Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Законодательная охрана прав граждан в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности
2. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соотношении с правами граждан
2.1. Гарантии конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Достижение целей уголовно-правовой политики государства является одним из направлений соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, их собственности от преступных посягательств и во многом зависит от того, какие средства для решения поставленных задач находятся в распоряжении реализующих ее субъектов. Выполнение обязательств государства по защите прав и свобод граждан требует постоянного совершенствования действующего законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка, безопасности личности и общества в целом.
Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является оперативно-розыскная деятельность, которая представляет собой особый вид правоохранительной функции государства. В ее арсенале находятся специальные способы, методы и средства, с помощью которых в итоге достигаются задачи по противодействию преступности и защите конституционных прав человека и гражданина.
Вместе с тем сущность оперативно-розыскной деятельности такова, что она неизбежно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в процесс ее осуществления. Ограничение отдельных прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной деятельности обусловлено необходимостью решения задач борьбы с преступностью, защитой интересов каждого гражданина в отдельности и общества в целом. Законодательное закрепление возможности ограничения прав граждан основано на нравственных и морально этических принципах (основах) развития общественных отношений и является исключением из общих правил, когда иными средствами достижение задач предупреждения и раскрытия преступлений не представляется возможным. Поэтому использование в деятельности правоохранительных органов таких возможностей должно осуществляться лишь в силу обоснованной необходимости, в строгом соответствии и неукоснительном соблюдении законности.
В силу данных обстоятельств особое значение приобретает эффективность государственного контроля и прокурорского надзора, которые являются обязательным условием и гарантией соблюдения законности и обеспечения прав и законных интересов всех субъектов оперативно-розыскных правоотношений.
Поэтому проблемы обеспечения конституционных прав граждан и необходимость дальнейшего совершенствования механизма соблюдения законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности обусловили выбор автором темы диссертационного исследования.
Оперативно-розыскная деятельность как институт уголовно-процессуального права существует в нашей стране достаточно давно. В связи с этим, за это время, достаточно много ученых изучают именно оперативно-правовую деятельность в системе взаимоотношения с правами и интересами граждан Российской Федерации. Теоретической и информационной базой указанной работы являются научные труды таких ученых, как Городилов А.А., Гринева Д.А, Зуев В. И., Л. А. Окунькова, Лапин Е. С., Михайлова Ю. Н., Легостаев В. П., Ю. А. Агафонова, Ю. Ф. Кваши, Луковников Г. Д., Савинский А. В., К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, Чечетин А. Е., Шумилов А. Ю., Атмажитов В. М., Бобров В. Г., Баландюк В.Н., Чепко Е.А., Иванов С. И., Тарло Е.Г., Шатохин И.Д. и многих других.
Эмпирические основы исследования. Эмпирической базой данной работы стал анализ судебной практики федеральных судов субъектов Российской Федерации, рассматривающих гражданские дела, касающиеся создания и прекращения деятельности юридических лиц.
Объект данной работы представляет собой правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности и прав граждан.
Предмет работы – нормы права, регулирующие оперативно-розыскную деятельность и права граждан.
Цель работы – изучить оперативно-розыскную деятельность и права граждан.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Изучить литературную и правовую базы, которые существует по данной теме.
- Рассмотреть уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
- Проанализировать основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий – гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности.
- Изучить законодательные условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
- Сделать выводы по результатам проделанной работы и закрепить их в заключении.
При написании работы были использованы такие методы, как описательный, сравнительно-исторический, метод анализа. Также, в данной работе используется метод аналогии, который предполагает изучение нескольких объектов изучения, схожих по признакам.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость данного исследования заключается в том, насколько возможно использование тех выводов и положений, которые содержатся в данной курсовой работе на практике. Так, полученные результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности законодательных органов при совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части последовательно изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы работы. В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.
1. Уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
1.1. Законодательная охрана прав граждан в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности
Конституцией Российская Федерация (часть 3 статьи 55) [1, с.55] предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 1] при осуществлении оперативно-розыскной деятельности допускается временное ограничение некоторых конституционных прав граждан, в частности права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23 Конституции Российской Федерации), права на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации).
Допуская временные ограничения конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, законодательство разработало комплекс правовых гарантий, обеспечивающих правомерность ограничения прав граждан в оперативно-розыскной деятельности; большая часть таких гарантий предусмотрена в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [30, с 412]. Кроме того, отдельную группу гарантий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства о правомерности ограничения конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, составляют уголовно-правовые гарантии.
Сегодня в теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) активно рассматривается вопрос о существовании особой группы оперативно-розыскных правоотношений, позволяющих говорить о формировании и даже возникновении новой отрасли российского права - отрасли оперативно-розыскного права. Тем не менее, вопрос о правоотношениях, возникающих в сфере применения норм Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности», изучен недостаточно подробно. Результаты отдельных исследований в этом направлении не позволяют выделить ряд характерных особенностей этих правовых отношений, а также их разновидности. В этой связи целесообразно продолжить научный диалог по данной проблематике.
Одной из задач Уголовного Кодекса Российской Федерации [2, с. 2] является охрана прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации). В главе 19 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержатся нормы, обеспечивающие уголовно-правовую охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина. В частности, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан обеспечивается статьей 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни», статьей 138 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» [2, с. 138], статьей 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности жилища» [2, с. 139].
1.2. Ограничение конкретных конституционных прав в связи с осуществление оперативно-розыскной деятельности
Несмотря на наличие соответствующих норм уголовного законодательства как в теории, так и в практической деятельности существуют некоторые проблемы понимания и реализации указанных уголовно-правовых норм.
Проблемой применения статьи 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни» [2, с. 137] является отсутствие единого понимания содержания и объема понятия частной жизни лица.
При этом уголовный закон как объект уголовно-правовой охраны относит к частной жизни личную и семейную тайны, как юридическая категория он провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну и включает в себя ряд правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также предоставляет юридические гарантии невмешательства в реализацию этого права [21, с. 25]. Частная жизнь - это сфера деятельности личности, состоящая из отношений и поступков, которые удовлетворяют личные потребности индивида, свойственных его образу жизни. Она включает сведения, касающиеся семейной, интимной жизни личности, ее материального положения, состояния здоровья, характера, эти сведения а также любую информацию, защищаемую от незаконного доступа и тем более разглашения не представляющие значимости для общества, но важные для самого индивида, т.к. позволяют ему самоидентифицироваться [49, с. 3]. Личная тайна - это тайна, которая имеет отношение к конкретному человеку. Сведения личного характера могут сохраняться как от посторонних, так и от близких лиц. К ним можно отнести отдельные факты биографии человека, сведения о его здоровье, имущественном положении, связях, привычках, взглядах, встречах, сведения об интимной жизни, склонностях и т.п [35, с. 112]. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в статье 6 Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в большинстве случаев без согласия лица собираются те или иные сведения о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну. Незаконность описанных действий может иметь место в случае, если оперативно-розыскное мероприятие осуществляются при отсутствии оснований для их проведения, перечисленных в статье 7 Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [24, с. 58]. Если сбор сведений о частной жизни лица не имеет законных оснований и происходит с помощью конфидента, ответственность (по части 2 статьи 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации) возлагается на сотрудника оперативного подразделения, давшего конфиденту такое задание. Распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, сотрудником оперативного подразделения или конфидентом также является незаконным. При этом сотрудник оперативного подразделения, обладающий такими сведениями в силу своего служебного положения, привлекается к ответственности по части 2 статьи 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а конфидент, получивший эти сведения по заданию сотрудника оперативного подразделения, на наш взгляд, - по части 1 статьи 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В целях усиления гарантий соблюдения конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни сотрудник оперативного подразделения перед выполнением конфидентом задания по получению соответствующих сведений обязан разъяснять последнему недопустимость распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, а также разъяснить положения статье 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации [9, с. 269].