Файл: Психологические причины изоляции подростка в классном коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно молодежь является основной движущей силой в общественной и политической жизни государств. Подростки жаждут найти свое место в социуме, жаждут славы и признания и готовы на героические поступки для исполнения своих мечтаний.

Таким образом, очень важно для общества создать возможности для подростков участвовать в реально важной и полезной для общества деятельности. Это могут быть не только клубы по интересам, соревнования, но и волонтерские проекты. Молодые люди с удовольствием участвуют в неоплачиваемой деятельности, если понимают ее важность для общества, а главное ее важность для создания их собственного авторитета.

Итак, подростки стремятся участвовать в важных и интересных проектах, но зачастую они сталкиваются с тем, что просто отсутствует система полезной другим людям, не оплачиваемой деятельности, клубов по интересам и прочей позитивной активности, соответствующей их интересам. Это становится причиной того, что подростки легко вовлекаются в различные радикальные, преступные группировки, секты, сообщества праздной молодежи дискотек и наркопритонов. В таких сообществах подросток становится признанным членом, «братом», ему даже поручают разную ответственную работу (порой криминального характера), что полностью отвечает потребностям подростка в признании.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Каждый подросток представляет собой в первую очередь личность. Личность складывается из трех уровней факторов: врожденных (темперамент и задатки), формируемых в процессе социализации (характер и способности) и самоопределенных (система ценностей и мотивов, мировоззрение).

Формирование собственной системы ценностей, мотивов и мировоззрения происходит в процессе индивидуализации. А для этого подростку надо стремиться брать на себя ответственность, быть самостоятельным. Отсюда и неуемное желание подростков быть взрослыми, получить права взрослых, действовать как взрослый.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ИЗОЛЯЦИИ ПОДРОСТКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Причины изоляции подростка в классном коллективе


Приход к власти коммунистической партии стал началом новой эры в образовательной системе. Всеобщее и бесплатное образование было объявлено одним из важнейших приоритетов в СССР. Была создана система многоуровневого образования, которая должна была не только повышать уровень грамотности населения, но и служить мощным инструментом пропаганды.

СССР распалась почти 30 лет назад, однако система образования мало чем изменилась. В то же время, образ жизни, требования на рынке труда, условия труда и даже профессии, изменились очень сильно.

Самые наглядные изменения произошли в сфере IT. Это тот рынок труда, где возраст не имеет существенного значения. Подростки на равных работают вместе со специалистами среднего возраста. Вчерашние выпускники школ руководят специалистами намного старше них.

Но школьная система по-прежнему рассчитана на выпуск в возрасте 17-18 лет, а школьные предметы включают большое количество знаний, которые в будущем не будут востребованы. При этом, школьная система устроена так, что в ней мало учитываются индивидуальные особенности психики отдельных учеников.

Подросткам не хватает времени на интересные занятия, они вынуждены учить «бесполезные» предметы, учителя не вызывают у них уважения как личности, но при этом они вынуждены им подчинятся. Следует отметить и то, что возраст «несамостоятельности» подростка слишком затягивается. Уже в 16 лет многие школьники хотят начать зарабатывать и отделиться от родителей (или помогать родителям), а вынуждены посещать школу. Более того, во многих регионах подросткам попросту нечем заняться: нет интересных клубов по интересам, нет качественных доступных бесплатных спортивных площадок, нет вдохновляющих волонтерских проектов. Важность всех этих аспектов для подростков рассматривалась в части 1.2 данной курсовой работы. Важным негативным фактором является и неудовлетворительная психологическая обстановка в семьях подростков.

Логика рассуждения приводит к следующему: подростки имеют в общем высокий уровень неудовлетворенности. И эта неудовлетворенность повышает агрессивность одной группы подростков и снижает самооценку, повышает стеснительность и замкнутость другой группы. А проявляется это в том, что одни подростки ищут жертв для изоляции и буллинга, а другие подростки психологически не способны защититься.

Есть еще одна категория подростков, причем самая многочисленная, - безразличное большинство. С одной стороны они обычно не преследуют никого, но с другой стороны – и не защищают. Однако, часть из них боится навлечь неприятности на себя. Следовательно, они предпочитают молчать и не вмешиваться. Их молчание интерпретируется агрессором как поддержка его действий и подстегивает преследовать все более изощренно. И это же молчание интерпретируется преследуемым подростком как то, что и они тоже настроены против него. Весь мир настроен против него! Его состояние становится еще более беспомощным. Разрядка может наступить или в виде суицида, или в виде акта мести всем притеснителям.


Стоит отметить, что на этой стадии исправить ситуацию уже очень сложно. Может облегчить жизнь такого преследуемого подростка только полная смена окружения – переезд на новое место жительство, где никто его не знает, и, естественно, смена школы. Законодательство РФ позволяет перевести ребенка на семейную форму обучения, которая позволит минимизировать его контакты с обидчиками, что также может оказаться эффективным способом помочь подростку. Смена класса и даже смена школы без смены места жительства малоэффективны. Кроме того, необходимо организовать работу подростка с психологом, который поможет ему найти свое место в жизни, определится с профессией, научит строить отношения с другими людьми и психологически защищаться.

Теперь автор рассмотрит причины изоляции подростков в классном коллективе подробнее.

В любом подобном конфликте участвуют три стороны: те, кто является изолированными (преследуемыми), зачинщики и сторонние наблюдатели.

Как было сказано в части 1.1 данной работы, каждый человек от рождения имеет определенные врожденные особенности физические и психические. Особенности эти у большинства людей таковы, что они в целом мало чем отличаются друг от друга. Они составляют среднее большинство. Но отдельные дети рождаются сильно отличающимися от других:

  • Сочетающие в себе ярко выраженные черты интроверта, меланхолика, чувствующего типа, да еще и имеют внутренний локус контроля – именно они наиболее часто становятся жертвами изоляции, т.к. особенности их психики делают их сильно восприимчивыми, но не способными действовать.
  • Сочетающие в себе ярко выраженные черты экстраверта, холерика, чувствующего типа, да еще и имеют внешний локус контроля – именно они наиболее часто становятся преследователями, т.к. особенности их психики делают их активными, агрессивными по отношению ко всему, что им не нравится.

Таким образом, первая и основная причина возникновения явления изоляции подростка в классном коллективе: врожденная предрасположенность одних людей быть жертвой, а других – быть преследователем.

Стоит отметить, что врожденные особенности влияют и на способность человека обучаться, играть в командные игры, петь, танцевать и пр. В результате, в классном коллективе может появиться ученик, который либо слишком хорош в чем-то, либо слишком плох. Например, флегматики могут плохо учиться (они медленно обучаются и не успевают за коллективом), а подростки мыслительного типа могут слишком сильно любить учиться. Первые вызывают частое неодобрение со стороны учителя, которое быстро передается одноклассникам. Вторых, напротив, учителя слишком часто хвалят и ставят в пример другим ученикам, что вызывает их зависть и неприязнь.


Учитель сам может провоцировать своих учеников на то, чтобы они чувствовали неприязнь к отдельным ученикам. Учителю может не нравиться стиль одежды отдельных учащихся. В 2018 году СМИ России неоднократно рассказывали о случаях, когда учителя запрещали мусульманкам покрывать голову. На регулярной основе гонениям подвергаются молодые люди с неформальным стилем или бедно одетые.

На основе вышеприведенной информации автор делает вывод о том, что , второй причиной изоляции подростка является особое отношение учителя к определенному ученику. Даже если учитель словами не выражает свою неприязнь, то по различным невербальным каналам (интонация, жесты, мимика и пр.) эта неприязнь передается по классу.

Следует подчеркнуть, что система школьного образования не учитывает индивидуальность учеников. Классы формируются по мере набора, а не по общности психических свойств учеников. Школьная программа является неадаптивной и не может варьироваться в зависимости от особенностей усвоения знаний. На всех уровнях власти говорят о важности индивидуального подхода к каждому ребенку. Напротив, на деле школьная программа и вся школьная система создана для «среднестатистического ребенка».

Такой статистический подход критиковал К. Левин еще в 1931 году в своей статье для журнала «Руководстве по детской психологии»: «Сказать о том, что шестилетний ребенок умеет то, чего не может трехлетний, — значит не сказать ничего. По его мнению, выводы, основанные на анализе «среднестатистического ребенка», нельзя считать корректными, ибо «средний ребенок» — это статистический миф и не более того. Левин считал, что лучше достаточно глубоко узнать одного ребенка, чем всех, но лишь по ряду аспектов (Hothersall D., 1995).» [10]

Каждый подросток – личность. В большинстве своем эти личности предсказуемы и понятны. Они «среднестатистические дети». Однако в классе может оказаться необычный подросток – замкнутый, стеснительный, необщительный. Его одноклассники не знают о чем он думает, как относится к ним, чем занимается. А неизвестность порождает страх в их умах. Одноклассники (а порой и учителя) начинают защищаться, хотя реальной опасности нет, она лишь в их головах.

Эта защита может выражаться в изоляции или буллинге ничего не понимающего подростка. Здесь же стоит отметить и ситуацию, когда подросток не только лучше остальных учится, но и проявляет активность. Такой подросток будет отнесен одноклассниками в разряд «выскочек». Активные одноклассники будут унижать такого ученика, чтобы снизить его статус.


Таким образом, третьей причиной изоляции подростка в школьном коллективе являются такие его личностные особенности, которые отличают его от других и создают для его одноклассников подозрения, что он считает их хуже, чем он. Особенно остро встает эта проблема в подростковом возрасте, когда у подростков повышается уровень мнительности и возрастает потребность в одобрении.

Четвертой причиной преследования подростка может стать некая внешняя черта, отличающая его от других детей: глухота, слепота, рыжие волосы, шестой палец, шрам, инвалидность и т.п.

Характерной чертой отдельных людей является сильно выраженный экстернальный локус контроля. Такие подростки склонны винить в своих проблемах кого-то или что-то, но только не себя. Например, в школьном коллективе может быть подросток, убежденный, что он получил плохую оценку потому что сосед по парте не дал ему списать. В таком случае он может начать настраивать одноклассников против этого соседа. Или, например, подросток плохо подал мяч и его команда проиграла. Это также может спровоцировать начало его изоляции в классном коллективе.

Таким образом, пятой причиной для изоляции подростка в классном коллективе может стать то, что его одноклассники по какой-то причине решат сделать его «козлом отпущения».

Более того, учителя могут делать вид, что они не замечают того, что одного из подростков психологически изолировали одноклассники. Например, потому что такое объединение класса против изолируемого подростка позволяет в целом сплотить коллектив, сделать учеников более послушными. Кроме того, учитель может поддерживать изоляцию классным коллективом одного из учеников, потому что сам считает его странным и испытывает неприязнь. Следует отметить и тот факт, что учителя даже и не замечают того, что происходит в классе, потому что заняты отчетами и планами уроков, либо замечают, но не придают этому значения.

Родители изолируемого подростка также часто не замечают изменения в поведении своего ребенка. Таким образом, они сами являются преследователями, опасаясь осуждения со стороны представителей школы и родителей других детей. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что ребенок остается со своей проблемой один на один. Это усугубляет его положение. Если же родители действительно желают помочь, то оптимальное решение – перевести ребенка в другую школу, возможно, даже переехать в другой район или город.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Важно не просто защитить такого ребенка от преследователей, но научить его мыслить и вести себя так, чтобы у окружающих не возникало желания его преследовать.