и через подотчетных лиц. На предприятии имеется распоряжение директора, в котором перечислены сотрудники, которые являются подотчетными лицами и имеют право приобретать материалы для нужд предприятия. Организационные моменты учетной политики ЗАО «Монолит» включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.). При определении методов и способов ведения бухгалтерского учета в ЗАО «Монолит» учитываются особенности розничной и оптовой торговли, а также применение для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик и рекомендаций

К материально-производственным запасам (МПЗ) в ЗАО «Монолит» относятся материалы, используемые в деятельности торговой организации, и товары. Порядок их учета определен положениями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». МПЗ могут поступать в организацию путем их приобретения за плату, создания силами самой организации, безвозмездного получения (дарения), обмена на иное имущество (работы или услуги) или вклада в уставный капитал.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету в ЗАО «Монолит» по фактической себестоимости (пункт 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). В этом случае все затраты, связанные с поступлением МПЗ, собираются непосредственно на счете 10 в разрезе полученных партий сырья и материалов. Постановка такого учета возможна, как правило, лишь при небольшой номенклатуре МПЗ (или достаточно высоком уровне автоматизации бухгалтерского и складского учета). При этом необходимо четко отслеживать принадлежность расходов, связанных с приобретением МПЗ, к определенной их партии. Если подобные затраты, связанные с поступлением МПЗ, отражены в учете уже после оприходования материалов, то эти расходы подлежат отнесению на счет 44.

Товары в ЗАО «Монолит»являются частью МПЗ. Поэтому порядок учета операций, связанных с движением товаров, по многим позициям аналогичен порядку учета материалов и также регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В то же время имеется ряд особенностей, которые необходимо отдельно выделять в учетной политике организации. [3]

Оценка товаров по ценам приобретения (фактической себестоимости) согласно пункту 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» аналогична оценке материалов в похожих случаях (при приобретении за плату, безвозмездной передаче (дарении), взносе в качестве уставного капитала, получении в порядке товарообмена). Однако для организаций розничной торговли существует еще одна возможность оценки товаров в учете - по продажным ценам, включающим в себя торговую наценку.


Следовательно, стоимость приобретенных товаров в учете таких организаций может быть отражена либо по покупной стоимости, определенной в соответствии с пунктами 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», либо по продажным ценам, включающим помимо стоимости приобретения еще и торговую наценку.[3]

Оприходование товаров по покупным ценам в ЗАО «Монолит»» аналогично отражению в учете поступивших материалов. При этом фактические затраты, связанные с приобретением (поступлением) товаров (продуктов), собираться предприятием непосредственно на счете.

Для учета поступления и движения товаров на складе ЗАО «Монолит», его списания используют бухгалтерский счет 41 (субсчет 41.1 Товары на складах). Основанием для отражения поступления ТМЦ на склад организации является товарная накладная, согласно которой поставщик отгрузил товар. Данная операция отражается в учете следующей проводкой: Дт 41 Кт 60. При поступлении товара от прочих контрагентов: Дт 41 Кт 76.

Одной из операций складского учета товара в ЗАО «Монолит» является его внутреннее перемещение. Основанием для перемещения товара между складами является накладная, заверенная подписями лиц, отпускающих и принимающих ТМЦ. Если товар перемещается на автоматизированную торговую точку, то в учете делается запись: Дт 41.01 Кт 41.11.

Таблица 2.2

Отражение складских операций в ЗАО «Монолит» по МПЗ

Счёт Дт

Счёт Кт

Описание проводки

Документ-основание

41

60

Поступили товары на склад от поставщика ООО «Иваново»

Товарная накладная, счет-фактура

10

60

Поступили материалы (древесина, металл, мрамор) на склад от поставщика ООО «Фабрика камня»

Товарная накладная, счет-фактура

20

10

Отпущены материалы в производственный цех

требование

60

51

С расчетного счета оплачена задолженность перед поставщиком ООО «Фабрика камня» за товары

Платежное поручение, банковская выписка

90.02

41.01

Отпущены товары (памятники) покупателям (физ лицам) за наличный расчет

Расходная накладная

50

90.01

В кассу поступила выручка

Приходный кассовый ордер

94

41

Списание стоимости порчи или недостачи товаров

Акт списания, инвентаризационная ведомость


В таблице 2.3 представлены данные оборотно- сальдовой ведомости по счету 41 за 9 месяцев 2019 года.

Таблица 2.3

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 предприятия ЗАО «Монолит» за 9 месяцев 2019 г.

Счет

Показа-
тели

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Подразделение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Номенклатура

41

БУ

1616535,00

16259 033,64

16658 964,11

1216 604,53

Кол.

6 698,400

179 943,436

178 613,986

8 027,850

41.01

БУ

8 282 200,69

8 211 453,08

70 747,61

Кол.

124 696,786

124 600,786

96,000

41.11

БУ

1616 535,00

7 976 832,95

8 447 511,03

1145 856,92

Кол.

6 698,400

55 246,650

54 013,200

7 931,850

Итого

БУ

1616 535,00

16259 033,64

16658 964,11

1216 604,53

Кол.

6 698,400

179 943,436

178 613,986

8 027,850

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, по оборотно-сальдовой ведомости счета 41 сальдо по счету 41 на начало периода составило 1616535 руб., обороты по дебету за период составили 16259033,64 руб., сальдо на конец периода составило 1216604,53 руб.

Далее рассмотрим счет 10 ЗАО «Монолит» за 9 месяцев 2019г.

В бухгалтерском учете в ЗАО «Монолит» проводкам по 10 счету (Материалы) отводят важную роль. От того, насколько правильно и своевременно они были оприходованы и списаны, зависит себестоимость продукции и конечный результат любого вида деятельности – прибыль или убытки.

Цели учета материалов: контроль их сохранности, отражение в бухучете всех хозяйственных операций по движению ТМЦ (для планирования себестоимости и управленческого и финансового учетов), формирование себестоимости (материалов, услуг, продукции), контроль нормативных запасов (для обеспечения непрерывного цикла работ), выявление недостач, потерь, порчи материалов, анализ эффективности использования МПЗ.