Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уголовно-правовая охрана конституционного права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивается статьей 138 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», а права на неприкосновенность жилища - статья 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности жилища» [45, с. 45]. Нарушение указанных конституционных прав человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности возможно, когда перечисленные действия осуществляются без судебного решения или если судебное решение принято при отсутствии предусмотренных законом оснований (часть 2 статьи 8 Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»). Также нарушение указанных конституционных прав человека и гражданина возможно при нарушении предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» условий осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий [42, с 45].

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений при проведении оперативно-розыскной деятельности может произойти во время следующих оперативно-розыскных мероприятий:

  1. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (пункт 9 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);
  2. прослушивание телефонных переговоров (пункт 10 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);
  3. снятие информации с технических каналов связи (пункт 11 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [47, с. 76].

Нарушение неприкосновенности жилища случается при обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрены основания и условия проведения этих оперативно-розыскных мероприятий [33, с. 385]. В частности, оперативно-розыскные мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища могут проводиться только на основании судебного решения и в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (часть 4 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). При решении судьей вопроса о возможности проведения таких оперативно-розыскных мероприятий судья вправе потребовать у инициатора оперативно-розыскного мероприятия для изучения материалы, касающиеся оснований проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 9]).


Срок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища не может превышать 6 месяцев со дня вынесения судьей соответствующего постановления, если иное не указано в самом постановлении судьи. При этом предусмотрена возможность продления срока действия постановления путем вынесения судебного решения на основании вновь представленных материалов (часть 6 статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В исключительных случаях, перечисленных в части 3 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», возможно проведение рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов, одновременно орган, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия, обязан в течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо его прекращении [50, с. 154]. Без предварительного получения судебного решения прослушивание телефонных переговоров, ведущихся с телефонов отдельных лиц, чья жизнь, здоровье или собственность находится под угрозой, возможно по их заявлению или с их согласия в письменной форме на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи в течении 48 часов (часть 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Однако в части 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не указано, требуется ли получение судебного решения для дальнейшего (свыше 48 часов) осуществления прослушивания телефонных переговоров. Эту норму Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следует рассматривать как форму судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Если судья сочтет, что оперативно-розыскное мероприятие осуществляется правомерно, то нет необходимости в принятии отдельного решения. Если же судья решит, что оперативно-розыскное мероприятие осуществляется без достаточных оснований или с нарушением установленного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» порядка, то оперативно-розыскные мероприятия должны быть прекращены [52, с. 194].


При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, применяются специальные технические средства. Исключается возможность проведения ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации физическими и юридическими лицами, не уполномоченными на то по Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (часть 6 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [53, с. 107].

Таким образом, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, и названы общие основания и условия проведения этих оперативно-розыскных мероприятий. При этом в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не раскрывается сущность и порядок проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий: эти вопросы отнесены к ведомственному нормотворчеству. Это обусловливает некоторые проблемы, возникающие в процессе применения указанных выше оперативно-розыскных мероприятий.

На практике имеют место случаи осуществления без судебного решения записи телефонных переговоров, производимых с согласия одного из участников и без подключения к аппаратуре операторов связи. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятий возможно в случаях и в порядке, предусмотренных части 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а именно при наличии угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме.

Анализ решений Конституционного суда Российской Федерации (определения от 5 июня 1997 года №72-О [7, с. 1], от 19 марта 2009 года № 326-О-О [8, с. 1] и другие) позволяет сделать вывод о возможности и допустимости записи телефонных переговоров при отсутствии угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц лишь по инициативе одного из участников таких переговоров и без участия органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности. Производство же такой записи субъектами оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, оформляемое зачастую как негласное наблюдение, сопровождаемое применением средств аудиозаписи, нельзя признать правомерным, поскольку здесь имеет место подмена понятий, при которой фактическое прослушивание телефонных переговоров называется другим оперативно-розыскным мероприятием [51, с. 193].


Анализ норм действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовного Кодекса Российской Федерации, Уголовного Процессуального Кодекса Российской Федерации [3, с. 1], решений Конституционного Суда Российской Федерации и научных публикаций дает основания перечислить возможные случаи нарушения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, указанных в пунктах 8, 9, 10, 11 часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 1]:

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий без разрешения суда; проведение оперативно-розыскных мероприятий до момента получения разрешения суда при отсутствии обстоятельств, указанных в части 3 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 8];
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании судебного решения, но с превышением сроков, установленных в судебном решении (в том числе до момента получения нового судебного решения при необходимости продления осуществления соответствующего оперативно-розыскных мероприятий);
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении нескольких лиц или объектов на основании одного судебного решения;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании судебного решения лицами, не уполномоченными на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании судебного решения, полученного путем предоставления судье заведомо ложных материалов, обосновывающих необходимость проведения оперативно-розыскного мероприятия;
  • прослушивание телефонных переговоров с согласия или по заявлению одного из абонентов, при отсутствии обстоятельств или с нарушением порядка, указанных в части 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 8].

Субъектами, подлежащими уголовной ответственности за совершение таких деяний, могут быть как сотрудники оперативных подразделений, так и сотрудники соответствующих учреждений связи. Перечисленные выше деяния, совершенные с использованием своего служебного положения, образуют квалифицированные составы соответствующих преступлений (часть 2 статьи 137, часть 2 статьи 138, часть 3 статьи 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации) [40, с. 60].


Рассматриваемые составы преступлений являются формальными, т.е. преступление считается оконченным с момента совершения действий, образующих его объективную сторону, наступившие последствия значения для квалификации не имеют, однако учитываются при назначении наказания [15, с. 89]. Кроме наступивших последствий, при назначении наказания за совершение рассматриваемых преступлений необходимо учитывать мотивы и цели их совершения, продолжительность нарушения конституционных прав человека и гражданина, личность виновного и другие обстоятельства. Особенностью анализируемых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации являются санкции, которые предусматривают возможность назначения альтернативных видов относительно определенных наказаний с учетом обстоятельств совершенного преступления и которые не влияют на квалификацию.

Кроме того, результаты оперативно-розыскной деятельности, в соответствие со статьей 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» [4, с. 5], составляют государственную тайну. Разглашение сотрудником оперативного подразделения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, если такие сведения были получены в результате оперативно-розыскной деятельности, а также разглашение сведений, полученных при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или право на неприкосновенность жилища, образует состав преступления, предусмотренного статьей 283 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Разглашение государственной тайны». Статья 283 Уголовного Кодекса Российской Федерации является дополнительной уголовно-правовой гарантией неприкосновенности частной жизни человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В случаях, предусмотренных частью 4 статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», лицо вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Уголовный закон (статья 140 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Отказ в предоставлении гражданину информации» [2, с. 140]) обеспечивает охрану конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации) [28, с. 121].