Файл: Теории происхождения права (Понятие и сущность права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с этими (основополагающими), существует также: религиозный, национальный, расовый, и другие подходы, к сущности права. В рамках данных подходов, соответственно находятся религиозные, национальные, расовые интересы, доминирующие в законах, и подзаконных актах, действующих правовых обычаях, а также нормативных договорах.

Говоря иначе, сущность права, является много аспектной. Она не может быть сведена, только к классовым, и общим социальным началам. В связи с этим, в сущности права, в зависимости от исторических условий, на первый план, может выйти любое из начал, которое было вышеперечисленно. [8, c.271]

1.2 Причины возникновения права

Процесс возникновения права, впрочем как и государства, занимал множество эпох. На этом пути, им претерпевались различные внешние влияния. Истоки зарождения права, уходят в эпоху, еще времен первобытного общества. [6, c.448]

В первобытном обществе, в качестве нормативного социального регулятора, выступали нормы-обычаи. Это те правила, которые определяли поведение, вошли в привычку, в результате частого повторения, на протяжении длительного времени. Нормы-обычаи, основывались на естественной, природной необходимости. Они имели значение, абсолютно для всех сторон жизни общины, рода, племени, а также для регламентации, хозяйственной жизни и быта, семейных, других взаимоотношений всех членов рода. Главной их целью ставилось поддержание, а также сохранение кровнородственной семьи. Мононормы, не могли дать преимущества, для одного члена рода, перед другим. Ими закреплялись правила «первобытного равенства», путем жесткой регламентации их деятельности, в условиях противостояния, происходящим суровым явлениям природы, а также необходимости, обороняться от других враждебных племен. Права членов общества, в мононормах, представляли собой, оборотную сторону обязанностей. Они не отделялись от них, так как первобытный индивид, не мог иметь выделенного личного интереса, который бы является отличным от интереса всего его рода. Только с процессом по разложению первобытного строя, а также появлением социальной неоднородности, права начали приобретать все более самостоятельное значение. Возникновение мононорм, являлось свидетельством по выходу человека, из животного царства, в человеческое сообщество, которое двигалось по пути прогресса. [9, c.77]

В условиях существования общественной собственности, а также коллективного производства, осуществления совместного решения, различных общих дел, единением индивида от коллектива, как автономной личности, обычаи, людьми не воспринимались в качестве противоречащих, их существующим личным интересам. Данные неписаные правила поведения, соблюдались добровольно. Их выполнение, могло обеспечиваться главным образом, силой мнения общества, авторитетом общественных старейшин, военачальников. В случае необходимости, к тем кто нарушал нормы-обычаи, могло применяться принуждение, которое исходило от рода (или племени в целом). К примеру, смертная казнь, изгнание из рода, отстранение от племени, и т.п. [7, c.624]


В первобытном обществе, значительную роль, имело средство для охраны обычая, такое как «табу». Табу — это обязательный, и непререкаемый запрет. К примеру, запрет на кровнородственные браки, под страхом тяжелых наказаний. Помимо запретов (табу), появились иные способы для регулирования. К примеру: дозволение и позитивное обязывание. Дозволения, могли иметь место в тех случаях, когда определялись виды животных, времени охоты на них, виды растений, а также сроки по сбору их плодов, использования определенной территории, источников воды и пр. Позитивное обязывание, своей целью ставило организацию необходимого поведения, в процессах по приготовлению пищи, строительства жилищ, розжига костров, изготовления орудий, и пр.

Нормативные обобщения (такие как: запрет, дозволение, позитивное обязывание), которые превратились в обычные способы по регулированию первобытнообщинной жизни, стали истоками для формирования права. [3, c.271]

Проводя анализ многочисленных, сложившихся в разное время представлений и суждений, касающихся права, можно выделить, определенный перечень причин, которые оказали влияние на процесс по возникновению, формированию и развитию права:

1) Потребность существовавших экономических отношений, складывавшихся во время наличия частной собственности, разделения труда, производства товара, необходимость по закреплению экономического статуса, принадлежащего товаровладельцам, и обеспечения устойчивых и гарантированных экономических связей для них, создания условий, для экономической самостоятельности;

2) Необходимость поддержания стабильности и порядка в обществе, в условиях по углублению и обострению имеющихся социальных противоречий, а также конфликтов;

3) Организация публичной власти, которая отделена от населения, а также способной осуществлять санкционирование обычаев, путем установления юридических норм, и тем самым, обеспечивать их проведение в жизнь;

4) Превращение человека, в некоторой степени, самостоятельного индивида. Не стоит пытаться найти право там, где нет разделения коллектива (род, племя), на отдельных субъектов, в которых индивид, не будет выделен, в качестве личности, которая осознает возможность (свободу). [6, c.448] Таким образом, возникновение права, было тесно связано со следующим:

- качественное усложнение производства, политическая и духовная сфера общества также усложнялись;

- обособлялась личность, в качестве участника общественных отношений, имеющей свои притязания, на автономность по существованию (социальная свобода);


- процессом по формированию государства, для которого бы потребовался, новейший нормативный социальный регулятор, который был бы способным, выполнить следующие задачи:

а) обеспечивать функционирование общества, в качестве целостного организма, более высокого порядка, чем первобытное общество. Поддерживать порядок в нем, а также стабильность;

б) осуществить закрепление и обеспечение индивидуальной свободы автономной личности.

Такие задачи выполнить, было не под силу, тем нормативным регуляторам, которые действовали при первобытнообщинном строе. А именно — нормы-обычаи. Данную роль, на себя взяло, постепенно формирующееся, юридическое право. Его определяющей чертой, стала государственная принудительность. [10, c.715]

Глава 2. Теории происхождения права.

В мире, всегда существовало, и продолжает существовать, много разных теорий, которыми объясняются процессы по возникновению и развитию права. Это является вполне понятным, в связи с тем, что на протяжении истории всего развития человечества, представителями каждой из данных теорий, ведутся неутихающие споры, касательно имеющихся взглядов и суждений на данный процесс. Каждая теория, которая была воплощена в трудах известных идеологов, а также философов, является интересной и познавательной по-своему.

2.1 Теологическая или божественная теория

Теологическая теория, основывается на божественном происхождении права, в качестве вечного, которое выражает божью волю, а также высший разум, определенные явления. Но ей не отрицается наличия в праве, природных и человеческих (гуманных) начал. Множество религиозных мыслителей, утверждалось о том, что право, является Богом данное искусство добра, и справедливости. Теологической теорией, одной из первых, право было связано с добром и справедливостью. В этом аспекте, выражается ее несомненное достоинство. [11, c.472]

В теологической теории (особенно отмечается время Фомы Аквинского (ХII-ХIII вв.), утверждается о существовании, высшего божественного закона, а также естественного права, составляющих основу, действующего права. Фома Аквинский утверждал о том, что процесс по возникновению и развитию государства и права, был аналогичным, процессу сотворения мира Богом. [12, c.672]

Теологическая теория, основывалась в своем объяснении по происхождению права, на различные религиозные книги. Прежде всего, упор делался на Библию, в которой утверждалось о том, что основные законы (заповеди Моисея), дал для человечества Бог. Но необходимо обратится, к первоисточнику: «Моисей, взошел к Господу, и Господь, показал ему дерево. И он бросил его в воду, и вода, стала сладкой. Там Бог дал народу устав, и закон. И там испытывал его». Также там указано: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова». И хотя данные законы, являлись детищем своего времени, они обобщали, а также закрепляли опыт в социальной и экономической сфере жизни раннеклассовых обществ, теологической теорией придается для них всеобщее, универсальное значение. [3, c.271]


Теологическая теория, является достаточно много аспектной. Это в свою очередь, может быть объяснено особыми как историческими, так и материальными условиями по существованию разных государств, не только Древнего Востока, но и Древнего Запада (Греция, Римская империя).

У древних народов, политическая и правовая мысль, восходит к мифологическим истокам. Ей развивается представление касающееся того, что земные порядки, являются частью общемировых, космических, которые имеют божественное происхождение. В числе данного понимания, как раз и происходит освещение в мифах, темы земной жизни людей. Также в них освещаются общественный и государственный строй, их взаимоотношения, а также права и обязанности. [9, c.77]

Таким образом, согласно древнекитайского мифа, касающегося происхождения и характера земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной (императора Китая), выступает как единственная точка по связи с высшими, небесными силами. Вся власть, сконцентрирована в особе правителя. Это происходит в виде его личного авторитета и внутренней силы. А вот остальные должностные лица, а также государственный аппарат в целом, являются только проводниками высшей власти.

В таких странах как: Египет, Вавилон, Индия, существовала иная версия. Боги, выступая как источники власти от лица правителя, сами наряду с этим, продолжают быть вершителями как земных, так и иных дел. В соответствии с мифам египтян, а после и греков, боги также выступают в качестве первоначальных, непосредственных правителей, а также законодателей в тех обществах и государствах, которые ими учреждены.

Известное своеобразие, которое является присущим религиозным и мифологическим представлениям, у древних евреев. Согласно их версии, единый, истинный бог, находится в особом договорном отношении, со всем еврейским народом. Он выступает как его глава и царь (верховный законодатель, правитель и судья). Имеющиеся законы у еврейского народа, были получены напрямую от бога. Так называемое - законодательство Моисея. В обычных условиях, осуществление власти, может осуществляться людьми от имени Бога. Но в экстраординарных случаях, он начинает действовать непосредственно (посредством откровений, чудес и т.д.). [13, c.387]

Законодательство, правосудие, справедливость, в египетской жизни олицетворялась богиней Маат (Ма-ат). Судьи, носили её изображение. Они считались ее жрецами. Божественный характер земной власти правящих фараонов, жрецов, чиновников, и официально одобренных правил повеления (в том числе, основных источников египетского права: обычаи, законы, судебные решения), указывали на то, что все они, соответствуют или же должны соответствовать Маат. То есть естественно-божественному порядку, ведущему к справедливости. Это находит свое выражение, в Ригведе (священные гимны у индоариев), дао (древнекитайская мифология), дике (древние греки). Везде речь касается правды, справедливости, которая в дальнейших естественных и правовых концепциях по пониманию права, начала обозначаться, в качестве естественного (или естественно - божественного) права. [12, c.672]


2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория по происхождению права, свое начало берет еще со времен Древней Греции. Её родоначальником, выступает Аристотель. Среди самых известных сторонников рассматриваемой теории, можно выделить англичанина Филмера (XVII век), а также русского исследователя государствоведа Михайловского (XIX век).

Патриархальная теория основывается на том, что государство, происходит из семьи, которая разрастается из поколения в поколение. Глава данной семьи, превращается в главу государства – своего рода монархом. Таким образом, государственная власть выступает как продолжение власти отца. А монарх в этом случае, является отцом, для всех своих подданных. Из патриархальной теории, обоснованно выходит вывод касающийся необходимости для всех людей, подчиняться государственной власти. [3, c.271]

Патриархальная теория, проповедниками которой выступали видный историк М.Н.Покровский, а также один из идеологов, член народнического движения М.Н.Михайловский, была весьма широко распространена, в досоветской России.

Данная теория, а также весь уклад в российской государственно-правовой действительности, оставил глубокий след, в ментальности большого числа российских народностей, которые по традиции, все свои надежды, а также чаяния, успехи и неудачи, первым делом связывают с первым лицом государства (царь, вождь, президент и т.п.). Негативность данной теории, является очевидной. Это связано с тем, что она начинает играть немаловажную роль, при создании авторитарных режимов, и своими догмами, оправдывает социальную, а также гражданскую пассивность среди населения. [5, с.245]

2.3 Договорная теория

Договорная теория, свое распространение смогла получить в наиболее логическом, завершенном виде в XVII—XVIII веках. Это было сделано в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и пр.

Данной теорией объясняется происхождение государства и права, путем заключения общественного договора. Общественный договор, это результат разумной воли народа. На основе его, было осуществлено добровольное объединение людей, которое произошло для лучшего обеспечения свободы, а также взаимных интересов. Отдельные положения данной теории, развивались в V - IV веках до н. э. Развивали эти положения софисты в Древней Греции. [12, c.672]

Согласно мнения представителей этой доктрины, государство и право, выступало в качестве продукта сознательного творчества, как некий результат договора, в который вступают люди, до этого находящиеся в своем "естественном", первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей, произошедшее на основе соглашения между ними. В силу этого соглашения, ими передается государству часть своей свободы, своей власти. Изолированные индивиды, до происхождения государства, становятся единым народом. В результате этого, у правителей и всего общества, появляется совокупность взаимных прав и обязанностей, и вместе с этим, ответственность, за невыполнение последних. [14, c.810]