Файл: Теории происхождения государства (Множественность теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Согласно Джону Локку люди заключили договор об учреждении государство, для того чтобы появился институт, который гарантировал бы людям ряд естественных прав на собственность: на жизнь свободу и имущество. Отношения между государством и народом постепенно совершенствуются. Но при этом у народа есть право на свержение власти, если она проводит политику не направленную к общему благу, а в узких корыстных интересах. Так как люди находились в экономическом неравенстве и политическом неравенстве, то заключенный договор между народом и правителями приводил к деспотии и установлению рабства.
Жан Жак Руссо считал, что необходимо заключать такой вид договора «исправленный», при котором в полной мере обеспечивается гарантирование свободы имущества граждан, а также существуют гарантии от деспотии и тирании правителя. При этом единственным суверенитетом обладает именно народ, который и передает свою власть правителям. Также на основании идей Руссо А.Н. Радищев отстаивал идеи народного суверенитета, естественных прав человека, республиканскую форму правления, демократическое устройство общества и договорную теорию происхождения государства. [10]
В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749–1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.
Теория насилия XIX век
Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 — 1938) и другие.
Согласно этой теории государство – это продукт насилия завоевания одних племен над другими и установление власти, господства над завоеванными. Всегда сильные и организованные племена завоевывают более слабые и беззащитные. Считается, что государство приходит, возникает как бы извне, его навязывает победившая сторона. Евгений Дюринг считал, что внутреннее насилие – это насилие одной части первобытного общества над другой частью порождает власть и новую организацию общества – государство. [7]
Также в результате такого внутреннего насилия возникает собственность и классы. Людвиг Гумплович считал, стремление людей (первобытной общины) к расширению своего влияния на другие общины приводит к ведению войны, и впоследствии к появлению государства, как формы власти одних общин, племен над другими. При этом руководители государства, являются потомками в прошлом завоевателей.
Карл Каутский был уверен в том, что из тех племен, которые завоевали другие племена, возникает господствующий класс, а из завоеванных племен возникает – класс подвластных, эксплуатируемых. Государство выступает как аппарат насилия, принуждения господствующего класса, над эксплуатируемым. [4]
Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют древние и современные государства. Если раннее государство Л. Гумплович считал инструментом насилия, господства одних над другими, то более поздние и современные ему капиталистические государства он, во многом противореча самому себе, не считал таковыми.
Психологическая теория происхождения государства, середина XIX века.
Согласно этой теории, происхождение государства связана с психикой человека, так как одни люди способны и желают управлять другими людьми, а другие не обладают такими способностями и чаще всего подчиняются воле управляющих людей. В этой теории делается акцент на психику человека, властность, авторитет, желание управлять и подчинятся. Согласно этой теории, государство – это продукт разрешение психологических противоречий между властными, активными людьми и пассивными, которые не любят проявлять инициативу и подражают поведению остальной части населения. [10]
Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Представитель этой теории Т.Д. Башмит, считал, что в первобытном обществе на психику людей стали влиять два процесса: открытие (изобретение) и подражание. Именно в процессе развития общества изощрения стали постепенно внедрятся и разрешать определенные противоречия. Согласно теории Н.М. Коркунова, государство – это субъективное представление народа о зависимости населения от государства и от государственной власти. На основании индивидуального сознания и возникает зависимость народа от власти. Л.И. Петражицкий связывал процесс происхождения государства с эмоциями граждан, которые влияют на волю людей.[10]
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.
Расовая теория происхождения государства. 1850 годы
Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж. Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов. [2]
В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.
Цвет кожи служит для Ж. Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Ж. Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. [2]
Материалистическая теория происхождения государства. (Марксиская теория).
Представителями этой теории являются Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Марксистская (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
Согласно этой теории государство - это продукт классовой борьбы и появления частной собственности. Иными словами, уничтожив частную собственность, государство постепенно отомрет. [6]
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
- возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность и публичная власть.
- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
1.1 Множественность теорий происхождения государства
Либертарно-юридическая теория происхождения государства.
Согласно этой теории государство и право являются двумя тесно взаимосвязанными социальными институтами. Когда человечество в процессе исторического развития получило свободу, тогда эта свобода должна была быть закреплена как-то юридически в виде нормативно-правовых актов, законов и подзаконных актов. Дальнейшее развитие и совершенствование человеческого общества, свободы человека, будет сопровождаться совершенствованием государственно-правовых институтов.
Патримониальная теория происхождения государства.
Эту теорию предложил Карл Людвиг Галлер. Согласно его мнению, государство произошло из-за частной собственности на землю правителя – князя, короля, императора. Право собственности на землю – патримониум распространяет свое влияние на всех людей проживающих на территории, подвластной данному феодалу. [8]
Патримониальная теория обосновывала феодальные отношения и независимость феодала от правителя. Из отношений власть-собственность постепенно происходит государство: люди проживающие на данной территории и арендующие землю становятся подвластным народом, собственник землю правителем, чиновники – это приказчики правителя. Особенно в период абсолютных монархий эта теория была распространена. Известно выражение Людовика XVI «Государство – это я».
В тоже время данная теория имеет свои недостатки, так как не всегда частная собственность на землю переходило в государственную собственность, и не учитывается влияние других факторов: культурных религиозных, политических. [10]
Волюнтаристская теория происхождения государства.
Согласно «автоматической теории», изобретение земледелия приводит к возникновению прибавочного продукта. Прибавочный продукт уже приводит к постепенному разделению труда и появлению слоев населения: земледельцев, ремесленников, гончаров, ткачей, плотников и т.д. Далее процесс разделения труда продолжается и в последующем выделяются политическая элита - управленцы государства.
Постепенно эта политическая элита стала объединятся с другими элитами других общин в единое образование – государство. Представителем этой теории является британский археолог В.Г. Чайлд. Но в этой теории есть и свои противоречия, так как до сих пор есть много земледельческих народов, но сельское хозяйство не обеспечивает автоматического прироста прибавочного продукта. [9]
Ирригационная теория происхождения государства.
Данную теорию предложил немецкий ученый К. Виттфогель. Долгое время он изучал появление, происхождение государства на Древнем Востоке и выявил некоторую закономерность, что государства возникали возле больших рек. На основании своих исследований он написал работу «Восточный деспотизм», в которой сделал основной свой вывод, происхождение государства на территории Древнего Востока происходило для создания системы ирригационных сооружений, которые были необходимы для развития земледелия в этих районах.
Действительно первые человеческие цивилизации – Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, расселялись вдоль крупных рек и занимались созданием крупных ирригационных систем. Для возведения данных построек было необходимо централизация управления, большое количество профессиональных управленцев - «менеджеров», четкое распределение ресурсов, контроль за работой подчиненных. Действительная данная теория отражает действительную политику древних ирригационных цивилизации, и только государство было в силах и обладала определенными ресурсами для возведения гигантских сооружений.[3]
Расовая теория происхождения государства.
Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. [3]
Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж.Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов.
Демографическая теория происхождения государства.