Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические основы принятия решений в организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Информационное обеспечение управленческих решений, методы принятия решений
2. Аналитическая основа процесса принятия решений в организации
2.1. Характеристика организации ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»
2.2. Анализ процесса принятия решений в подразделении (организации)
2.3. Построение действующих процедур принятия решений и их характеристика
Введение
Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов - заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений - это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:
- Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
- Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.
Самое страшное в управлении - это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении. В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1. Понятие и сущность решений в процессе управления
Решение - выбор альтернативы, одного из возможных вариантов решения проблемы. В процессе какой-либо деятельности возникает ситуация, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением.[1]
Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня.
Несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни, так как, является не индивидуальным, а групповым процессом.
Сущность и природа решений в процессе управления определяется:
- Целью - субъект управления принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
- Последствиями - частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
- Разделением труда - в частной жизни человек, принимая решение, сам его и выполняет, когда как в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией принятых решений.
- Профессионализмом - в частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения:
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.[2]
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:[3]
- всестороннюю обоснованность решения;
- своевременность;
- необходимую полноту содержания;
- полномочность;
- согласованность с принятыми ранее решениями.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (Рис. 1).[4]
1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.
Процесс принятия решений
Контроль за исполнением решения
Реализация решения
Принятие решения
Выявление ограничений и определение альтернатив
Постановка проблемы
Рис. 1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений
Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.
Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств решения и степени ее серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.
3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Контроль исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
При принятии решений необходимо учитывать влияние трех групп факторов: организационных, материальных и личных.[5]
К организационным решениям относится, прежде всего, способность фирмы своевременно перестроиться в соответствии с изменившимися условиями, приспособиться к ним. Если она инертна и неповоротлива, применение даже самых совершенных методов не принесет успеха.
Другим организационным фактором является своевременность обнаружения и решения проблемы, доведение соответствующего задания до исполнителя.
Еще одним организационным фактором, влияющим на эффективность осуществления решений, являются их ожидаемые последствия.
Важным фактором, влияющим на эффективность решений, является степень их научной обоснованности, использование прогрессивного опыта.
Наконец, на эффективность реализации решения во многом оказывают влияние оптимальная последовательность и качество соответствующих действий (последнее обеспечивается надежностью функционирования организации в целом).
К материальным факторам, оказывающим влияние на успешность решения, относится наличие необходимых для этого ресурсов (естественных, технологических, информационных и т.п.) и возможность свободного маневра ими.
Наконец, личными факторами являются: высокий уровень квалификации, знаний и опыта персонала; индивидуальные особенности руководителя и сотрудников, занимающихся решением проблем; их добросовестное и заинтересованное отношение к делу; ожидаемое вознаграждение в случае успеха или, наоборот, боязнь возможного наказания при неудаче; стиль руководства; общий морально-психологический климат в организации.
Но в целом эффективность управленческих решений и действий зависит в большей мере от характера проблемы, организационных условий, чем от личностного фактора.
Существует ряд обстоятельств, которые снижают эффективность решения.[6] К ним относятся:
- ориентация только сиюминутный экономический результат и недооценка возможных последствий;
- неоправданное разделение субъектов, принимающих и реализующих решения (лучше, когда это делает одно и то же лицо);
- отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения, порождающее отторжение;
- неорганизованность, непоследовательность процесса разработки; принятие по одной и той же проблеме нескольких решений, мало связанных друг с другом, не учитывающих имеющийся опыт; медлительность из-за неуверенности в своих силах или излишней самоуверенности;
- субъективизм разработчиков альтернатив, ориентация их исключительно на личный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-то или чему-то, преследование, прежде всего собственной выгоды, стремление к неоправданному риску.
Неудачные, малоэффективные решения могут привести к негативным результатам и поставить под вопрос благополучие и стабильность организации в настоящем и будущем.
1.2. Классификация управленческих решений
В организации принимается большое количество самых разнообразных решений на различных организационных уровнях. Они характеризуются многими признаками, отражающими разные стороны решений. Совокупность этих признаков позволяет осуществить классификацию управленческих решений. В литературе рассматриваются различные способы такой классификации по различным совокупностям признаков [1, 2, 5 и др.]. Обобщая эти способы, можно предложить следующую классификацию управленческих решений (Таблица 4.1).[7]
Таблица 4.1
Классификация управленческих решений
Признаки |
Виды решений |
Содержание решаемых задач |
Научно-технические, технологические, экономические, организационные, социальные и идейно-воспитательные |
Уровень принятия решения |
На уровне организации в целом, подразделения организации, отдельных работников |
Количество целей |
Одноцелевые, многоцелевые |
Субъект, принимающий решение |
Индивидуальные, коллективные (групповые) |
Время действия |
Стратегические, тактические, оперативные (текущие) |
Цикличность |
Разовые, повторяющиеся |
Степень формализации |
Запрограммированные, незапрограммированные |
Способ обоснования |
Интуитивные, основанные на рассуждении, рациональные |
Степень сложности |
Простые, сложные, уникальные |
Условия принятия решений |
Принимаемые в условиях определенности, вероятностной определенности (риска), неопределенности |
Направленность воздействия |
Направленные внутрь управляемого объекта, за пределы управляемого объекта |
Разные виды управленческих решений обладают разными свойствами, им соответствуют разные способы организации процедур их принятия, методы разработки, затраты времени и других ресурсов на принятие и реализацию и т.д.