Файл: Основные функции в системе менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работе предприятий при подходе к мотивации следует учитывать два важнейших момента:

  1. решающую роль образованного и квалифицированного персонала, обладающего необходимыми знаниями и свободой выбора;
  2. мотивировать самих работников к обучению и самообучению.

Особое место в системе функций менеджмента ООО «Жасмин» занимает контроль. Функцию контроля директор турагентства выполняет лично. Он ежедневно приезжает в офис за выручкой предыдущего дня, а также с целью узнать, как сотрудники справляются со своими обязанностями, внести изменения, дать определенные получения, проверяет «Книгу отзывов и предложений» для принятия во внимание основных недостатков. Таким образом, директор осуществляет текущий контроль.

Огромным плюсом являются еженедельные собрания («планерки»), на которых обсуждается итоги текущей недели, недочеты и положительные моменты, нововведения и идеи от всех членов коллектива для улучшения работы турфирмы.

Оценка контроля по основным критериям:

  1. Эффективность контроля. Уровень эффективности – средний, так как устранение выявленных недостатков происходит медленно в силу загруженности руководителя иными обязанностями, помимо управленческих.
  2. Эффект влияния на людей – средний. При возникновении конфликтных ситуаций с клиентами либо при возникновении вопросов по работе, руководитель склонен проявлять свою помощь и консультацию в критической манере, что приводит к нежеланию или даже некому страху работников консультироваться с директором по тому или иному поводу. Боязнь быть отчитанным порой заставляет сотрудников умалчивать о недостатках функционирования копании.
  3. Определение границ контроля. Руководитель достаточно компетентен в вопросах норм контроля, определенных действующим законодательством и старается всегда им следовать и применять на практике.

Итак, функция контроля устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Цель контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем.

Таким образом, в ООО «Жасмин» контролю уделяется много внимания, однако эта функция не реализована в полной мере.

Рекомендации по улучшению основных функций менеджмента туристического агентства

Успех каждой компании нередко зависит от управления. Перемены в мире, в обществе, в технологиях, в экономике вынуждают по-новому осмыслить понятия управления в современной фирме, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, которые требуются для эффективного управления фирмой в современных условиях. Сегодня современный менеджер обязан владеть способностями по управлению таким бизнесом, и обладать навыками принятия решений в условиях неопределенности. Когда говорят «управление предприятием», имеют в виду действия его руководителя, которые нацелены на достижение каких-то определенных целей, миссии, результата.


Грамотная реализация функций менеджмента гарантирует достижение целей компании, содействует позитивной тенденции в динамике финансово-экономической эффективности субъекта хозяйствования. По этой причине следует уделять достаточное внимание улучшению и совершенствованию процесса управления.

Наиболее распространенным для туристической индустрии является дифференциация функций менеджмента на функции планирования, организации, мотивации и контроля. Каждая из этих функций жизненно важна для предприятия. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов предприятия.

Туристическое агентство «Жасмин» является одним из старейших туроператоров в России и функционирует оно достаточно успешно. В предыдущей главе было достаточно подробно рассмотрено, как именно функции менеджмента применяются на практике в ООО «Жасмин». Однако в работе туристической фирмы, как в любом другом предприятии есть свои недочеты, минусы и слабые стороны, которые нуждаются во внимании при осуществлении функций менеджмента.

Итак, в ООО «Жасмин» довольно хорошо поставлен процесс краткосрочного, оперативного и стратегического планирования, но, тем не менее, ему присущи свои недостатки, ввиду чего руководство предприятия зачастую сталкивается с такой проблемой, как невыполненный план. Во избежание этого необходимо делать поправку на динамику экономических, политических и социально-демографических факторов внешней среды туристического предприятия. Причем плановая деятельность обязательно должна быть тесно связана с маркетингом и контролем. Для осуществления этого необходим максимально тщательный анализ всех экономических и управленческих показателей предприятия в увязке с предыдущими плановыми периодами.

Маркетинговая деятельность ООО «Жасмин» играет важную роль в управленческом исследовании организации. После выбора основных стратегических направлений действий предприятия необходимо их конкретизировать через планирование программы маркетинга. Также при осуществлении маркетинговой стратегии необходимо сделать акцент на продвижение бренда ООО «Жасмин» и услуг, оказываемых им населению, в сети Интернет – Интернет-маркетинг (одно из наиболее перспективных направлений маркетинга).

Для совершенствования процесса организации в ООО «Жасмин» эффективным будет создание кадрового отдела либо введение должности менеджера по кадрам, занимающимся подбором, расстановкой и обучением персонала. Это обусловлено высокой текучестью кадров на данном предприятии. Ситуация усугубляется непрерывным потоком проходящих практику в ООО «Жасмин» студентов. Необходимо также наладить совместную работу маркетингового отдела и отделов внутреннего, въездного, выездного туризма и отдела пассажирских перевозок. Это наиболее актуально для динамично развивающихся туристических направлений, изменение предложения которых среди партнеров, а порой и самой организации под силу уследить лишь самим специалистам.


Совершенствование функции мотивации будет являться решающим фактором, влияющим на экономические результаты деятельности предприятия. Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы.

В реальной жизни мотиваторами выступают размеры надбавок (в частности, за выслугу лет) и объекты скрытой мотивации – мотивации временем. Этого явно недостаточно, в связи с чем, встает вопрос индивидуальных надбавок с объемов продаж, которые перечисляются к заработной плате сотрудников без учета себестоимости рабочего труда. Что касается нематериальных форм мотивации, то особое внимание стоило бы уделить построению собственной организационной культуры предприятия, где все держится исключительно на авторитете руководителя.

Несмотря на то, что за довольно многолетнюю практику работы в ООО «Жасмин» выработана система контроля, достаточно хорошо выполняющая возложенные на нее функции, крайне необходимо внести некоторые изменения. Во-первых, необходимо изменить форму контроля над работой персонала. На предприятии 2-3 раза в неделю должны собираться 30-50 минутные планировки, на которых анализируется проделанная работа менеджеров.

В свою очередь материальная заинтересованность работников выступала бы большим мотиватором и побуждала персонал самостоятельно искать недостатки в своей работе, а также пути их исправления. Помимо этого, для совершенствования процесса контроля над персоналом организации следует ввести его периодическую аттестацию, которая определяет уровень профессиональных знаний работника, его личностный потенциал. На основании ее результатов выявляются слабые стороны профессиональной деятельности работника, показывается направление, в котором ему следовало бы «подтянуть» свои знания, улучшить свои личностные качества. К тому же результаты аттестации стали бы неплохим подспорьем в присвоении квалификаций персоналу организации.

Итак, перечислим наиболее важные, на наш взгляд, меры, которые могут быть предприняты в ООО «Жасмин»:

  1. Необходимо разработать план улучшения ситуации с такой слабой стороной как сезонный спад туристов. Чтобы больше заинтересовать граждан в различные времена года стоит организовать дополнительные туры. Планирование и организация данного введения позволит турфирме увеличить прибыль, что положительно может повлиять на дальнейшую деятельность.
  2. Подчиненному турагентства должно быть ясно, что он делает, почему он это делает, и насколько хорошо он выполняет свою работу. Компания сможет достичь больших результатов, если поможет сотрудникам увидеть личный вклад в общее дело, а также, если сотрудники будут уверены, что их работу оценивают регулярно, оперативно и точно. Руководству следует как можно более просто и легко воспроизводить формулировки целей и способов планирования, чтобы это было доступно всем работникам. При ясности планирования сотрудники начинают осознавать, куда движется компания, чего хочет добиться, каким образом, и самое главное, какой свой вклад он сможет внести в это дело.
  3. Руководству ООО «Жасмин» необходимо узнать у подчиненных, чего бы им хотелось. У различных работников различные цели и желания, а значит, им необходимо предоставить разные возможности для работы и профессионального роста. Чтобы повысить мотивацию, необходимо найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Один из способов это сделать – делегирование полномочий, целей и задач каждому подчиненному при разработке общего плана или проекта.
  4. Также руководству туристического агентства «Жасмин» нужно прашивать у сотрудников о результатах их работы. Например, задавать вопросы, нацеленные на то, чтобы заставить подчиненного задуматься о проделанной работе отчитаться, о конкретных результатах. Вопросы «Каких результатов за неделю достигла наша команда?» или «Сколько потенциальных и реальных клиентов вы смогли бы обслужить за этот день?» стимулируют повышение уровня самоинформированности сотрудника. А владение информацией способствует внутренней мотивации.
  5. Нужно позволить персоналу самостоятельно вносить изменения в любые аспекты своей рабочей среды, которые не несут угрозу безопасности и имиджу компании, дать сотрудникам больше свободы в принятии решений в повседневных вопросах. К примеру, служащим разрешить украшать рабочее место. Предоставив сотруднику больше независимости можно достичь роста мотивации. Контроль оказывает мотивирующее воздействие. Основная идея этого метода состоит в том, чтобы предоставить сотрудникам возможность самостоятельно принимать решения по всем вопросам, которые не требуют централизованного контроля.
  6. Если все же возникла ситуация, при которой решение руководителя просто необходимо, то ему следует объяснить сотруднику источник проблемы, шаги действий по их предотвращению в спокойной манере и уважительном тоне. Ведь очень важно, чтобы работник чувствовал свою значимость в коллективе. Если невозможно обеспечить достойную материальную мотивацию, то надо постараться сделать это морально-психологическим методом.
  7. В ООО «Жасмин» необходимо повысить эффективность контроля. Как уже было замечено выше, устранение выявленных недостатков происходит очень медленно в силу того, что руководитель выполняет множество функций, и он не всегда может справиться со всеми сразу, уделить внимание более мелким вопросам, которые в сумме могут составить существенную проблему. В связи с этим было бы рационально взять на работу помощника руководителя.

Подводя итог второй главы, можно сделать вывод, что проведенный анализ реализации основных функций менеджмента в туристической компании ООО «Жасмин» показал, что основные функции менеджмента турагентства реализуются довольно результативно, эффективно, однако не в полной мере, в связи с чем были разработаны рекомендации по их усовершенствованию.

Существующая структура управления туристического агентства, разделение полномочий, наличие функций планирования, организации, мотивации и контроля в управлении ООО «Жасмин», дадут возможность руководителю осуществить установленные перед ним цели и внедрить собственный стратегический план в действие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время в большинстве современных компаний существует определенный управленческий процесс, который заключается в осуществлении определенных функций, которые обязан выполнять менеджер. В тематической литературе используется тенденция к обсуждению вопроса в качестве реализации этих определенных функций.

Можно с полной уверенностью говорить, что не существует единого мнения, каковы основные функции менеджмента. Изучив и проанализировав разнообразные точки зрения некоторых авторов, можно сказать, что функции менеджмента – это основные аспекты процессов управления вне зависимости от отличительных черт экономического субъекта.

Понятие функции менеджмента содержит в себе осуществление организации, планирования, контроля, координации и мотивации, которые нужны для формулирования и достижения целей компании.

Применяя такой инструмент, как планирование, руководство обеспечивает одно направление абсолютно всех усилий членов субъекта хозяйствования для достижения его общих целей.

Организация любого процесса подразумевает формирование некоей структуры. При этом имеется довольное число элементов, какие обязаны быть структурированы при выполнении фирмой собственных планов для достижения установленных целей. Одним из элементов такой структуры считаются конкретные задания компании.

Основные функции менеджмента не будут целиком реализованы без четко сформулированной мотивации. Любой менеджер регулярно обязан помнить о зависимости даже самой совершенной структуры экономического субъекта от его фактической работы. И задачей функции мотивация обязано быть развитие таких условий труда, вследствие которых все сотрудники осуществляли бы работу в соответствии с утвержденным планом и их обязанностями.


Невозможно не упомянуть о рисках отклонения предприятия от главного курса, первоначально запланированного руководителем. И тут на помощь приходит контрольная функция. Контроль считается процессом обеспечения достижения компанией собственных целей.

Координация – функция менеджмента, обеспечивающая единство отношений среди участников финансовой деятельности.

Таким образом, основные функции содействуют руководству определять основные тенденции принятия конкретных решений, которые обеспечивают единство целей для абсолютно всех членов этой компании.

В практической части работы был проведен анализ реализации основных функций менеджмента на примере туристической компании ООО «Жасмин».

Генеральный директор турфирмы – главное лицо по выработке управленческих решений в агентстве. Структура управления представляет собой форму распределения должностных полномочий между сотрудниками, в рамках каковой деятельность осуществляется путем выполнения конкретных обязанностей, которые нацелены на достижение запланированных целей.

По результату анализа, можно сделать вывод, что основные функции менеджмента ООО «Жасмин» реализуются довольно результативно, эффективно, однако не в полной мере, в связи с чем были разработаны рекомендации по их усовершенствованию.

Подводя итог, можем сказать, что существующая структура управления туристического агентства, разделение полномочий, наличие функций планирования, организации, мотивации и контроля в управлении ООО «Жасмин», дадут возможность руководителю осуществить установленные перед ним цели и внедрить собственный стратегический план в действие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абчук В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 239 с.
  2. Адилова Д.А. Основные особенности современного менеджмента // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 5(49). – С. 1-4.
  3. Айдынов Р.Э. Функции управления // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 1. – С. 4-10.
  4. Афоничкин А.И. Основы менеджмента: Учебник для среднего профессионального образования / А.И. Афоничкин, Н.Д. Гуськова, Д.Г. Михаленко; под редакцией А.И. Афоничкина. – М.: Юрайт, 2018. – 338 с.
  5. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И.Н. Герчикова, – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
  8. Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. – 272 c.
  9. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2018. – 499 с.
  10. Мардас А.Н. Основы менеджмента. Практический курс: Учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Мардас, О.А. Гуляева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 175 с.
  11. Маслова Е.Л. Теория менеджмента: Практикум для бакалавров / Е.Л. Маслова. – М.: Дашков и К, 2015. – 160 c.
  12. Менеджмент: Учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 645 с.
  13. Менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / А.Л. Гапоненко [и др.]; под общей редакцией А.Л. Гапоненко. – М.: Юрайт, 2019. – 398 с.
  14. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 c.
  15. Мотышина М.С. Менеджмент туризма: Учебник для среднего профессионального образования / М.С. Мотышина, А.С. Большаков, В.И. Михайлов; под редакцией М.С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 282 с.
  16. Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для среднего профессионального образования / А.А. Одинцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 212 с.
  17. Самсонов Н.А. Основные функции управления производством / Н.А. Самсонов, Т.А. Сапунова // Студенческий: электрон. научн. журн. – 2019. – № 21 (65). – С. 1-4.
  18. Санталова М.С. Практическая адаптация функций менеджмента торгового предприятия / М.С. Санталова, Ю.Р. Николаева, Е.А. Бунина // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 12 (058). – С. 104-108.
  19. Семенов А.К. Теория менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2015. – 492 c.
  20. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 366 с.
  21. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.
  22. Тейлор Ф.У. Научная организация труда / Ф.У. Тейлор. – М.: НКПС – Транспечать, 1924. – 292 с.
  23. Титова С.В. Некоторые подходы к оценке функций менеджмента в организации // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 10 (50). – С. 46-49.
  24. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 c.
  25. Хралович Д.Е. Функции руководителя в управлении инновационным предприятием / Д.Е. Хралович, О.В. Гостева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – № 9. – С. 55-56.