Файл: Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы (Стадии процесса применения права, понятие и виды юридического процесса. Правоприменительные акты).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
Покажем это на примере перспективной разработки экспертных инновационных технологий. Маркетинговое поле традиционных судебно-экспертных технологий в настоящее время перекрыто мощной системой государственных и частных учреждений судебной экспертизы. Здесь, как говорится, нам делать нечего.
Существует, однако, область экспертных исследований, в которой ощущается острая необходимость и в то же время отсутствие технологий и организационно-управленческого обеспечения. Речь идет о современных технологиях комплексного исследования сложных криминальных, технологических, экологических и хозяйственных ситуаций, конфликтов и споров.
Традиционные судебные экспертизы, осуществляемые специалистом узкой предметной специализации, или комиссионные экспертизы не могут технологически обеспечить решение возникающих при этом вопросов, например, вопросов, возникающих при крупных технологических авариях, экологических катастрофах, хозяйственных спорах между корпорациями и исполнительными органами государства. В этих случаях требуется комплексная экспертиза с привлечением специалистов различных специальностей, суммарные выводы которых позволяют решить вопросы механизма события, причинности, интенсивности поражений, ущерба и др.
Экспертная комиссия в этих случаях должна обладать независимостью (что не обеспечивается в настоящее время, когда для экспертизы технологических комплексов и устройств привлекаются представители фирм и конструкторских бюро производителей этих устройств); высшей профессиональной квалификацией и опытом научных исследований данного вида; необходимой материально-технической базой и отвечать ряду других требований.
Следует подчеркнуть, что правовые и нормативно-технические вопросы, возникающее при этом, могут решаться только на основе установления фактических условий и обстоятельств события, т.е. иметь комплексный правовой и технологический характер. Соблюдение этих условий практически неосуществимо силами традиционных судебных и иных ведомственных лабораторий и частных экспертов.
Вместе с тем идеальные условия формирования экспертных комиссий существуют в МГУ, экспертное сообщество которого удовлетворяет всем самым высоким требованиям. Юридический факультет мог бы взять на себя главную координационную функцию по формированию таких коллективов, организационному, правовому и маркетинговому обеспечению их деятельности.
В пользу юридического, а не физического, химического или экономического факультетов, которые также по ситуации могут принять в этих комиссиях участие, говорит следующее решающее обстоятельство.
Только юристы, обладающие навыками информационного моделирования и анализа правовых ситуаций, могут определить доказательственные факты и комплексы специальных знаний и технологий, посредством которых эти факты могут быть установлены и доказаны.
Хотелось бы надеяться, что эти предложения будут востребованы в практических мероприятиях по развитию информационных и экспертных технологий на факультете. Представляется, что задача оптимизации юридического образования является задачей всех кафедр факультета, каждая их которых должна найти свой аспект проблемы правоприменения. В перспективе на факультете должны быть, по нашему мнению, созданы кафедра «Методологии и информационных технологий правоприменения», а в самое ближайшее время — межка- федральная исследовательская группа и лаборатория с привлечением специалистов государственных органов и
Глава 2. Стадии процесса применения права, понятие и виды юридического процесса. Правоприменительные акты
2.1 Стадии процесса применения права. Понятие и виды юридического процесса
Возникновение человечества, порождение мира, начало новой эры представляют собой процессы. В настоящем времени данный термин употребляется достаточно часто и повсеместно (например, процесс становления личности, жизненный процесс и так далее) и ассоциируется с продолжительным, зачастую непрерывным явлением.
Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура» - официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.
Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права.
Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс, его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.
Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином «юридический процесс».
В современной правовой науке юридический процесс получил широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.
При исследовании диссертационной работы «Исполнительное производство как разновидность юридического процесса» П.В. Уваров выразил мнение о том, что юридический процесс подразумевает собой «…юридически значимую, осуществляемую в определенной последовательности, в строго регламентированной форме деятельность компетентных органов, направленную на достижение конкретного, имеющего документальное закрепление, результата».[9] Как итог, автор предлагает отождествлять данное понятие с правоприменительным процессом, в том числе включить в его содержание термин «юридическая процедура». Не составляет особых усилий понять, что юридический процесс тесно связан с применением права, поскольку, будучи выраженным в профессиональной деятельности компетентных должностных лиц, состоит в исполнении, соблюдении, использовании и применении последними правовых норм. Касательно создания норм права, стоит отметить, что данный вопрос - это область нормотворчества (как частное – законотворчества). Несколько обратная позиция просматривается у М.С. Смольянова, который утверждает, что юридический процесс - юридическая процедура, то есть эквивалентные друг другу понятия; вместе с тем «сфера применения юридической процедуры как гарантии прав человека - публично-правовая деятельность преимущественно государственных органов и должностных лиц по признанию (официальному установлению), реализации и защите права».[10] Наблюдается аналогичность идей авторов, признающих юридический процесс действиями уполномоченных лиц от имени органов публичной власти.
Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Юридический процесс – это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах.
Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса – нормативные правовые акты.
Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Результат правоприменительного процесса – принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и иные).
Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:
- производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами ГПК РФ (ст. 247-251);
- процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
- процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» содержит раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).
В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса – праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения – интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.
Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку.
В системе российского права существуют различные процессуальные отрасли; наиболее распространенные из них: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие, соответственно, гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль – административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует формированию административной юрисдикции.