Файл: Основные функции в системе менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Российские ученые предлагают разнообразные перечни функций управления и различное их объяснение: «планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация» или «целеполагание, прогнозирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет» и т. д. [8, с. 126]. Вследствие этого появляется потребность более детально исследовать основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Взаимосвязь между функциями менеджмента показана круговой диаграммой, которая демонстрирует содержание каждого процесса управления. Стрелки на диаграмме демонстрируют, что движение от стадии планирования к контролю допустимо только лишь путем выполнения работ, что связаны с организацией процесса и с мотивированием работников. В центре диаграммы располагается функция координации, которая обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных функций (рис.1.) [6, с. 169].
Рисунок 1. Взаимосвязь функций менеджмента
Дадим кратко содержание каждой из основных функций менеджмента:
- Планирование – функция «№1», касающаяся целей экономического субъекта и их достижения. Эта функция отвечает на вопросы: Где мы находимся? Куда желаем идти? Как это сделать?
- Организация – это структура подразделений, делегирование обязанностей и полномочий, регламентация взаимоотношений, а также использование ресурсов.
- Мотивация – это приведение планов в действие, мобилизуя и побуждая людей к работе.
- Координация – это достижение согласованности в работе абсолютно всех звеньев компании путем установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними.
- Контроль – это проверка людей и их работы с целью обеспечения выполнения плана. В ходе контроля можно получить ответы на такие вопросы: Чему мы научились? Что необходимо делать иначе в следующий раз? В чем причина отклонений от запланированного? Какое влияние на принятие решений оказал контроль ? [24, с. 132]
Рассмотренные функции менеджмента нужны для двух функций предназначения – функционирования и развития системы управления. Все прочие функции (планирования, организации, координации и контроля) фокусируются в интегральной функции управленческого процесса – функции принятия и реализации осуществлении управленческих решений.
Итак, функции управления неразделимо объединены между собой. Они формируют управленческий цикл – совокупность непрерывных и целенаправленных действий, которые предпринимает субъект управления с целью достижения установленных целей.
Классификация и содержание основных функций
современного менеджера
Процесс управления состоит из ряда логически взаимосвязанных функций, потому как непосредственно сам процесс управления – это конкретное число взаимопереходных стадий, в которых последовательно отражен сам процесс управления. Это такие процессы, как обзор обстановки и получение информации, преобразование информации в подходящую для принятия решений форму, подготовка решения с применением полученной информации, принятие решений и выбор более благоприятного результата, доведение команд до исполнителей и контроль за процессом выполнения.
Процесс эволюции обусловил синтез концепции управления в процесс взаимозависимых функций. Управленческое содержание раскрывается в данных появившихся во следствии разделения и специализации труда функциях. Функция определяется как состав своеобразных разновидностей управленческой деятельности, характеризующихся однородностью действий и целей.
Разные школы и концепции менеджмента предлагают не всегда одинаковые версии относительно их содержания и состава. Но даже из числа значительного многообразия версий и суждений общепринятая модель управления выделила единые и определенные управленческие функции [3, с. 4].
Итак, в настоящее время основными (базовыми) функциями современного менеджера являются:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация [17, с. 1].
Планирование как функция менеджмента является определением разнообразных задач функционирования и развития предприятия, а также способов и денег, чтобы их достичь. Любой организации обязательно требуется планирование, потому что принимается много управленческих решений.
На стадии планирования формируются задачи и цели, разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые программы и планы. Этот этап позволяет четко сформулировать и определить целевую установку компании, а также использовать показатели деятельности, которые необходимы для дальнейшего контроля результатов. Помимо этого, стадия планирования обеспечивает более точную координацию работы подразделений структуры фирмы. Получается, что в общие функции менеджмента входит укрепление взаимодействия менеджеров различных структурных отделов организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование является непрерывным процессом, вследствие которого выявляются новые пути и методы совершенствования работы организации. Задачи и функции менеджера на этой стадии меняются в зависимости от конкретной ситуации, факторов и условий. Планирование как функция менеджмента позволяет современному предприятию развиваться предельно эффективно и динамично, не затрачивая при этом лишних финансовых ресурсов [14, с. 142].
Последующий этап, на котором происходит реализация планирования, называется организацией. Основная задача этой функции менеджмента – формирование и структуризация, а также обеспечение всего необходимого для работы. Иными словами, это создание условий для достижения намеченных целей. Зачастую для этого требуется переустройство структуры организации и управленческих механизмов. Это необходимо для повышения гибкости и приспосабливаемости к актуальным требованиям экономики.
Во время планирования и организации рабочего процесса руководство принимает решение о том, что конкретно должна выполнять данная структура организации, кто и в какой момент должен это сделать [4, с. 108-109].
В зависимости от того, насколько эффективным был сделан выбор, получаем возможность преобразовать свои решения в результат, при этом применяя следующий аспект функции менеджмента – мотивацию.
Мотивация как функция менеджмента помогает разрабатывать и совершенствовать пути максимизации результата работы на основе четкого представления особенностей поведения кадров.
В процессе выработки наиболее эффективных путей достижения результатов необходимо использовать взаимосвязанные категории поведения: потребности, интересы, мотивы и действия. Для этого управленцы и менеджеры используют определенные методы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие на персонал. Они непосредственно основаны на законах управления, так как предлагают использовать различные формы влияния на кадры организации [16, с. 126].
Методы мотивации в менеджменте бывают экономического и неэкономического характера. Экономические методы заключаются в материальном стимулировании работников посредством изменения уровня заработной платы, выдачи премий или денежного вознаграждения. К неэкономическим же относятся организационные, то есть такие, которые позволяют работнику участвовать в организационной деятельности компании, и морально-психологические. К морально-психологическим стимулам относится похвала, одобрение или же наоборот порицание, признание заслуг. Основными демотиваторами, которые непосредственно влияют на качество работы, являются: некомпетентность руководителя, незаслуженная критика, перегруженность либо же недогруженность, неясность должностных функций или функций компании.
Итак, главная цель функции мотивации – активизация сотрудников и побуждение в них желания активного труда для достижения поставленных целей, обозначенных в плане развития компании. Для этого используются моральные и экономические способы стимулирования, создаются все условия для развития и проявления потенциала людей, работающих в структурных подразделениях организации [14, с. 145].
Контроль как функция менеджмента имеет два направления: контроль, применяемый для корректировки отклонений от плана или самого плана, и контроль, применяемый для оценки полученного результата. Контроль обеспечивает достижение организацией поставленных целей и способствует нормальному функционированию предприятия. Контроль как функция менеджмента применяется для предупреждения кризисных ситуаций, при общей неопределенности и динамичности среды, для поддержания успеха (позволяет сопоставить результаты и плановые показатели).
По своевременности осуществления контроль может быть стратегическим, оперативным и заключительным. Стратегический контроль включает в себя определенные процедуры, правила, тактику и политику. Его основное применение относится к финансовым, материальным и трудовым ресурсам. Оперативный контроль реализуется в процессе работы, обычно это контроль подчиненного начальником. Заключительный контроль применяется по факту окончания работы и результатам труда [13, с. 119].
В ежедневных функциях менеджера по обеспечению нормальной жизнедеятельности организации функции контроля естественным образом «поручаются» руководителю, даже если это не прописано в его должностных обязанностях.
Контроль как функция менеджмента должен быть эффективен, то есть иметь стратегический характер, быть нацеленным на достижение определенных результатов, прост и экономичен. Если эта функция выполняется руководителем успешно, то его деятельность по управлению коллективом также складывается успешно и эффективно. Контролировать – значит делать все возможное для получения конкретных результатов, что и требуется от любого руководителя организации [24, с. 153-155].
Координация как функция менеджмента обозначает упорядоченное создание иерархической структуры, которая призвана обеспечить распределение задач, урегулирование полномочий руководства и ответственности в различных процессах деятельности, и четкого структурирования всех процессов производства. Такие процессы направлены в первую очередь на создание и интеграцию эффективной системы выполнения задач стоящих перед предприятием.
Гарантом хорошей работы аппарата управления в производстве выступает в первую очередь сотрудничество между руководством и структурными отделами. Зачастую случается такое, что руководитель, не информированный о мероприятиях другого такого же руководителя, начинает действовать обособленно от него, что приводит к дезорганизации всего процесса производства. Чтобы подобного не случалось, в практике и применяется координирование: это проведение консилиумов, обмен мнений между руководителями и прочее. Очень важен факт согласования рабочих планов и графиков, внесение корректив, взаимоинформирование между руководителями и согласование между исполнителями. Поэтому, как бы безупречно ни были выполнены функции организации, планирования, контроля, мотивирования и регулирования, без координации производственный процесс не будет эффективным [3, с. 9].
Координация действий как функция менеджмента имеет ряд преимуществ:
- повышение уровня (потенциала) менеджмента, что приводит к заметному упрощению задач при управлении;
- позволяет развивать большие бизнес структуры, которые будут иметь четкое разделение труда и управления;
- рациональное использование хозяйственных процессов на предприятии [5, с. 147].
Однако координация как функция управления может иметь и ряд отрицательных моментов – в основном это существенное снижение гибкости структурных подразделений предприятия (так как утрачивается часть полномочий). Такие негативные воздействия могут произойти в результате:
- чрезмерной схематизации, при которой все хозяйственные процессы перерастают в рутинное выполнение;
- ограничение принятия индивидуальных решений и свободного творчества при управлении;
- обезличивания процессов управления, что вызывает подмену в отношениях между персоналом, которые происходят не на основании их личного авторитета, а лишь на основании «буквы параграфа» правил и законов.
При возникновении последнего пункта негативных явлений следует обратить внимание и на такой процесс как социальный мониторинг как функция управления. Именно используя данный инструмент можно выявить переход отношений между персоналом от нормальных до обезличенных и системных.
Итак, правильная координация обеспечивает согласованную и единую работу на всех стадиях управленческой работы менеджера и руководителей [11, с. 56].
Функции управления в менеджменте приводят руководителей к принятию самых разнообразных решений. Так, при планировании нужно поставить цель, определить необходимые ресурсы, выбрать способы достижения задач и целей. При организации нужно проработать структуру производства и управлении, а также провести организацию труда специалистов и рабочих. Процесс мотивации подразумевает установление и анализ неудовлетворенных потребностей, определение стимулирующих воздействие и т.п. Функций контроля предполагает принятие решений по применению технических средств связи, согласования деятельности структурных звеньев и т.д. [19, с. 130]
Таким образом, функции менеджмента обязаны содействовать приспособлению организационной структуры компании к установленным целям и задачам по осуществлению деятельности, а также подбору работников для определенной работы, определению прав использования ресурсов фирмы.
Основные функции менеджмента – это фундамент, обеспечивающий эффективное, результативное функционирование экономического субъекта.