Файл: Ситуационный подход к менеджменту (Основные определения теории мотивации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Введение.
Актуальность тему. Одним из самых важных ресурсов любой компании можно считать её сотрудников. Каждый руководитель сталкивался с проблемами управления этими ресурсами. Ведь именно от того, насколько эффективным окажется труд работников зависит успех и будущее компании. Думаю никому не секрет, что человек по своей природе склонен лениться и сдавать не доделав задачу(большинство). И тут нету ничего особенного. Люди уже с давних времен поняли это, неоднократно придумывая разные способы мотивации рабочих или подчинённых. Методы которые люди изобретали со временем переходили из жестких в более щадящие. Каждая компания стремиться в поддержание эффективности сотрудника для получение наилучшего финансового результата. И чем сильнее сотрудник замотивирован, тем лучше результат компания получит. Что и показывает актуальность данной темы.
Цель исследования. Основанная цель данной работы, понять какие основы определение теории мотивации и понять какие методы были придуманы психологами из разных стран.
Задачи исследования.
- Сбор и обработка информации
- Исследование личности менеджера
- Анализ современного менеджера в компании ””
Объект исследования: Мотивация сотрудников
Предмет исследования: Особенности мотивации различных категорий персонала в российских и зарубежных компаниях
Методы исследования курсовой работы:
1. Библиографический метод - сбор информации.
2. Аналитический метод - анализ информации.
Основные определения теории мотивации.
Мотивации сотрудников, это чуть ли не основная задача менеджера, так как если его сотрудники правильно настроены и готовы отдавать максимум, результат не заставит ждать.
Итак, мотивация (от лат. moveo - двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих процессов, при помощи которых, руководитель (менеджер) побуждает сотрудников к работе (деятельности), для осуществления и достижения целей организации, а так же для удовлетворения их личных потребностей и желаний. Мотивация, как одна из функций управления персоналом, является неотъемлемой частью процесса управления.
Основа это теория и методы позволяющие создавать условия при котором сотрудники будут готовы делать больше и лучше. Различные психологические эксперименты позволили человеку понять, что основополагающая мотивации человека, это потребность и вознаграждение.
Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.
Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Рис. 1. Схема мотивации человека через его потребности.
Вознаграждение - Один из основных элементов системы мотивации и стимулирования труда персонала (рабочих). Различают вознаграждение внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение - ценности, приписываемые человеком процессу совершенствования работы (функциональное содержание трудовой деятельности или удовлетворение от достижения поставленных целей), это самореализация личности. Внешнее вознаграждение - все то, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации или может быть предложено им в качестве стимула к работе. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Рис. 2. Схема мотивации сотрудника через потребность (внешняя и внутренняя)
Человек не вольно каждый день испытывает потребности – в пище, отдыхе, развлечениях, общении с другими людьми, саморазвитии и т.п. Желая удовлетворить свои потребности, человек ставит перед собой цели. Различные потребности порождают разные мотивы поведения т.е. устремления склонности. Мотивы определяют поведение человека, его поступки. Поступки приводят к достижению цели. Однако достигнув поставленной цели, человек может понять, что не полностью удовлетворил цели, человек может понять, что не полностью удовлетворил свою потребность. В результате он вновь начнет действовать определенным образом. Если же потребность окажется полностью удовлетворенной, то на мотиве последующего поведения человека будут влиять другие потребности и т.д.
Из подобного понимания процесса мотивации через потребности вытекает так называемый закон результата, который гласит: “Степень удовлетворения потребностей, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах”.
Сегодня разработав большое количество теорий мотивации, их делят на две группы: содержательные и процессуальные теории. В основе содержательных теорий лежит представление о том, что мотивации определяется внутренними побуждениями (потребностями) человека, заставляющими его действовать тем или иным образом.
Процессуальные теории мотивации – анализируют то, как человек распределяет свои усилия для достижения цели, и какой вид поведения при этом выбирает. Можно сказать, что они больше ориентированы на процесс достижения цели (потому и называются процессуальными теориями), а не на содержание цели (как содержательные теории мотивации). Но при этом процессуальные теории вовсе не отвергают роль потребностей в мотивации человеческой деятельности, просто согласно им не менее важны и условия удовлетворения потребностей: ожидаемое вознаграждение и справедливая оценка результата проделанной работы.
К процессуальным теориям мотивации относятся:
- Теория ожиданий В. Врума;
- Теория справедливости Дж. Адамса;
- Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера;
- Теория X и теория Y МакГрегора.
Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности. Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности. Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток. Основные содержательные теории мотивации:
- Теория иерархии потребностей Маслоу;
- Теория Альдерфера;
- Теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
- Теория двух факторов Герцберга.
Вывод по первой главе.
Важным ресурс любой компании, это сотрудники, а умение мотивировать их приведет к большим финансовым результатом. Что и является главной целью любой коммерческой организации. Отсюда и вывод, мотивация, основой инструмент менеджера, целью которого управлять людьми. Существует много теорий мотиваций. К примеру: теория Мак-Клелланда, теория Альдерфера, теория Маслоу и тд. все они придерживаются двух принципов, открытые хоторскими экспериментами и школой наук о поведения. Именно там образовался такие основополагающие понятия теории и практики мотивации, как потребности и вознаграждение. Чем по сей день пользуются многие топ менеджеры разных компаний, тем самым добиваясь больших результатов.
2. Содержательные теории мотивации
Большинство мотивационных теорий можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. В этой статье рассказывается про содержательные теории мотивации, которые основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. К содержательным относятся многие известные теории мотивации, такие как пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Герцберга, теория Альдерфера и т.п. Все их объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами движущими им.
Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам лежащим в основе мотивов побуждающих человека к деятельности.
Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек, в отличие от процессуальных теорий мотивации, больше внимания уделяющих самому процессу достижения цели и удовлетворения соответствующей потребности.
Заслуга содержательных теорий в определении важной роли потребностей, как фактора мотивации. Но в реальной жизни удовлетворение и проявление потребностей редко происходит в соответствии со строгой иерархии и зависит от многих нюансов: пола, возраста, особенностей личности и пр. Это содержательные теории зачастую не учитывают и в этом их недостаток.
Основные содержательные теории мотивации:
- теория иерархии потребностей Маслоу;
- теория Альдерфера;
- теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
- теория двух факторов Герцберга.
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу
Основной принцип иерархии в то, что удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.
Теория иерархии потребностей – одна из самых известных мотивационных теорий, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность».
Наглядной моделью иерархии потребностей в теории А. Маслоу является широко известная пирамида потребностей (пирамида Маслоу). Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать «лестницу» человеческих потребностей именно в виде пирамиды.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».
Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности, и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.
Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями.