Файл: Психологические причины изоляции подростка в классном коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 559

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Школьная жизнь в наше время занимает большую часть мира подростка и отношения внутри школьного коллектива способны оказывать сильнейшее влияние не только на жизнь подростка здесь и сейчас, но и на его будущую жизнь.

Как он сможет освоить школьную программу? Как будут складываться его отношения с окружающими? Каким он станет взрослым? Каким он станет тогда работником? Какой вклад он сможет и захочет тогда внести в развитие общества? Все это во многом определяется тем, как сложатся его отношения в классном коллективе.

А психологическая изоляция в классном коллективе оказывает сильнейшее негативное воздействие на психику подростка, значительно усиливая все противоречия и негативные чувства, возникающие у подростка в процессе взаимодействия с окружающим его миром. И впоследствии может привести даже к психическим расстройствам, к суициду или к убийству.

Результаты исследований свидетельствуют, что дети, которые имели проблемы в общении со сверстниками, став взрослыми, испытывают значительные трудности в семейной и производственной жизни, им труднее найти спутника жизни, они плохо адаптируются в новых коллективах. А анамнестические исследования свидетельствуют о том, что среди взрослых правонарушителей и больных неврозами многие в детстве испытывали трудности в общении со сверстниками (Развитие личности ребенка, 1987; Практическая психология образования, 1997; С.Р. Эшер, Г.А. Вильямс, 1996; Н. Маунтс, 1997; Е.Л. Коуэн, 1973 и др.; Р. Реш, А. Сканлен, Н. Дерингер, 1994). [1]

Исследования, которые проводили в армии и в коллективах детей, оторванных от родителей, показали: бывшие козлы отпущения часто становятся агрессорами. Срабатывает компенсаторный механизм. [2]

Со всей очевидностью следует, что очень важно понимать причины, по которым может происходить изоляция подростка в классном коллективе. Это позволит психологу и педагогам учеников правильно оценить отношения, сформировавшиеся в коллективе, и разработать специальную коррекционную программу по сближению участников классного коллектива и устранению отчуждения отдельных учеников.

Для автора эта тема особенно актуальна потому, что она сама является мамой подростка, и непосредственно изнутри наблюдает, как складываются отношения в классном коллективе, что и кто на них влияет и что ощущает подросток.

Целью данной работы является анализ психологических причин изоляции подростка в школьном коллективе.


Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть основные особенности личности, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе;

- рассмотреть основные особенности подросткового возраста, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе;

- исследовать специфику отношений в классном коллективе и проанализировать взаимоотношения изолированного подростка со сверстниками, родителями и учителями;

- проанализировать статусное положение учеников в одном из классных коллективов подростков.

Объектом курсовой работы являются подростки и учителя.

Предметом выступают взаимоотношения со сверстниками и учителями в классном коллективе как причина изоляции подростка.

Среди общих методов автор использовала методы, позволяющие:

- сравнить и обобщить существующую научную информацию по изучаемому вопросу;

- проанализировать историческое развитие изучаемой темы;

- проанализировать взаимоотношения в реальном классном коллективе.

Данные методы помогли наиболее глубоко и всесторонне осветить изучаемую тему с использованием частнонаучных методов, таких как:

- социометрический метод исследования,

- структурный и функциональный анализ,

- сопоставительный метод.

Цель и задачи определяют структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ

Врожденные особенности личности

Социальная природа человека характеризуется понятием личность. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Личность складывается из трех уровней факторов: врожденных (темперамент и задатки), формируемых в процессе социализации (характер и способности) и самоопределенных (система ценностей и мотивов, мировоззрение).


Характер формируется под влиянием личного жизненного опыта на основе заложенных от рождения особенностей строения нервной системы.

А способности формируются под влиянием жизненных обстоятельств на основе определенных задатков, то есть врожденных физических и психических характеристик.

Характер и способности оказывают сильнейшее влияние на жизнь человека, на его социальное положение, поэтому важно рассмотреть их основные особенности для последующего анализа причин изоляции подростков. Далее автор рассмотрит основные свойства характера и способностей.

В 1954 году социальный психолог Джулиан Роттер ввел понятие «локализацией контроля волевого усилия» или «локус контроля». Локус контроля характеризует то, каким факторам, внешним или внутренним, человек обычно приписывает свои успехи и неудачи.

Например , одни люди ждут помощи от Бога или от государства, в то время как другие уверены, что только они сами могут себе помочь. В первом случае речь идет о экстернальном (внешнем) локусе контроля. При таком локусе контроля человек часто задет себе вопрос: «Почему все это случается со мной?». Со всей очевидностью следует, что человек старается переложить ответственности за свою жизнь и свои поступки на других.

Во втором случае локус контроля интернальный (внутренний), а вопрос, которым задается человек звучит так: «Что я могу сделать, чтобы справиться с ситуацией?». Люди с внутренним локусом контроля эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации. В то же время они стремятся делать все самостоятельно, нередко избегая помощи других людей.

В V в до н.э. Гиппократ предположил, что каждый человек от рождения имеет склонность определенным образом реагировать на жизненные ситуации. И эта склонность определяется типом «жизненных соков», преобладающих в теле человека:

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

В 1904 году И.П. Павлов стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии «за работу по физиологии пищеварения». В процессе этой работы он обратил внимание на индивидуальные различия в поведении собак и в протекании у них условно-рефлекторной деятельности. Дальнейшее изучение нервной деятельности привело его к выводу о том, что свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.


И на основании этих свойств он выделил 4 основных типа нервной системы (темперамента):

  • Слабый тип (аналогичен меланхолику Гиппократа) характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов. ранимые люди, которые склонны к глубоким переживаниям к различным событиям. Однако на внешние факторы они реагируют мало. А что касается своих астенических переживаний, они их не могут контролировать силой воли. Представители этого темперамента являются очень впечатлительными и чересчур ранимы с точки зрения эмоциональности. Меланхолик, как правило, не уверен в себе, робок, боязлив, обидчив, не отличается выразительностью мимики и движений, плохо приспосабливается к новым условиям. Отличается тихой речью, слабостью внимания и быстрой утомляемостью.
  • Сильный неуравновешенный тип (аналогичен холерику Гиппократа) характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения. Легко возбудимый, агрессивный и неспокойный тип. Вместе с большой жизненной энергией можно выделить несдержанность и резкость движений и поступков, крикливость, низкий уровень самообладания и нетерпеливость. Характерная черта – быстрая смена их настроения с эмоциональными вспышками и истощением.
  • Сильный уравновешенный тип (аналогичен сангвинику Гиппократа). У сангвиников очень выразительная мимика, и они очень продуктивны в той работе, которая им интересна, так как в этом случае они сильно возбуждаются. Но если работа им неинтересна и монотонна, то они начинают скучать и становятся безразличны к ней. Он легко переключается с одного дела на другое и с такой же легкостью меняет увлечения. отличается жизнелюбием, активностью, общительностью, отзывчивостью, может управлять эмоциями.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами (аналогичен флегматику Гиппократа). Это люди невозмутимые, которые никогда не спешат, медленно обучаются, но усидчивые и склонны досконально и тщательно выполнять работу. Они скупы в проявлениях эмоций и своих чувств.

В 1921 году швейцарский психиатр К.Г.Юнг опубликовал работу «Психологические типы», где представил собственную типологию личности в зависимости от психологической установки и преобладающей психической функции.

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Отсюда он выделил 2 общих типа установки:


  • Экстравертную, направленную на восприятие внешнего мира;
  • Интровертную, направленную преимущественно «внутрь себя».

При этом в чистом виде ни одна из этих установок не представлена в человеке, но одна из них всегда преобладает.

По словам К.Г. Юнга «Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция...

Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации.

В действительности, однако, эти базовые функции весьма редко или никогда не дифференцируются единообразно и равно согласно нашему хотению. Как правило, одна или другая функция занимает главное место, в то время как остальные остаются недифференцированными на заднем плане. Таким образом, существует много людей, ограничивающих себя восприятием простой конкретной реальности, без какого-то размышления о ней или принятия в расчет определенных чувственных оценок. Их также весьма мало волнуют возможности, скрытые в ситуации. Таких людей я описываю как ощущающие типы. Другие ориентированы исключительно тем, что думают, и попросту не способны приспособиться к ситуации, которую они не могут понять интеллектуально. Таких людей я называю мыслительными типами. Третьи, в свою очередь, во всем руководствуются исключительно чувством. Они просто спрашивают себя, приятна ли им та или иная вещь или неприятна, и ориентируются по своим чувственным впечатлениям. Это чувствующие типы. Наконец, интуитивы не обеспокоены ни идеями, ни чувственными реакциями, ни реальностью предметов, а целиком отдают себя во власть соблазнительных возможностей и без сожаления оставляют те ситуации, в которых не "чуют запаха" возможностей новых».[3]

Стоит отметить, что типологий личности больше, т.к. понятие это очень многогранное. Но для целей данной курсовой работы указанные типологии автор считает достаточными.

Особенности подросткового возраста