Файл: Психологические причины изоляции подростка в классном коллективе.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 603
Скачиваний: 7
Каждый ребенок рождается с уникальным набором генов, физических и психических свойств. Далее в процессе своего роста он должен адаптироваться к окружающей его среде, подстроиться под ее условия и требования, т.е. пройти социализацию. Это процесс длительный, сложный и на него влияет огромное число факторов, поэтому по мере взросления различий между детьми становится еще больше. Наиболее сильно это проявляется в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – период, переходный от детства к взрослости. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) определяет возрастные границы подросткового возраста между 10 и 19 годами. Причем, 10 -14 лет - это ранний подростковый возраст, а 15 – 19 лет – поздний подростковый возраст.
Значительные изменения происходят с телом подростка, которое изменяется не только по форме, но по возможностям и по ощущениям, которые оно дает. Подросток больше не может использовать свое тело так, как он привык это делать. И доверять ему он не может полностью, потому что еще не знает его. Более того, это тело порой преподносит неприятности в виде вдруг возникшей эрекции прямо на глазах у одноклассников или неожиданно начавшейся менструации прямо на уроке.
Кроме того, гормональные изменения заставляют подростка все чаще и активнее думать о сексуальном удовлетворении, о поиске партнера, о любви. Стоит отметить, что именно популярность у противоположного пола сильно повышает общую популярность подростка среди сверстников. Со всей очевидностью следует, что это усиливает желание подростка к вступлению в сексуальные отношения. Логика рассуждения приводит к тому, что перед подростком особенно важным становится вопрос внешности (и своей и окружающих), которая является наиболее важным средством успешности у противоположного пола. В этот период у подростка могут появиться комплексы относительно собственной внешности, которые могут стать причиной того, что он закроется от мира или приобретет психическое расстройство (невроз, анорексия и т.п.).
Отмечу, что большое влияние на поведение подростка оказывает гормональная перестройка пубертатного периода. Но не решающее. Половое созревание должно рассматривать как один из факторов психического развития подростков наряду с социальными, культурными и собственно психологическими факторами, обусловливающими специфику возраста. Абсолютизация роли полового созревания в подростковом возрасте приводит к идее о невозможности повлиять на процесс психического развития и необходимости принять эмоциональную неустойчивость, повышенную уязвимость и конфликтность, склонность к нерациональным, часто рискованным и необдуманным поступкам как неизбежную особенность, связанную с гормональной перестройкой организма, что опровергается различными эффективными программами психологической помощи подросткам. Тем не менее вопрос о влиянии процессов полового созревания на жизнь и деятельность подростков является важным для понимания особенностей поведения в этом возрасте.[4]
В подростковом возрасте взрослеет и изменяется не только тело, но и психика. Если будучи ребенком человек усваивает информацию о себе и ближайшем окружении, то теперь мир вокруг него вдруг стал намного больше. И он вновь, как неопытный малыш, ступает в неизвестный и большой мир. Неизвестность манит его, но и таит опасности. Предательство друзей, безответная любовь, несправедливая грубость, обман и множество других.
Перед подростком встает новая задача развития - формирование целостной идентичности в процессе индивидуализации, т.е. выделение своего личного индивидуального отношения к разным сферам социальной жизни, своего индивидуального жизненного пути. А для этого подростку надо стремиться брать на себя ответственность, быть самостоятельным. Отсюда и неуемное желание подростков быть взрослыми, получить права взрослых, действовать как взрослый.
Джеймс Марсиа выделил четыре основных варианта или состояния формирования идентичности, они получили названия статусов идентичности.
1. Предрешенностъ - принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.
2. Диффузия идентичности - состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.
3. Мораторий - собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я.
4. Достижение идентичности - благополучное завершение кризиса идентичности - возникновение новой самотождественности.[5]
Индивидуализация и социализация взаимосвязаны сразу по нескольким направлениям: они одновременно и способствуют развитию друг друга и исключают одна другую. Соотношение процессов социализации и индивидуализации можно условно разделить на три варианта:
- когда подросток становится «ведомым» и предпочитает следовать чьим-то советам, решениям, мнениям, «принося в жертву» собственные интересы;
- когда подросток становится «индивидуалистом» и предпочитает делать то, что он хочет или считает правильным, вплоть до вызова окружающему социальному миру;
- когда подросток предпочитает сам принимать решения, но в рамках социально установленных норм, продвигая собственные интересы, не пересекая некие принятые обществом границы.
Р. Хевигхерст считает, что развитие подростка движется по следующим направлениям:
- формирование полоролевой идентичности в связи с происходящими изменениями в теле;
- формирование навыков межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
- построение таких отношений в семье, чтобы получая материальную и психологическую поддержку приобрести эмоциональную независимость и автономию;
- развитие абстрактного мышления;
- формирование системы ценностей и жизненной философии;
- самоопределение в области образования и профессии;
- подготовка к семейной жизни.
Итак, формирование идентичности неразрывно связано с чувством взрослости у подростков. Развернутое определение этому чувству дал Д.Б. Эльконин:
«Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».[6]
В нашей культуре отсутствует особая процедура «посвящения» или «инициации» ребенка во взрослого, как это было принято в примитивных культурах. Подросток должен сам придумать как доказать то, что он уже больше не маленький. Он наблюдает за взрослыми, подмечает то, чем они отличаются от детей и старается вести себя также.
Подобная ситуация способна создать предпосылки для асоциализации подростка. «Образцом взрослости» может стать кто угодно, кого подросток посчитает достаточным авторитетом для себя. Более того, он будет подражать выбранному авторитету во всем, не задумываясь о том, что есть в нем хорошее, вызывающее уважение, а что плохое, опасное, асоциальное. Такое отсутствие избирательности у подростка способно привести к негативным последствиям в его жизни: он может начать курить, пить, принимать наркотики, воровать, обманывать, даже убивать, если его «авторитет» попросит об этом или если подросток будет считать, что его «авторитет» тоже так делает.
Таким образом проявляется неизбирательное подражание, которое является характерным для ребенка. По мере взросления подросток приобретает жизненный опыт, у него развиваются способности оценивать ситуацию и предсказывать последствия событий и поступков. Впоследствии он уже может выбирать не отдельного человека (группу людей), которому надо подражать, а именно те поступки и действия, которые позволят ему достигать его целей. Со всей очевидностью следует, что избранные подростком цели и будут определять то, что именно он индивидуализирует.
Согласно Л. Колбергу, для подросткового возраста характерно становление
морального сознания, а нарушение моральных норм помогает осознать
подростку свою ответственность перед обществом путѐм проб и ошибок.
Результатом чего должно стать усвоение общественных норм, определяющих что хорошо, а что плохо. [7]
К тому времени, как подросток научится анализировать и предсказывать последствия, он уже осложняет свою жизнь теми ошибками, которые успел совершить. Нередко эти ошибки оказываются фатальными, влияющими на всю будущую жизнь подростка: ранняя беременность, ВИЧ, ограничение свободы, наркомания и т.п.
Поэтому перед родителями и школой стоит еще одна задача, помимо их основных, - направлять подростка, помогать ему ориентироваться, создавать условия для формирования у них навыков и отношений, полезных для его будущей жизни и для общества в целом.
В то же время, окружение подростка часто не понимает и не выполняет эту свою задачу, всеми силами стараясь удерживать контроль над «уже не ребенком», руководя его действиями, ограничивая его свободу, продолжая воспринимать его как ребенка. Это препятствует нормальному процессу индивидуализации и либо психическое развитие подростка остается на уровне инфантильного ребенка, либо он начинает сопротивляться давлению со стороны окружения, в результате чего развиваются различные формы девиантного поведения. В первом случае, на протяжении всей жизни такого человека разница между его психическим возрастом и физическим будет все возрастать, т.к. психически он навсегда так и останется ребенком. Во втором случае, подросток может либо закрыться в себе, либо стать агрессивным по отношению к социуму.
По мнению К. Левина (автор «Теории поля»), специфика положения подростка состоит в том, что оно аналогично положению человека, который в социальной психология называется «marginal man» — «неприкаянный». Ведь он больше не хочет быть в группе детей, но и знает, что по существу не принят в группу взрослых. Он вроде как принадлежит одновременно обеим этим группам, но в то же время полностью он ни в одной из них.
Это положение «неприкаянности» является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния: свойственные подросткам застенчивость и обидчивость, неуверенность поведения и внутренняя конфликтность действий, расшатывание веры в стабильность мира и повышенная агрессивность, "радикализм", крайняя категоричность в суждениях и податливость разным влияниям, готовность следовать за каждым, кто предлагает четко определенную систему ценностей, эмоциональная нестабильность и повышенная чувствительность, общая неуравновешенность поведения. Маргинальный человек демонстрирует типичную антипатию к менее привилегированным членам своей собственной группы.
Степень трудностей и наличие конфликтов он ставит в прямую зависимость от резкости разграничения в обществе группы детей и взрослых и длительности периода, когда подросток находится в положении между двумя группами.
Вхождение в новую социальную группу может означать нечто очень похожее на ситуацию, когда человек брошен в когнитивно неструктурированное поле, вынужден стоять на нетвердой почве и не знает, делает ли он «то, что надо». Изменчивый характер поведения подростка и его конфликты можно отчасти объяснить недостатком когнитивной ясности, касающейся мира взрослого, в который он собирается вступить. Из этого следует, что эта изменчивость тем больше, чем больше человека не пускали во взрослый мир и держали в неведении относительно него.[8]
Для детей этого возраста, теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями и другими контактирующими с ними взрослыми, а на первый план выходят отношения со сверстниками. Это факт, который часто преподносится как определяющая психологическая особенность подросткового возраста. Действительно, перед нами характерный и важный момент в развитии подростка, который, встречая не просто равнодушие, а активное раздражение взрослых, вынужден усиливать свои связи со сверстниками, как никогда интенсивно формируя свой социум. В этом плане весьма показательны данные, полученные нами на статистически значимой группе в 395 подростков. Поставленные перед необходимостью выбора наиболее значимого для них мнения - конкретных ли товарищей, когорты сверстников, учителей, родителей или общественного мнения, т. е. мнения в целом взрослого общества, 59,52% детей 13-14 лет выбрали мнение абстрактных взрослых - общественное мнение; 20,24% - мнение когорты сверстников. Мнение же конкретных товарищей, как и мнение учителей, родителей, для подростка незначимо. Причем, что важно отметить, в его сознании доминирует не школа, не учеба, но, оказывается, и не отдых, и не развлечения, а общество, его устройство, его проблемы, порой в совершенно неожиданных и сложно опосредованных формах. То есть для подростка как человека, который выходит на самостоятельный уровень личностного развития, важна связь с обществом. Она становится для него внутренне регулярной, постоянной, константной, так как обеспечивает принадлежность его к миру взрослых. Связи же с близкими людьми, родителями в том числе, при всей их важности, в меньшей мере содержат ту социальную всеобщность, которая является определяющей для подростка, стремящегося к утверждению своего Я в обществе.[9]