Файл: Теории происхождения права (Понятие и сущность права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
Большее развитие, а также распространение, получила расовая теория права, в конце XIX, первой половине XX века. Она была положена в основу фашистской политики, а также идеологии.
Содержание расовой теории, составляли тезисы, касающиеся физической, и психологической неравноценности, существующих человеческих рас. Положения, касающиеся решающего влияния расовых различий, на: историю, культуру, государственный, а также общественный строй, о разделении людей, на высшую и низшую расы. Из которых, первые, выступают как создатели цивилизации, и призваны господствовать, не только в обществе, но и государстве. Вторые же, не способны ни только создать, но даже и усвоить сформированную цивилизацию. Их уделом, является слепое и беспрекословное повиновение. При помощи государства и права, высшие расы, должны господствовать над низшими.
Одним из основателей расовой теории, является француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.). Им австрийцы объявлялись, “высшей расой”, которая была призвана, господствовать над другими расами. В фашисткой Германии, была предпринята попытка, заново переписать всемирную историю, как историю по борьбе арийской расы, с другими расами. Германия, была объявлена в качестве носительницы духа высшей арийской расы. К низшим расам, были отнесены: семиты, славяне и другие. [11, c.472]
На расовой основе, была создана особая система ценности, которой являлась: “душа расы”, “чистота крови”, “вождь нации” и т. д. В качестве высшей цели для любого арийца, было объявлено сохранение чистоты крови. Гитрер в своей книге писал, что: “Люди, гибнут не из-за проигранных войн, а из-за потери сопротивляемости. Все то, что не является полноценной расой на земле, - плевелы”.
Важным средством для решения всех важных государственных и правовых проблем, была объявлена- война. Для её оправдания, были использованы положения, которые были высказан, известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.).
Расовая теория повлекла, смогла повлечь за собой, чудовищную практику по “узаконенному” уничтожению целых народов, различных национальных меньшинств, которые непримиримо относились, к фашизму национальных слоев. [18, c.154]
После печально известной речи У. Черчилля, в марте 1946 года, в городе Фултон (в США), было положено начало “холодной” войне. В советской прессе, сразу же последовала, довольно примечательная реакция, которая подчеркивала богатый британский опыт, по использованию расовой теории, для того, чтобы оправдать колониальные войны. Как отмечалось в прессе: “Гитлер начал дело по развязыванию войны с того, что провозгласил расовую теорию, при этом, объявив то, что только люди, которые говорят на немецком языке, представляют собой полноценную нацию. Г-н Черчилль, начинает дело по развязыванию войны, тоже с расовой теории, утверждая о том, что только нации, которые говорят на английском языке, выступают как полноценные нации, которые призваны вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория, привела Гитлера, к выводу о том, что немцы, в качестве единственно полноценной нации, должны были господствовать, над другими нациями. Английская расовая теория, приводит г. Черчилля, к выводу о том, что нации, которые говорят на английском языке, в качестве единственно полноценных, должны господствовать, над остальными нациями мира”. [16, c.463]
Исторически, расовая теория, себя изжила. Она была полностью дискредитирована, несколько десятилетий назад. На сегодняшний день, она не используется более, в качестве официальной, или даже полуофициальной идеологии . Но в качестве “научной”, академической доктрины, она имеет хождение, в западных странах и по сегодняшний день.
2.7 Материалистическая (классовая) теория
Материалистическая (классовая) теория, основывается на том, что возникновение государства прежде всего произошло в силу экономических причин, а именно: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частная собственность, а после, раскол общества на классы, имеющие противоположные экономические интересы. В качестве объективного результата данных процессов, происходит возникновение государства, которым посредством специальных средств по подавлению и управлению, сдерживается противоборство данных классов, путем обеспечения преимущественно интересов экономически господствующего класса. [14, c.810]
Сутью данной теории является то, что государство, возникло на смену родоплеменной организации. А право возникло на смену обычаям. Государство в материалистической теории, а также право, обществу из вне не навязывается. Она возникает, на базе естественного процесса развития, самого общества, которое связано, с разложением родового строя, и последующем появлением частной собственности, и социальным расслоением всего общества, по имущественному признаку (с возникновением богатых и бедных людей). Интересы разных социальных групп, начали противоречить друг другу. Родоплеменная организация, в формирующихся новых экономических условиях, превратилась в неспособную для управления обществом. Возникла потребность в появлении властного органа, который был бы способным к обеспечению преимущества интересов, одних членов общества, в противовес интересам других. В связи с этим, то общество, которое состоит из экономических, неравных, социальных слоев, способно порождать особую организацию. Такая организация, посредством поддержания интересов имущих, удерживает противоборство, зависимой части общества. Данной особой организацией, как раз и стало государство. [19, c.704]
Согласно утверждения представителей материалистической теории, государство является исторически преходящим, временным явлением. Оно отомрет, с момента исчезновения классовых различий.
Материалистической теорией, выделяется три основные формы, по возникновению государства: афинская, римская и германская.
1) Афинская форма - является классическая. Государство, возникает непосредственно. Это происходит преимущественно, из классовых противоречий, которые формируются внутри общества.
2) Римская форма, отличается посредством того, что родовое общество, переходить в замкнутую аристократию, которая изолирована, от многочисленной, а также бесправной плебейской массы. Победа плебеев, приводит к взрыву родового строя. На его развалинах, и возникает государство.
3) Германская форма. Согласно этой форме, государство возникает, в качестве результата завоевания обширных территорий, для государства, родовой строй над которыми, не дает ни каких средств. [20, c.776]
Основные положения, присущие материалистической теории, представлены в работах: К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовость, а также экономическая обусловленность права, выступают как важнейшие принципиальные положения марксистской теории. В качестве основного содержания данной теории, выступает представление, касающееся того, что право, является продуктом классового общества. Оно представляется как выражение и закрепление воли, экономически господствующего класса. При этих отношениях “господствующие индивиды... должны конституировать свою силу, в виде государства, и тем самым, придать своей воле... всеобщее выражение, в виде государственной воли, в виде закона”. Другими словами, возникновение, а также существование права, может быть объяснено необходимостью по закреплению воли, экономически господствующего класса, в виде законов, а также нормативным регулированием, существующих общественных отношений, в интересах данного класса. “Право, является только возведенной в закон волей”. [21, c.640]
В дальнейшем, положения марксисткой теории, достаточно прочно вошли, в отечественное право. Основываясь на классовом признаке права, делался вывод касающийся того, что в обществе, в котором отсутствуют антагонистические классы, воля всех дружественных классов и слоев общества, выражается в праве.
Право, может быть полным только в том случае, в котором обществом, будет осуществлено правило: “от каждого по способности, каждому по потребностям”. То есть, в то время, в которое люди в такой степени, привыкнут к соблюдению установленных основных правил общежития, что они, начнут добровольно трудиться, согласно своих способностей.
Материалистической теорией, ограничивается жизнь права, историческими рамками классового общества. Оно полагает, что право, является исторически преходящем явлением. Такое явление, необходимо обществу, только на определенном этапе по своему развитию. С процессом исчезновения классов, им утрачивается полностью, своя социальная ценность. Маркситско-ленинской теорией, утверждается в полной мере, определяемое его волей. [20, c.776]
Заслугой марксизма выступают постулаты, касающиеся того, что право - является необходимым инструментом по обеспечению экономической свободы индивида, которая является “беспристрастным” регулятором, существующих отношений по производству и потреблению. Его нравственными основами, в цивилизованном мире, учитываются и реализуются объективные потребности по общественному развитию, в рамках дозволенного, а также запрещенного поведения, участников общественных отношений.
Представители иных концепций, а также теорий по происхождению государства, считают что положения материалистической теории, являются односторонними, неверными. Так как ими, не учитываются психологические, биологические, нравственные, этнические и иные факторы, которыми обусловлены формирование общества, а также возникновение государства. Наряду с этим, как считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма заключается в доказательстве выдающегося значения, экономического фактора, посредством которого, “в конечном счете”, будет возможным увязывание “даже высоких и благородных чувств человека, с материальной стороной по его существованию”. [3, c.271]
2.8 Историческая теория
Основателями исторической теории, считаются немецкие учёные Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухту. Историческая теория государства и права, появилась в первой половине XIX века, в Германии. Это произошло в противовес теории естественного права (из которой вытекали, демократические, а также революционные идеи, и призывы к коренному изменению, уже существующего со средних веков, политического и юридического строя, а также принятию законов, которые бы отвечали "требованиям разума". Историческая школа права, в отличие от теологической, а также естественно-правовой теории, обращалась к реальным процессам, по возникновению права. [22, c.241]
Известным является то, что развитие Германии, происходило несколько запоздало, в сравнении с иными, западноевропейскими государствами. Она не была ещё готова, для восприятия идей свободы личности, а также равенства граждан. Данные идеи, не были её востребованы в связи с тем, что экономика Германии, ещё не перешла в эпоху предпринимательства. Возможным является то, что по такой же причине, в России, идеи исторической школы права, свое отражение нашли большой отклик в тот период. По своему существу, данная теория, поддерживалась дореволюционным русским учёным - Н.М.Коркуновым.
Учёные утверждали о том, что право, которое действовало в государстве, совсем не сводилось к совокупности законов. Право (как частное, так и публичное), возникало спонтанно. Оно не создавалось законодателем, а развивалось, подобно языку народа, согласно его манерам, и физическим характеристикам людей. Право, точно так же как и язык, согласно мнения Савиньи, вырастало из национального духа, народного сознания. Никакой из законодателей, был не в силах, остановить (или изменить), данное развитие права. Савиньи утверждал о том, что право, первоначально «заключается», в сознании народа. Это происходит, только по мере того, как развивается культура, и начинает разрабатываться юристами. В связи с этим, юристы не выступают как творцы права, ими только выражается национальное самосознание. Согласно этого, можно сделать вывод о том, что нормальным путем по развитию права, выступает естественный рост (а не революция, или установления). [3, c.271]
Исторической школой права, были порождены различные взгляды. Определенными исследователями, разделялись мнения Гуго, Савиньи и Пухты. Они полагали, что данная теория, наделена несколькими достоинствами:
- право – явление историческое. Оно развивается, наряду с обществом, и не стоит на месте, являясь данным раз и навсегда;
- право – это объективное явление. Оно не является чьим-то произвольным творением;
- содержание права, а также его значение, находится в зависимости, от этнокультурных особенностей, разных народов. А именно: обычай, традиция, религиозный взгляд, специфика по развитию философии, искусство, наука, мораль, способны оказать влияние, на процессы образования права.
Некоторые авторы, стремятся опровергнуть подобные рассуждения. Они ищут противоречия в них. Р. Иерингом, отвергается учение Савиньи и Пухты, о непроизвольном, а также безболезненном развитии права. Он утверждал, что: «Восставая против учения естественного права, сторонники исторической школы, думают найти в истории, подтверждения и доказательства своего учения. Но суд истории, высказывается против них…» Он давалось утверждение того, что человек, является борцом за право, который принимает весьма активное участие, в процессе по образованию и развитию права. Современный исследователь Т.В.Кашанина, полагала, что «историческая теория, не способна удовлетворить, наше любопытство, относительно происхождения права, по множеству моментов». Она утверждала о том, что исторической теорией, преувеличивается роль общественного сознания, в процессе образования права, и что некоторыми обычаями, носятся не национальный, а международный характер. Но, в тоже время, можно ли утверждать о том, что все обычаи, являются справедливыми, и ведут к появлению права? На этот вопрос ответить однозначно весьма трудно.
Исторической теорией права, даётся большое количество поводов, для своей критики. Но, невзирая на это, её необходимо признать, как крупное продвижение, в теоретико-правовой мысли вперёд, в изучении вопросов, касающихся происхождения права. [14, c. 810]
2.9 Теория солидаризма
Теория солидаризма, основана на следующих постулатах:
- Сложение общества, происходит из связей, которые объединяют людей, основываясь ан их взаимной поддержке (солидарности). При этом, относящиеся к соответствующим классам (социальным группам), ими реализуется своя миссия, свой долг, в отношении друг к другу. Все это, может осуществляться, посредством сотрудничества классов, социальных групп, основываясь на общественном разделении труда.