Файл: Психологические причины изоляции подростка в классном коллективе.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 602
Скачиваний: 7
Эмпирическая часть
В этой части своей работы автор предлагает ознакомиться с результатами проведенного автором социометрического исследования. Это исследование демонстрируют глубину данной проблемы, ее реальность и актуальность даже в небольшом классном коллективе подростков.
Социометрическое исследование проводилось в седьмом классе сельской школы. Участниками классного коллектива являются 8 детей. Коллектив в целом дружный, дети взаимодействуют друг с другом и во внеурочное время. Каждому из учеников было предложено ответить на 12 вопросов:
- Ты считаешь, что твой класс дружный? (Да, Нет)
- С кем ты дружишь в классе? (Запиши фамилию)
- Как ты считаешь, в твоем классе есть лидер? (Да, Нет)
- Если ты считаешь, что лидер есть, то кто это? (Напиши фамилию)
- Как ты считаешь, в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить? (Да, Нет)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то кто это? (Напиши фамилию)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как ты думаешь почему? (Укажи причину)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится лидер класса (если такой есть)? (Дружит, уважает, терпит, унижает)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится классный руководитель? (Всегда хвалит, не выделяет среди других, недолюбливает, унижает)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относятся другие учителя? (Всегда хвалят, не выделяют среди других, недолюбливают, унижают)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относишься ты? (Дружишь, уважаешь, терпишь, унижаешь)
- Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как по-твоему можно исправить ситуацию? (Твое предположение о том, что должно произойти, чтобы этот ученик стал более популярным)
- По-твоему, как к тебе относятся одноклассники? (Дружат, не дружат, Обзывают, Бьют)
- Если они относятся к тебе не очень хорошо, то почему, по-твоему, они так делают? (Укажи причину)
- Как ты оценишь отношение классного руководителя к тебе? (Помогает мне, Хорошо относится, Ругает, Занижает оценки, Унижает)
- Как к тебе относятся другие учителя? (Помогают, Хорошо относятся, Ругают, Занижают оценки, Унижают)
Распределение ответов в исследовании представлено в таблице в Приложении 1.
На основании проведенного социометрического исследования автор делает несколько выводов:
- в данном классе нет явно выраженного лидера;
- в данном классе присутствуют две ученицы, в отношении которых проявляются признаки изоляции;
- причиной изоляции стало вызывающее поведение данных учениц;
- изоляции во многом способствует позиция классного руководителя: потокающая вызывающему поведению изгоев.
Таким образом, даже в небольшом сельском классе имеются изгои, а ситуация обостряется при неправильном поведении учителей, в первую очередь классного руководителя.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Изоляция подростков в классном коллективе – сложное и опасное социальное явление. Самыми распространенными причинами травли одноклассниками являются:
- врожденная предрасположенность одних людей быть жертвой, а других – быть преследователем;
- особое отношение учителя к определенному ученику (положительное или отрицательное);
- личностные особенности, которые отличают его от других и создают для его одноклассников подозрения, что он считает их хуже, чем он;
- одноклассники по какой-то причине решат сделать его «козлом отпущения»;
- некая внешняя черта, отличающая его от других детей: глухота, слепота, рыжие волосы, шестой палец, шрам, инвалидность и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе автор постаралась рассмотреть проблему изоляции подростков в классном коллективе с разных сторон, описать роль и значение в таком конфликте разных участников. Задачи, поставленные автором для раскрытия темы выполнены полностью: - были рассмотрены основные особенности личности, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе; - были рассмотрены основные особенности подросткового возраста, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе; - исследована специфика отношений в классном коллективе и проанализированы взаимоотношения изолированного подростка со сверстниками, родителями и учителями; - на реальных примерах рассмотрены особенности ситуаций травли и изоляции подростков в классном коллективе. В работе показано, что имеются определенные врожденные особенности личности подростка, которые могут стать предрасполагающими к тому, чтобы он стал жертвой изоляции либо преследователем. К особенностям личности, предрасполагающим к тому, чтобы подросток стал жертвой изоляции можно отнести: ярко выраженные черты интроверта, меланхолика, чувствующего типа и внутренний локус контроля. К особенностям личности, предрасполагающим к тому, чтобы подросток стал преследователем можно отнести: ярко выраженные черты экстраверта, холерика, чувствующего типа и внешний локус контроля. Причиной изоляции подростка в классном коллективе может стать:
Немалое значение и имеют и особенности подросткового возраста. Ребенок уже считает себя взрослым, способным самостоятельно принимать решения, зарабатывать себе на жизнь, но на деле он сталкивается с тем, что общество взрослых его отвергает, заставляя учиться в школе и зависеть от родителей. Это повышает неудовлетворенность подростка и усиливает отдельные личностные черты: агрессивные становятся еще агрессивнее, а чувствительные и ранимые – еще более ранимыми. При этом учителя могут делать вид, что они этого не замечают. Например, потому что такое объединение класса против изолируемого подростка позволяет в целом сплотить коллектив, сделать учеников более послушными. Порой учитель может поддерживать изоляцию классным коллективом одного из учеников, потому что сам считает его странным и испытывает неприязнь. А часто учителя даже и не замечают того, что происходит в классе, потому что заняты отчетами и планами уроков, либо замечают, но не придают этому значения. Родители изолируемого подростка также часто не замечают изменения в поведении своего ребенка. Более того, часто они сами являются преследователями, опасаясь осуждения со стороны представителей школы и родителей других детей. В результате, ребенок остается со своей проблемой один на один, что лишь усугубляет его положение. Если же родители действительно желают помочь, то оптимальное решение – перевести ребенка в другую школу, возможно, даже переехать в другой район или город. Важно не просто защитить такого ребенка от преследователей, но научить его мыслить и вести себя так, чтобы у окружающих не возникало желания его преследовать. Есть еще одна категория участников изоляции отдельного подростка, причем самая многочисленная, - безразличное большинство. С одной стороны они обычно не преследуют никого, но с другой стороны – и не защищают. Но часть из них настолько боится навлечь неприятности на себя, что своим поведением предпочитают демонстрировать поддержку агрессоров. Их молчание интерпретируется агрессором как поддержка его действий и подстегивает преследовать все более изощренно. И это же молчание интерпретируется преследуемым подростком как то, что и они тоже настроены против него. Весь мир настроен против него! Его состояние становится еще более беспомощным. Разрядка может наступить или в виде суицида, или в виде акта мести всем притеснителям. Очень важно понимать, что на этой стадии сделать что-либо уже очень сложно. Может облегчить жизнь такого преследуемого подростка только полная смена окружения – переезд на новое место жительство, где никто его не знает, и, естественно, смена школы. Законодательство РФ позволяет перевести ребенка на семейную форму обучения, которая позволит минимизировать его контакты с обидчиками, что также может оказаться эффективным способом помочь подростку. Смена класса и даже смена школы без смены места жительства малоэффективны. Кроме того, необходимо организовать работу подростка с психологом, который поможет ему найти свое место в жизни, определится с профессией, научит строить отношения с другими людьми и психологически защищаться. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993г. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Принят 21.12.2012 |
Аверин, В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – 379 с.
Левин Курт. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. - СПб.: «Сенсор», 2000г, стр.160.
Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата. Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00488-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 22 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/398917/p.22 (дата обращения: 19.08.2019).
Николаева Н.А. Понимание и переживание изолированности в юношеском возрасте, Москва, 1999г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Москва: Издательство Academia, 1999.
Фрейджер Р., Фэйдимен Д.. Личность. Теории, упражнения и эксперименты. Санкт-Петербург, 2006.
Фельдштейн Д . И . Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса . М., 1994.
Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.
Юнг, К. Г. Психологические типы = Psychologische Typen : 1923. Онлайн версия: https://bookap.info/psyanaliz/ungtip/gl59.shtm
R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
Белиловская. М. Кто поможет ребенку, которого класс избрал «козлом отпущения»?. Газета «Первое сентября» №8, 2000г.
Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления. «Психологический журнал» №5, 2001г.
Долгая Е. «Мне вырывали волосы и говорили, что я недоразвитая». Пять историй жёсткой травли в школе. Интернет-ресурс: https://kyky.org/pain/mne-vyryvali-volosy-i-govorili-chto-ya-nedorazvitaya-pyat-istoriy-zhyostkoy-travli-v-shkole
Николаенко Е. Жертва школьной травли: "Я заслужила. Они правы - им виднее, какое я ничтожество". Интернет-ресурс: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/23685-zhertva-shkolnoi-travli-ty-zasluzhila-oni-pravy---im-vidnee-kakoe-ty-nichtozhestvo.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Распределение ответов проведенного социометрического исследования:
1 |
Ты считаешь, что твой класс дружный? |
Да |
7 |
Нет |
1 |
||
2 |
С кем ты дружишь в классе? |
Б* |
2 |
Д* |
3 |
||
3 |
Как ты считаешь, в твоем классе есть лидер? |
Нет |
8 |
4 |
Если ты считаешь, что лидер есть, то кто это? |
- |
- |
5 |
Как ты считаешь, в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить? |
Да |
5 |
Нет |
3 |
||
6 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то кто это? |
С* |
4 |
А* |
1 |
||
7 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то, как ты думаешь почему? |
Она тупая |
2 |
Она ко всем пристает |
2 |
||
Она всегда командует |
1 |
||
8 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится лидер класса (если такой есть)? |
- |
- |
9 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится классный руководитель? |
Всегда защищает ее |
5 |
10 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относятся другие учителя? |
Не влазят |
5 |
11 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относишься ты? |
Терплю |
3 |
Не дружу |
2 |
||
12 |
Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как по-твоему можно исправить ситуацию? |
Пусть станет нормальной |
1 |
Пусть перестанет приставать |
3 |
||
Не знаю |
1 |
||
13 |
По-твоему, как к тебе относятся одноклассники? |
Дружат |
7 |
Не дружат |
1 |
||
14 |
Если они относятся к тебе не очень хорошо, то почему, по-твоему, они так делают? |
Я живу с бабушкой |
1 |
15 |
Как ты оцениваешь отношение классного руководителя к тебе? |
Хорошо относится |
8 |
16 |
Как к тебе относятся другие учителя? |
Хорошо относятся |
6 |
Занижает оценки |
2 |