Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретический анализ проблемы профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональный стресс является разновидностью психологического стресса, для развития которого характерны три стадии общего адаптационного синдрома, выделенные Гансом Селье.

Организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с потребностью преодолеть несовершенные условия труда в конкретной организации, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте .

Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс - это сложный феномен, который вызывается внутренними факторами организации (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними стресс-факторами . Стресс-факторы в итоге зависят от успешности взаимодействия организации с микро и макро-средой. В итоге, организационный стресс является проявлением напряжения механизмов адаптации в ответ на конкретную ситуацию в организации и деятельности.

При этом существует некоторый оптимальный уровень рабочей напряженности (стресса), который стимулирует работников к профессиональному развитию и личностному росту, способствует их лояльному отношению к организации.

Вероятность переживания работниками негативного стресса тем ниже, чем выше привлекательность работы в организации и больше удовлетворенность профессиональной самореализацией.

Основной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Несоответствие между личностью и организационной средой проявляется на нескольких уровнях: субъективном; поведенческом; когнитивном; физиологическом; организационном.

В специальных исследованиях выявлены основные организационные факторы, которые негативно влияют на процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников.

В их число входят:

  • Неудобное рабочее место;
  • Недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;
  • Не ясность в определение должностных обязанностей;
  • Неритмична я работа;
  • Неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня и другое);
  • Удаленность работы от места жительства;
  • Невысокая заработная плата;
  • Отсутствие возможности повышения квалификации;
  • Неясные перспективы продвижения по службе;
  • Недостаточная квалификация руководства;
  • Негативные особенности социальной среды;

-Неизвестность о планах развития компании;


  • Несправедливое материальное поощрение работников,
  • Отстраненность от активного участия в принятии решений.
  • Доминирование и дефицит фактора времени ;
  • Недостаточность или высокая интенсивность общения;
  • Монотония. [11,С. 170]

К стресс-факторам на работе также относят ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, сложные и экстремальные условия деятельности для некоторых профессий (летчик, космонавт, полярник, диспетчер АС и др.). Особой причиной организационных стрессов является фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Установлено, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома и «профессионального выгорания». [13,С. 23]

К негативным последствиям организационных и профессиональных стрессов относятся: болезни, изменения в организме на физиологическом уровне, текучесть кадров, ухудшение качества труда, изменение трудовой мотивации в сторону ухудшения, снижение привлекательности работы в организации. Также выделяют психологические последствия (нарушения волевого контроля, конфликты, состояния депрессии и переутомления, неудовлетворенности жизнью).

1.2 Особенности профессиональной деятельности менеджеров и проявлений стресса в зависимости от пола

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена большим количеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Для работы менеджеров торговых организаций характерно частое вмешательством непредсказуемых факторов внешней среды, многочисленные социальные контакты разного уровня, преобладание непосредственного общения с другими людьми. Большую роль в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе.

Менеджер — это профессиональный управляющий, руководитель предпринимательство стиля. Он способен к гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность. Менеджер несет ответственность за свой самостоятельный вклад в результаты предприятия или своего отдела, ответственность за работу других.

В самом общем плане менеджер - «это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, разрабатывает рабочие процедуры применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль». [18,С. 67]


Деятельность менеджера торговых организаций связана с такой сферой деятельности, как торговля и продажи. Менеджер торговых предприятий руководит деятельностью менеджеров по продажам и сам в свою очередь занимается продажами. Дословно «менеджер по продажам" означает "управляющий продажами". Самое главное в его работе - продажа товара, продвижение его на рынке, проведение маркетинговых исследований, поиск клиентов, юридическое и бухгалтерское сопровождение сделок. Менеджер принимает самостоятельные решения, строит отношения с клиентами, увеличивает продажи, взаимодействует с покупателями, разрабатывает планы продаж, формирует у клиентов потребности в товаре, обрабатывает текущие заказы.

Менеджер торговых предприятий выполняет больший объем работы. Его деятельность требует большего опыта и более глубоких знаний, чем деятельность других специалистов в сфере продаж. Поэтому большую значимость имеет не только умение продавать, но и личные качества менеджера по продажам.

Профессионально-важными качества менеджеров в сфере торговли являются: коммуникативная компетентность, способность выстраивать позитивные взаимоотношения с людьми, позитивное отношение к себе и покупателю, высокий уровень профессиональной мотивации. Среди личностных особенностей выделяют интеллект, умеренную обязательность и ответственность, теплота и открытость, желание нравится другим людям.

В деятельности менеджера, независимо от уровня управления и специфики профессиональной деятельности, выделяют специфические стрессоры.

Основные стрессоры управленческой деятельности.

1 .Высокий уровень информационной нагрузки. Высокая когнитивная нагрузка, вызванная большим объемом информации, выступает сильным негативным фактором, приводящим к высокому уровню напряженности, к стрессу.

2.Информационная неопределенность.

Руководитель вынужден искать недостающую информацию, либо принимать решения в условиях неопределенности и риска.

З.Ответственность (за себя и за других, за результаты деятельности подразделения организации).

  1. Дефицит времени.

Наличие временных ограничений и сроков, в которые нужно решить профессиональные задачи.

  1. Интенсивные коммуникации и напряженные межличностные отношения.
  2. Внутриличностные (ролевые) конфликты. [22,С. 230]

Особенно сильно этот фактор проявляется в деятельности женщин- менеджеров. Заключается в необходимости выполнения двух и более функциональных ролей одновременно (например, роль управляющей и семейная роль жены, матери). Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, руководитель низшего управленческого звена выступает в роли руководителя в своей группе и одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящему руководству и должен следовать роли подчиненного.


  1. Решения многих задач, функций и обязанностей одновременно.
  2. Непредсказуемые факторы внешней среды (нестабильность экономики, снижение доходов потребителей, изменение потребностей клиентов, конкуренция с другими торговыми предприятиями).

Исследования личностных особенностей менеджеров, провоцирующих развитие симптомов стресса и выгорания показали, что важным условием стрессустойчивости в профессиональной деятельности является общая мотивационная направленность личности, ее ориентация «на себя», либо на «дело» (социально-профессиональная). Доминирование личных мотивов снижает стрессоустойчивость, а преобладание профессиональных мотивов повышает ее.

Исследуя российских менеджеров, Н. Е. Водопьянова выявила, что на степень выраженности профессионального стресса и синдрома психического выгорания влияет выбор стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Высокие показатели эмоционального истощения и редуцирования личных достижений были отмечены у менеджеров, которые предпочитают «избегание» (уход) решения проблем. Наименее склонны к выгоранию менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» [7,С. 105 ].

Эмоциональное истощение отрицательно связано с самооценкой, эмоциональной устойчивостью и положительно - с деперсонализацией. То есть, истощение тем выше, чем ниже самооценка и больше негативного самоотношения. У менеджеров с высоким уровнем эмоционального истощения наблюдается редуцирование личных достижений: снижение уровня притязаний, отказ от ранее поставленных целей, перекладывание ответственности за решение проблем на других и т. п.

Менеджеры с активными и творческими стратегиями поведения, оптимистичной жизненной установкой в меньшей степени подвержены профессиональному стрессу. [16,С. 154].

В исследованиях российских менеджеров среднего звена выделяют три группы характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.

1. Личностные характеристики: общительность, социальная активность, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, высокая экспрессивность, практичность, средние значения конформизма и подозрительности, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, оптимизм, профессиональный опыт.

    1. Использование продуктивных стратегий преодоления стресса: просоциальные модели (расширение социальных контактов, поиск социальной и профессиональной поддержки), уверенные действия (ассертивность), активные проблемно-ориентированные и эмоционально- сфокусированные действия, ориентация на конструктивные способы регулирования конфликтов (компромисс, сотрудничество), широкий репертуар преодолевающих моделей поведения, гибкость их применения в соответствии с ситуацией.
    2. Менеджерские умения: творческий подход к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений, умение сплачивать коллектив, высокий уровень управленческих умений .

Возраст и стаж профессиональной деятельности имеют неоднозначные связи с выраженностью разных стресс-симптомов. При системном подходе к психологическому стрессу различия в симптомах стресса у представителей разных возрастных и профессиональных групп выявляются в особенностях их структуры. Например, структура профессионального стресса у топ- менеджеров отличается от структуры психологического стресса у линейных менеджеров (А. Б. Леонова и А. А. Качина). Различия в симптоматике стрессовых состояний в разных группах менеджеров проявляются на разных качественных уровнях. Эти различия можно объяснить особенностями содержания выполняемой управленческой деятельности и субъективным отношением к профессиональным трудностям.

Гендерные исследования менеджеров показывают, что особенности синдромов профессионального стресса в более выраженной форме проявляются у менеджеров-женщин.

У женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами-менеджерами более сильно представлена негативная симптоматика переживаний не только стрессовых состояний, но и личностных деформаций. Эти различия между мужчинами и женщинами-менеджерами скорее не связаны с изменениями в структуре синдромов профессионального стресса, а отражают разницу в формах эмоционального реагирования на затруднительные ситуации между мужчинами и женщинами. Разные формы эмоционального реагирования мужчин и женщин во многом закрепленны в культуре поло-ролевыми стереотипами поведения. Более выраженные признаки профессионального стресса отмечаются у женщин, занимающих высокие руководящие посты, по сравнению с женщинами-менеджерами линейного уровня (Водопьянова Н. Е.). С возрастом стресс-синдромы в профессиональной деятельности также видоизменяются, что можно объяснить личностными изменениями на разных этапах профессионального становления.

В управленческой деятельности гендерные исследования касаются анализа различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенностей межличностных отношений с учетом мужской и женской психологии, особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Исследования деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что в некоторых характеристиках есть определенные отличия. Вместе с тем, серьезных различий в умственных способностях, способностях к управлению, у представителей обоих полов выявлено не было. Женщины чаще «выплескивают» отрицательные эмоции во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя накопившиеся эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются. При этом, в некоторых ситуациях женщина-менеджер способна на жесткие управленческие технологии, но в «мягкой пластике». Женщины-менеджеры обладают большей открытостью и гибкостью по отношению к постоянно меняющейся внешней среде. Но из-за существующих стереотипов женщинам необходимо прилагать в несколько раз больше усилий для достижения успеха в профессиональной деятельности и достижения руководящих должностей, чем мужчинам. Эти факторы могут являться источниками стресса для женщин в профессиональной деятельности. Поэтому мы можем предположить, что у женщин симптомы стресса и эмоциональное выгорание развиваются быстрее, что в итоге отражается на эффективности работы.