Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах-ордерах служит одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета не нужна. Не составляют и мемориальные ордера, так как все показатели записывают в разрезе корреспондирующих счетов.

Для проверки правильности записей в журналах-ордерах складывается общий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналам, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим. Оборотные ведомости составляют лишь по тем счетам, где аналитический учет ведется самостоятельно.

Итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу в конце месяца.

Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца (года), обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец месяца (года) по каждому синтетическому счету.

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответствующего журнала, обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. После обработки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца, которое записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляют по данным журналов-ордеров, Главной книги и вспомогательных к ним ведомостей.

При использовании журнально-ордерной формы учета отпадает необходимость в составлении шахматной контрольной ведомости и шахматного баланса, а также баланса оборотов по счетам. Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, отмены ряда записей, систематической и хронологической записей. Данная форма учета повышает контрольное значение учета и облегчает составление отчетов. К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на заполнение данных вручную и затрудняющих механизацию учета.


В условиях применения различных видов электронно-вычислительной техники, ориентации организаций на совершенствование управления и развитие рыночных отношений все шире начинает внедряться автоматизированная форма бухгалтерского учета, в основе которой лежит принцип двойной записи при отражении хозяйственных операций. Одновременная запись производимой хозяйственной операции по дебету и кредиту корреспондирующих счетов способствует систематизации хозяйственных операций и обеспечивает действенный контроль за правильностью отражения их на счетах бухгалтерского учета.

Обычные хозяйственные операции предварительно кодируются. По тем хозяйственным операциям, которые носят несистематический характер, используется следующий принцип - принцип предварительного накопления информации.

Автоматизированные системы управления дают возможность получать информацию не только по объекту в целом, но и по отдельным его частям: по конкретному поставщику материалов, конкретному покупателю продукции и т. п. При этом обеспечивается автоматический ввод различных данных хозяйственных операций в ЭВМ с документов через систему периферийного оборудования. Исходная информация обрабатывается в ЭВМ с помощью различных программ, с учетом решения конкретных задач в зависимости от требований пользователей информацией.

При автоматизированной форме учета обеспечивается органическая взаимосвязь бухгалтерского, оперативного и статистического учета.

Совершенствованию организации бухгалтерского учета в значительной степени способствуют автоматизированные рабочие места бухгалтеров, создаваемые в организациях. [5]

Основные требования к ведению бухгалтерского учета и его задачи и функции.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе.

Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта. Эта система осуществляется путем использования стоимостных и количественных показателей на базе непрерывной, сплошной и документально фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяйственных операций.


Хозяйственная операция с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой четко выделенный во времени и в пространстве момент документального подтверждения совершенного факта хозяйственной жизни или экономического события.

Цель бухгалтерского учета — определения поведения предприятия на рынке и выявления положения предприятий – конкурентов, формирование своевременной, качественной информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, для подготовки, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях и т.п.

Задачи бухгалтерского учета:

  • формирование полной и достоверной информации о финансовых и хозяйственных процессах, результатах деятельности организации;
  • контроль за наличием и движением имущества, использованием материально - сырьевых, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов в соответствии с действующими законами Российской Федерации, нормами и нормативами, утвержденными организациями;
  • контроль за использованием и формированием источников для создания имущества организации;
  • выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, поставщиками, покупателями и другими заинтересованными сторонами;
  • формирование фактической себестоимости продукции (услуг, работ);
  • определение финансовых результатов деятельности организации.

Функции бухгалтерского учета

Важные функции бухгалтерского учета: аналитическая, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, контрольная. Рассмотрим содержание этих функций.

В условиях наличия различных форм собственности, развития рыночных отношений увеличивается контрольная функция бухгалтерского учета.

В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и платежеспособность предприятий-конкурентов, финансовое положение.

Применяются три вида контроля: предварительный - до совершения хозяйственной операции, текущий - во время осуществления операции; последующий - после ее совершения.

Контроль осуществляется по таким направлениям как:

  • выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции;
  • обеспечение сохранности собственности организации;
  • рациональное и эффективное использование материально - трудовых и финансовых ресурсов , сырьевых, топливно-энергетических;
  • использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;
  • формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции (оказанных услуг, выполненных работ);
  • формирование полной себестоимости реализованной продукции;
  • выполнение различных смет расходов;
  • анализ деятельности различных подразделений организации: производств, цехов, филиалов, участков и т.д.;
  • проведение операций, связанных с ценными бумагами (векселями, облигациями и т.п.);
  • формирование финансовых результатов деятельности организации;
  • снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции (услуг, работ);
  • создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);
  • определение финансового состояния организации, а также конкурентов;
  • формирование прибыли подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении организации, ее использование;
  • составление финансовой и другой отчетности.

Учетная информация позволяет выполнять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения.

Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, расходомеров, мерной тары и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение этой функции возрастает.

Инвентаризация имущества организации позволяет своевременно выявить изменения, происшедшие в составе собственности. В процессе инвентаризации проверяется, вносятся ли необходимые уточнения и исправления, все ли хозяйственные операции были отражены в системном бухгалтерском учете и оформлены документами, показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности, сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета.

Информационная функция в системе управления является самой главной функцией бухгалтерского учета. Учет поставляет информацию различным объектам управления - менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают управленческие решения, службам организации.

Бухгалтерский учет накапливает и фиксирует обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества , а так же источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для выработки тактики и стратегии деятельности организации, планирования и прогнозирования.

Бухгалтерский учет выполняет функцию обратной связи, без которой невозможна деятельность системы управления.

Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, обязательствах организации, имущества, источниках его образования, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, налоговой инспекцией, об отношениях с собственниками.


С помощью обратной связи непосредственно осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.

В современных условиях важна аналитическая функция учета, так как юридически обоснованная и достоверная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной.

Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, реализацию продукции и затрат на производство, правильности применяемых цен. [2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе раскрыта роль бухгалтерского учёта в экономике. Роль бухгалтерского учёта в России меняется с развитием рыночных отношений. Бухгалтерский учёт из средства обработки и группировки экономической информации, имеющиеся в первичных документах, стал участником и исполнителем управленческой политики организации. Бухгалтерский учёт даёт знания устройства рыночной экономики и достоверные данные о фактах и процессах, происходящих в данных условиях, для разработки главных управленческих решений, создающих максимальный эффект.

Бухгалтерский учёт обязан вестись во всех экономических субъектах в соответствии с постановлениями Правительства и Минфина Российской Федерации. Положения, содержащиеся в этих нормативных документах, нацелена на рыночные отношения, новые условия хозяйствования и налогообложения.

Действующая в России система бухгалтерского учёта настроена на предоставление самостоятельности организациям в определении форм и методов бухгалтерского учёта, а также внутри производства.

Законодательно ни одна организация не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта, так как только данные учёта обеспечивают полную и достоверную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; о действенности инвестиционной и кредитной политики, синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью, трудовых и денежных ресурсов, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать высокоперспективные направления развития организации.