Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Уголовно-правовая охрана конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Законодательная охрана прав граждан в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности
2. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соотношении с правами граждан
2.1. Гарантии конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности
В свою очередь, прослеживаются и различия в правовой регламентации режима добывания информации сыскными ведомствами в РФ и за рубежом. Правовые акты ФРГ, США, Великобритании и ряда других стран, посвященные ОРД, более открыты по своему содержанию. В них достаточно полно, без двусмысленности и полутонов, регламентируются наиболее «привлекательные» с точки зрения общественности процедуры разведывательно-поисковой работы и, в частности, мероприятия, относимые в их классификации к секретным операциям. Например, в соответствии с «Указаниями генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР» 1987 г. (Attorney Generals Guidelines on FBI Undercover Operations) «секретный агент» - это штатный сотрудник ...работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследовании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных. «Тайная операция» - операция негласного расследования, в которой используется «секретный агент». Инструкция регламентирует проведение секретных операций, прямо указывая, что офицер особого назначения вправе опираться на содействие конфидентов - частных лиц. Это вполне закономерно, так как содействие конфидента позволяет ему не только успешно проникнуть в социально аномальную среду, но и ориентироваться в ней, добывая соответствующую информацию [26, с. 48].
Аналогичные методы правовой регламентации проникновения в криминальную среду имеются во Франции, где французская полиция, в частности «бригады сыска и захвата» - БРИ, сотрудники которых осуществляют наблюдение за преступной средой изнутри. В Швейцарии в последние годы в криминальную среду, наряду с обычной агентурой, внедряют штатных сотрудников полиции, именуемых «taupe» - «крот». Венгерская полиция располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников, специально подготовленных для работы в преступном мире [32, ч. 40].
Таким образом, уголовно-правовой охране при осуществлении оперативно-розыскной деятельности подлежат следующие конституционные права человека и гражданина:
- право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны - статья 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23 Конституции Российской Федерации) - статья 138 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
- право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации) - статья 139 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
- право гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации) - статья 140 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
2. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соотношении с правами граждан
2.1. Гарантии конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности
В обеспечении законности осуществления оперативно-розыскных мероприятий ключевую роль играют основания и условия их проведения. Прежде всего, установленные в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий служат важнейшим гарантом обеспечения конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности, поскольку только при наличии оснований и соблюдении условий возможно сделать вывод о легитимности проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Установленный порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (в том числе в части оснований и условий, при которых возможно оперативно-розыскных мероприятий) представляет собой не только юридические возможности ограничивать конституционное право, но и средства охраны такого права, иными словами — границы усмотрения со стороны государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [48, с. 8].
Социальная ценность правил об основаниях и условиях оперативно-розыскных мероприятий заключается в том, что они позволяют проверить законность принятия решения о конкретном оперативно-розыскном мероприятии [44, с. 65]. Кроме того, правила о порядке в определенной мере призваны гарантировать минимально необходимое вторжение в сферу частной жизни лица.
В данной главе речь пойдет о сущности оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В связи с этим нельзя не отметить точное суждение В. П. Легостаева, что положения статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» раскрывают обстоятельства, при наличии которых допускается оперативно-розыскная деятельность с использованием способов, перечисленных в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 7]. Такое суждение в общем смысле достаточно четко раскрывает суть положений статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 7].
Вместе с тем существует немало научных трудов, в которых присутствуют рассуждения об основаниях проведения оперативно-правовых мероприятий, о понимании их сущности, что свидетельствует об интересе к данной теме со стороны научного сообщества, поскольку мнения ученых о том, что следует понимать под основаниями проведения
Оперативно-розыскные мероприятия, зачастую различны, а термин «основания проведения оперативно-розыскного проведения» является одним из ключевых понятий в оперативно-розыскной деятельности [46, с. 154].
Так, А. В. Савинский считает, что под основаниями для проведения оперативно-розыскного мероприятия понимаются юридические обстоятельства, с наличием которых законодатель связывает возможность их осуществления. Эти обстоятельства выступают в двух качествах:
— во-первых, как имеющиеся у оперативного органа фактические данные о противоправной деятельности или об угрозе безопасности России, обосновывающие необходимость проведения оперативно-розыскного мероприятия;
— во-вторых, как документальные источники такого рода фактических данных, выполняющих, по существу, роль поводов проведения оперативно-розыскных мероприятий [31, с. 54].
Однако предложенное А. В. Савинским определение является несколько расплывчатым, поскольку юридические обстоятельства — это некоторые факты объективной реальности, имеющие юридическое значение, а также действия субъектов права. Поэтому вряд ли возможно использовать термин «юридические обстоятельства» для определения оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.к. указанный термин лишен конкретики. Автор необоснованно разделяет такие обстоятельства на имеющиеся у оперативного органа фактические данные о противоправной деятельности или об угрозе безопасности Российской Федерации, обосновывающие необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, и документальные источники такого рода фактических данных, выполняющих, по существу, роль поводов проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Такое деление не представляется возможным и связано это с тем, что:
1. Фактические данные не могут существовать без источника, поэтому они должны рассматриваться в единстве.
2. Фактические данные не являются основанием, основание — это то, о чем они свидетельствуют, т.е. события прошлого и настоящего [54, с.24].
Предлагая такое определение, упущена еще одна существенная деталь, которая относится к специфике проведения оперативно-розыскных мероприятий и вытекает из пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5, с. 7]. Согласно этой норме, основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния. Таким образом, закон допускает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий при наличии информации об обстоятельствах, позволяющих предположить наличие признаков противоправного деяния. В связи с этим трудно согласиться с мнением, что проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно только при наличии у оперативного органа достаточных и проверенных фактических данных о состоявшейся противоправной деятельности.
К. К. Горяинов, В. С. Овчинский и Г. К. Синилов считают, что понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий либо тех и других в совокупности [34, с. 157].
А. Ю. Шумилов предложил выделять фактические и формальные основания (поводы) для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Он считает, что у каждого оперативно-розыскного мероприятия должны быть свои объективные непосредственные причины в виде конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающие к действию и требующие оперативно-розыскного воздействия. Кроме фактических оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, требуются и юридические или формальные основания в виде юридических документов, содержащих такие сведения [38, с. 27].
Е. С. Лапин отмечает, что в Федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности одним и тем же термином названы «основания для осуществления оперативно-розыскных мероприятий» и соответствующие формально определенные «поводы к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий». Под основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий понимают сведения о фактах (информация), достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может иметь характер версии, основанной на фактических данных [23, с. 17]. К сожалению, в этой работе автор не отвечает на вопрос, что является поводом к проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Несмотря на различия предлагаемых определений, приведенная выше группа авторов склонна разделять основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий на «фактические» и «формальные» (юридические) основания, выступающие в роли поводов проведения оперативно-розыскных мероприятий. С таким делением оснований соглашаются и другие ученые [39, с. 8]. Действительно, такой подход к определению оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наиболее приемлемым и обоснованным, т.к. он в достаточной степени отражает сущность оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Вместе с тем существует несколько иной подход к определению фактических и юридических оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий [20, с. 3].
Так, Г. Д. Луковников считает, что основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий образуют в комплексе определенную систему фактических оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимаются имеющиеся в наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведения (фактические данные, содержащиеся в поручениях, запросах и других источниках-поводах), которые свидетельствуют о необходимости и возможности проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий в интересах решения целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Под юридическими (правовыми) основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий ученый понимает предусмотренную Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности совокупность оперативно-розыскных мероприятий, а также регламентированные другими законами и нормативными правовыми актами условия и порядок их проведения, дающие субъекту оперативно-розыскной деятельности право и возможность получить, проверить и закрепить (документировать) имеющую значение для первичного материала или дела оперативного учета юридически значимую информацию [25, с. 96].
С таким подходом Г. Д. Луковников не разделяет право субъекта оперативно-розыскной деятельности проводить оперативно-розыскные мероприятия с основаниями для их проведения, фактически смешивая указанные понятия воедино, считая, что они в совокупности образуют «основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий». Вместе с тем наличие в законе указания на право проводить определенные оперативно-розыскные мероприятия (или их комплекс) само по себе не исключает возможности их проведения без соответствующих оснований, т.е. произвольно, без цели отыскать следы преступления, без наличия данных, определенных законом. Ученый отождествляет юридические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий с их правовой природой, с чем также вряд ли можно согласиться [43, с. 58].
Юридические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступают в роли «отправной точки», которая дает возможность правоприменителю приступить к проведению оперативно-розыскных мероприятий. Юридические основания в таком случае выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных мероприятий.