Файл: Психологические причины изоляции подростка в классном коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмпирическая часть

В этой части своей работы автор предлагает ознакомиться с результатами проведенного автором социометрического исследования. Это исследование демонстрируют глубину данной проблемы, ее реальность и актуальность даже в небольшом классном коллективе подростков.

Социометрическое исследование проводилось в седьмом классе сельской школы. Участниками классного коллектива являются 8 детей. Коллектив в целом дружный, дети взаимодействуют друг с другом и во внеурочное время. Каждому из учеников было предложено ответить на 12 вопросов:

  1. Ты считаешь, что твой класс дружный? (Да, Нет)
  2. С кем ты дружишь в классе? (Запиши фамилию)
  3. Как ты считаешь, в твоем классе есть лидер? (Да, Нет)
  4. Если ты считаешь, что лидер есть, то кто это? (Напиши фамилию)
  5. Как ты считаешь, в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить? (Да, Нет)
  6. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то кто это? (Напиши фамилию)
  7. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как ты думаешь почему? (Укажи причину)
  8. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится лидер класса (если такой есть)? (Дружит, уважает, терпит, унижает)
  9. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится классный руководитель? (Всегда хвалит, не выделяет среди других, недолюбливает, унижает)
  10. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относятся другие учителя? (Всегда хвалят, не выделяют среди других, недолюбливают, унижают)
  11. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относишься ты? (Дружишь, уважаешь, терпишь, унижаешь)
  12. Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как по-твоему можно исправить ситуацию? (Твое предположение о том, что должно произойти, чтобы этот ученик стал более популярным)
  13. По-твоему, как к тебе относятся одноклассники? (Дружат, не дружат, Обзывают, Бьют)
  14. Если они относятся к тебе не очень хорошо, то почему, по-твоему, они так делают? (Укажи причину)
  15. Как ты оценишь отношение классного руководителя к тебе? (Помогает мне, Хорошо относится, Ругает, Занижает оценки, Унижает)
  16. Как к тебе относятся другие учителя? (Помогают, Хорошо относятся, Ругают, Занижают оценки, Унижают)

Распределение ответов в исследовании представлено в таблице в Приложении 1.

На основании проведенного социометрического исследования автор делает несколько выводов:

- в данном классе нет явно выраженного лидера;

- в данном классе присутствуют две ученицы, в отношении которых проявляются признаки изоляции;

- причиной изоляции стало вызывающее поведение данных учениц;

- изоляции во многом способствует позиция классного руководителя: потокающая вызывающему поведению изгоев.

Таким образом, даже в небольшом сельском классе имеются изгои, а ситуация обостряется при неправильном поведении учителей, в первую очередь классного руководителя.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Изоляция подростков в классном коллективе – сложное и опасное социальное явление. Самыми распространенными причинами травли одноклассниками являются:

  • врожденная предрасположенность одних людей быть жертвой, а других – быть преследователем;
  • особое отношение учителя к определенному ученику (положительное или отрицательное);
  • личностные особенности, которые отличают его от других и создают для его одноклассников подозрения, что он считает их хуже, чем он;
  • одноклассники по какой-то причине решат сделать его «козлом отпущения»;
  • некая внешняя черта, отличающая его от других детей: глухота, слепота, рыжие волосы, шестой палец, шрам, инвалидность и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автор постаралась рассмотреть проблему изоляции подростков в классном коллективе с разных сторон, описать роль и значение в таком конфликте разных участников. Задачи, поставленные автором для раскрытия темы выполнены полностью:

- были рассмотрены основные особенности личности, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе;

- были рассмотрены основные особенности подросткового возраста, как фактор, предрасполагающий к изоляции подростка в классном коллективе;

- исследована специфика отношений в классном коллективе и проанализированы взаимоотношения изолированного подростка со сверстниками, родителями и учителями;

- на реальных примерах рассмотрены особенности ситуаций травли и изоляции подростков в классном коллективе.

В работе показано, что имеются определенные врожденные особенности личности подростка, которые могут стать предрасполагающими к тому, чтобы он стал жертвой изоляции либо преследователем.

К особенностям личности, предрасполагающим к тому, чтобы подросток стал жертвой изоляции можно отнести: ярко выраженные черты интроверта, меланхолика, чувствующего типа и внутренний локус контроля.

К особенностям личности, предрасполагающим к тому, чтобы подросток стал преследователем можно отнести: ярко выраженные черты экстраверта, холерика, чувствующего типа и внешний локус контроля.

Причиной изоляции подростка в классном коллективе может стать:

  • врожденная предрасположенность одних людей быть жертвой, а других – быть преследователем;
  • особое отношение учителя к определенному ученику (положительное или отрицательное);
  • личностные особенности, которые отличают его от других и создают для его одноклассников подозрения, что он считает их хуже, чем он;
  • одноклассники по какой-то причине решат сделать его «козлом отпущения»;
  • некая внешняя черта, отличающая его от других детей: глухота, слепота, рыжие волосы, шестой палец, шрам, инвалидность и т.п.

Немалое значение и имеют и особенности подросткового возраста. Ребенок уже считает себя взрослым, способным самостоятельно принимать решения, зарабатывать себе на жизнь, но на деле он сталкивается с тем, что общество взрослых его отвергает, заставляя учиться в школе и зависеть от родителей.

Это повышает неудовлетворенность подростка и усиливает отдельные личностные черты: агрессивные становятся еще агрессивнее, а чувствительные и ранимые – еще более ранимыми.

При этом учителя могут делать вид, что они этого не замечают. Например, потому что такое объединение класса против изолируемого подростка позволяет в целом сплотить коллектив, сделать учеников более послушными. Порой учитель может поддерживать изоляцию классным коллективом одного из учеников, потому что сам считает его странным и испытывает неприязнь. А часто учителя даже и не замечают того, что происходит в классе, потому что заняты отчетами и планами уроков, либо замечают, но не придают этому значения.

Родители изолируемого подростка также часто не замечают изменения в поведении своего ребенка. Более того, часто они сами являются преследователями, опасаясь осуждения со стороны представителей школы и родителей других детей. В результате, ребенок остается со своей проблемой один на один, что лишь усугубляет его положение. Если же родители действительно желают помочь, то оптимальное решение – перевести ребенка в другую школу, возможно, даже переехать в другой район или город.

Важно не просто защитить такого ребенка от преследователей, но научить его мыслить и вести себя так, чтобы у окружающих не возникало желания его преследовать.

Есть еще одна категория участников изоляции отдельного подростка, причем самая многочисленная, - безразличное большинство. С одной стороны они обычно не преследуют никого, но с другой стороны – и не защищают. Но часть из них настолько боится навлечь неприятности на себя, что своим поведением предпочитают демонстрировать поддержку агрессоров. Их молчание интерпретируется агрессором как поддержка его действий и подстегивает преследовать все более изощренно. И это же молчание интерпретируется преследуемым подростком как то, что и они тоже настроены против него. Весь мир настроен против него! Его состояние становится еще более беспомощным. Разрядка может наступить или в виде суицида, или в виде акта мести всем притеснителям.

Очень важно понимать, что на этой стадии сделать что-либо уже очень сложно. Может облегчить жизнь такого преследуемого подростка только полная смена окружения – переезд на новое место жительство, где никто его не знает, и, естественно, смена школы. Законодательство РФ позволяет перевести ребенка на семейную форму обучения, которая позволит минимизировать его контакты с обидчиками, что также может оказаться эффективным способом помочь подростку. Смена класса и даже смена школы без смены места жительства малоэффективны. Кроме того, необходимо организовать работу подростка с психологом, который поможет ему найти свое место в жизни, определится с профессией, научит строить отношения с другими людьми и психологически защищаться.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993г.

Федеральный закон «Об образовании в РФ». Принят 21.12.2012

Аверин, В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998. – 379 с.

Левин Курт. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. - СПб.: «Сенсор», 2000г, стр.160.

Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата. Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 351 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00488-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 22 — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/398917/p.22 (дата обращения: 19.08.2019).

Николаева Н.А. Понимание и переживание изолированности в юношеском возрасте, Москва, 1999г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Москва: Издательство Academia, 1999.

Фрейджер Р., Фэйдимен Д.. Личность. Теории, упражнения и эксперименты. Санкт-Петербург, 2006.

Фельдштейн Д . И . Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса . М., 1994.

Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.

Юнг, К. Г. Психологические типы = Psychologische Typen : 1923. Онлайн версия: https://bookap.info/psyanaliz/ungtip/gl59.shtm

R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.

Белиловская. М. Кто поможет ребенку, которого класс избрал «козлом отпущения»?. Газета «Первое сентября» №8, 2000г.

Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления. «Психологический журнал» №5, 2001г.

Долгая Е. «Мне вырывали волосы и говорили, что я недоразвитая». Пять историй жёсткой травли в школе. Интернет-ресурс: https://kyky.org/pain/mne-vyryvali-volosy-i-govorili-chto-ya-nedorazvitaya-pyat-istoriy-zhyostkoy-travli-v-shkole

Николаенко Е. Жертва школьной травли: "Я заслужила. Они правы - им виднее, какое я ничтожество". Интернет-ресурс: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/23685-zhertva-shkolnoi-travli-ty-zasluzhila-oni-pravy---im-vidnee-kakoe-ty-nichtozhestvo.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Распределение ответов проведенного социометрического исследования:

1

Ты считаешь, что твой класс дружный?

Да

7

Нет

1

2

С кем ты дружишь в классе?

Б*

2

Д*

3

3

Как ты считаешь, в твоем классе есть лидер?

Нет

8

4

Если ты считаешь, что лидер есть, то кто это?

-

-

5

Как ты считаешь, в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить?

Да

5

Нет

3

6

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то кто это?

С*

4

А*

1

7

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то, как ты думаешь почему?

Она тупая

2

Она ко всем пристает

2

Она всегда командует

1

8

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится лидер класса (если такой есть)?

-

-

9

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относится классный руководитель?

Всегда защищает ее

5

10

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относятся другие учителя?

Не влазят

5

11

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как к нему относишься ты?

Терплю

3

Не дружу

2

12

Если ты считаешь, что в твоем классе есть ученик, с которым никто не хочет дружить, то как по-твоему можно исправить ситуацию?

Пусть станет нормальной

1

Пусть перестанет приставать

3

Не знаю

1

13

По-твоему, как к тебе относятся одноклассники?

Дружат

7

Не дружат

1

14

Если они относятся к тебе не очень хорошо, то почему, по-твоему, они так делают?

Я живу с бабушкой

1

15

Как ты оцениваешь отношение классного руководителя к тебе?

Хорошо относится

8

16

Как к тебе относятся другие учителя?

Хорошо относятся

6

Занижает оценки

2