Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретический анализ проблемы профессионального стресса).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.
Организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с потребностью преодолеть несовершенные условия труда в конкретной организации, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте .
Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс - это сложный феномен, который вызывается внутренними факторами организации (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними стресс-факторами . Стресс-факторы в итоге зависят от успешности взаимодействия организации с микро и макро-средой. В итоге, организационный стресс является проявлением напряжения механизмов адаптации в ответ на конкретную ситуацию в организации и деятельности.
При этом существует некоторый оптимальный уровень рабочей напряженности (стресса), который стимулирует работников к профессиональному развитию и личностному росту, способствует их лояльному отношению к организации.
Вероятность переживания работниками негативного стресса тем ниже, чем выше привлекательность работы в организации и больше удовлетворенность профессиональной самореализацией.
Основной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Несоответствие между личностью и организационной средой проявляется на нескольких уровнях: субъективном; поведенческом; когнитивном; физиологическом; организационном.
В специальных исследованиях выявлены основные организационные факторы, которые негативно влияют на процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников.
В их число входят:
- Неудобное рабочее место;
- Недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;
- Не ясность в определение должностных обязанностей;
- Неритмична я работа;
- Неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня и другое);
- Удаленность работы от места жительства;
- Невысокая заработная плата;
- Отсутствие возможности повышения квалификации;
- Неясные перспективы продвижения по службе;
- Недостаточная квалификация руководства;
- Негативные особенности социальной среды;
-Неизвестность о планах развития компании;
- Несправедливое материальное поощрение работников,
- Отстраненность от активного участия в принятии решений.
- Доминирование и дефицит фактора времени ;
- Недостаточность или высокая интенсивность общения;
- Монотония. [11,С. 170]
К стресс-факторам на работе также относят ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, сложные и экстремальные условия деятельности для некоторых профессий (летчик, космонавт, полярник, диспетчер АС и др.). Особой причиной организационных стрессов является фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Установлено, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома и «профессионального выгорания». [13,С. 23]
К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов относятся: болезни, изменения в организме на физиологическом уровне, текучесть кадров, ухудшение качества труда, изменение трудовой мотивации в сторону ухудшения, снижение привлекательности работы в организации. Также выделяют психологические последствия (нарушения волевого контроля, конфликты, состояния депрессии и переутомления, неудовлетворенности жизнью).
1.2 Особенности профессиональной деятельности менеджеров и проявлений стресса в зависимости от пола
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена большим количеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Для работы менеджеров торговых организаций характерно частое вмешательством непредсказуемых факторов внешней среды, многочисленные социальные контакты разного уровня, преобладание непосредственного общения с другими людьми. Большую роль в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе.
Менеджер — это профессиональный управляющий, руководитель предпринимательство стиля. Он способен к гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность. Менеджер несет ответственность за свой самостоятельный вклад в результаты предприятия или своего отдела, ответственность за работу других.
В самом общем плане менеджер - «это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль». [18,С. 67]
Деятельность менеджера торговых организаций связана с такой сферой деятельности, как торговля и продажи. Менеджер торговых предприятий руководит деятельностью менеджеров по продажам и сам в свою очередь занимается продажами. Дословно «менеджер по продажам" означает "управляющий продажами". Самое главное в его работе - продажа товара, продвижение его на рынке, проведение маркетинговых исследований, поиск клиентов, юридическое и бухгалтерское сопровождение сделок. Менеджер принимает самостоятельные решения, строит отношения с клиентами, увеличивает продажи, взаимодействует с покупателями, разрабатывает планы продаж, формирует у клиентов потребности в товаре, обрабатывает текущие заказы.
Менеджер торговых предприятий выполняет больший объем работы. Его деятельность требует большего опыта и более глубоких знаний, чем деятельность других специалистов в сфере продаж. Поэтому большую значимость имеет не только умение продавать, но и личные качества менеджера по продажам.
Профессионально-важными качества менеджеров в сфере торговли являются: коммуникативная компетентность, способность выстраивать позитивные взаимоотношения с людьми, позитивное отношение к себе и покупателю, высокий уровень профессиональной мотивации. Среди личностных особенностей выделяют интеллект, умеренную обязательность и ответственность, теплота и открытость, желание нравится другим людям.
В деятельности менеджера, независимо от уровня управления и специфики профессиональной деятельности, выделяют специфические стрессоры.
Основные стрессоры управленческой деятельности.
1 .Высокий уровень информационной нагрузки. Высокая когнитивная нагрузка, вызванная большим объемом информации, выступает сильным негативным фактором, приводящим к высокому уровню напряженности, к стрессу.
2.Информационная неопределенность.
Руководитель вынужден искать недостающую информацию, либо принимать решения в условиях неопределенности и риска.
З.Ответственность (за себя и за других, за результаты деятельности подразделения организации).
- Дефицит времени.
Наличие временных ограничений и сроков, в которые нужно решить профессиональные задачи.
- Интенсивные коммуникации и напряженные межличностные отношения.
- Внутриличностные (ролевые) конфликты. [22,С. 230]
Особенно сильно этот фактор проявляется в деятельности женщин- менеджеров. Заключается в необходимости выполнения двух и более функциональных ролей одновременно (например, роль управляющей и семейная роль жены, матери). Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, руководитель низшего управленческого звена выступает в роли руководителя в своей группе и одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящему руководству и должен следовать роли подчиненного.
- Решения многих задач, функций и обязанностей одновременно.
- Непредсказуемые факторы внешней среды (нестабильность экономики, снижение доходов потребителей, изменение потребностей клиентов, конкуренция с другими торговыми предприятиями).
Исследования личностных особенностей менеджеров, провоцирующих развитие симптомов стресса и выгорания показали, что важным условием стрессустойчивости в профессиональной деятельности является общая мотивационная направленность личности, ее ориентация «на себя», либо на «дело» (социально-профессиональная). Доминирование личных мотивов снижает стрессоустойчивость, а преобладание профессиональных мотивов повышает ее.
Исследуя российских менеджеров, Н. Е. Водопьянова выявила, что на степень выраженности профессионального стресса и синдрома психического выгорания влияет выбор стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Высокие показатели эмоционального истощения и редуцирования личных достижений были отмечены у менеджеров, которые предпочитают «избегание» (уход) решения проблем. Наименее склонны к выгоранию менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» [7,С. 105 ].
Эмоциональное истощение отрицательно связано с самооценкой, эмоциональной устойчивостью и положительно - с деперсонализацией. То есть, истощение тем выше, чем ниже самооценка и больше негативного самоотношения. У менеджеров с высоким уровнем эмоционального истощения наблюдается редуцирование личных достижений: снижение уровня притязаний, отказ от ранее поставленных целей, перекладывание ответственности за решение проблем на других и т. п.
Менеджеры с активными и творческими стратегиями поведения, оптимистичной жизненной установкой в меньшей степени подвержены профессиональному стрессу. [16,С. 154].
В исследованиях российских менеджеров среднего звена выделяют три группы характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.
1. Личностные характеристики: общительность, социальная активность, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, высокая экспрессивность, практичность, средние значения конформизма и подозрительности, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, оптимизм, профессиональный опыт.
-
- Использование продуктивных стратегий преодоления стресса: просоциальные модели (расширение социальных контактов, поиск социальной и профессиональной поддержки), уверенные действия (ассертивность), активные проблемно-ориентированные и эмоционально- сфокусированные действия, ориентация на конструктивные способы регулирования конфликтов (компромисс, сотрудничество), широкий репертуар преодолевающих моделей поведения, гибкость их применения в соответствии с ситуацией.
- Менеджерские умения: творческий подход к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений, умение сплачивать коллектив, высокий уровень управленческих умений .
Возраст и стаж профессиональной деятельности имеют неоднозначные связи с выраженностью разных стресс-симптомов. При системном подходе к психологическому стрессу различия в симптомах стресса у представителей разных возрастных и профессиональных групп выявляются в особенностях их структуры. Например, структура профессионального стресса у топ- менеджеров отличается от структуры психологического стресса у линейных менеджеров (А. Б. Леонова и А. А. Качина). Различия в симптоматике стрессовых состояний в разных группах менеджеров проявляются на разных качественных уровнях. Эти различия можно объяснить особенностями содержания выполняемой управленческой деятельности и субъективным отношением к профессиональным трудностям.
Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин.
У женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами-менеджерами более сильно представлена негативная симптоматика переживаний не только стрессовых состояний, но и личностных деформаций. Эти различия между мужчинами и женщинами-менеджерами скорее не связаны с изменениями в структуре синдромов профессионального стресса, а отражают разницу в формах эмоционального реагирования на затруднительные ситуации между мужчинами и женщинами. Разные формы эмоционального реагирования мужчин и женщин во многом закрепленны в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения. Более выраженные признаки профессионального стресса отмечаются у женщин, занимающих высокие руководящие посты, по сравнению с женщинами-менеджерами линейного уровня (Водопьянова Н. Е.). С возрастом стресс-синдромы в профессиональной деятельности также видоизменяются, что можно объяснить личностными изменениями на разных этапах профессионального становления.
В управленческой деятельности гендерные исследования касаются анализа различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенностей межличностных отношений с учетом мужской и женской психологии, особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Исследования деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что в некоторых характеристиках есть определенные отличия. Вместе с тем, серьезных различий в умственных способностях, способностях к управлению, у представителей обоих полов выявлено не было. Женщины чаще «выплескивают» отрицательные эмоции во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя накопившиеся эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются. При этом, в некоторых ситуациях женщина-менеджер способна на жесткие управленческие технологии, но в «мягкой пластике». Женщины-менеджеры обладают большей открытостью и гибкостью по отношению к постоянно меняющейся внешней среде. Но из-за существующих стереотипов женщинам необходимо прилагать в несколько раз больше усилий для достижения успеха в профессиональной деятельности и достижения руководящих должностей, чем мужчинам. Эти факторы могут являться источниками стресса для женщин в профессиональной деятельности. Поэтому мы можем предположить, что у женщин симптомы стресса и эмоциональное выгорание развиваются быстрее, что в итоге отражается на эффективности работы.