Файл: Соотношение права и закона (Теоретические аспекты права и закона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя путать требования политической обязательности с практической необходимостью, иначе можно лишиться самого понятия права, поскольку «обязательность является понятием из сферы права, а необходимость – элементарный факт. Где функционирует неизменное и обязательное право, там нет места для частного уговора».

В. С. Нерсесянц говорил о том, что исходя из собственной сути, право представляет собой формальное равноправие. Все определения права в разнообразных подходах отображают либо предполагают данный принцип. «Из этого следует и внутренняя смысловая равносильность подобных внешне разных определений, как: право является формальным равноправием; право представляет собой всеобщую и необходимую форму свободы в общественных взаимоотношениях людей; право является всеобщей справедливостью и т.д. Ведь всеобщей формально-равноправной мерой так же предполагается свобода и справедливость, как последними – первую и друг друга».

Итак, можно сказать, что сущность права выражается в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права является изменчивой и инвариантной. Огромное воздействие на осмысление сущности права оказывает правовая доктрина.

1.2 Понятие и признаки закона

Определим состав признаков законов, а также рассмотрим подходы к классификации законов.

Законы занимают ключевое место в системе и иерархии нормативно-правовых актов, совокупность которых регулирует правила общественной жизни. Они выполняют важную роль в системе регуляторов поведения индивидов и всего общества в целом, задавая ориентиры типового и справедливого образа жизни [10].

Ведущее положение законов в общей системе нормативных координат определяется рядом признаков, которые специфицируют данный феномен.

Первый признак состоит в том, что они принимают только законодательные органы государственной власти либо непосредственно народ на референдуме.

Второй признак заключается в том, что они наделены высшей юридической силой; это значит, что содержание всех остальных нормативно-правовых документов не может вступать в противоречие с положениями законов. При этом никто не имеет права отменять либо заменять закон, за исключением издавшего его института.

Третий признак состоит в том, что они регламентируют наиболее важные и основополагающие отношения. Законы устанавливают общественный и государственный строй, определяют компетенцию всех звеньев государственного механизма, фиксируют основные права и свободы граждан и т.п.


Четвертый признак заключается в том, что законы содержат нормы исходного, первичного свойства. Все остальные акты должны в основном детализировать нормативные установления, прописанные в положениях законов.

Пятый признак состоит в том, что они принимаются в особом процессуальном порядке, который характеризуется большей сложностью и более широким составом вовлекаемых участников.

Таким образом, закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, который имеет высшую юридическую силу и направлен на урегулирование наиболее значимых общественных отношений. Они характеризуется системой признаков.

Законы отличаются своим многообразием, существуют различные подходы к их классификации. Критерии и признаки для проведения классификации связаны с особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества и адресата, территории действия и т.п.

Важно рассмотреть их классификацию в зависимости от их значимости в общей системе законодательства. Согласно данному признаку классификации принято выделять конституционные и текущие законы.

В конституционных законах устанавливаются основы общественного и государственного строя, они выступают юридической базой для текущего законодательства. В их состав входят: Конституция и законы, которыми в неё вносятся изменения и дополнения, а также конкретизирующие её содержание законы [16].

Конституцию также называют основным законом государства. Ее суть проявляется в том, что она выражает расстановку политических сил в обществе, а также юридически устанавливает баланс их интересов. В зависимости от признака реального сущностного содержания выделяют фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция представляет собой реальные отношения, сложившиеся в обществе. Юридическая конституция – это правовое оформление данных отношений в форме соответствующего документа.

Ключевое назначение Конституции состоит в том, что, будучи актом высшей юридической силы, она формирует нормативную базу для всего действующего законодательства.

Состав конституционных законов в исчерпывающем виде определен самой Конституцией России. К ним относятся законы о порядке деятельности Правительства РФ, Конституционном Суде РФ, судебной системе, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.п. (таких законов насчитывается 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимают во исполнение и на основе конституционных законов. Их совокупность формирует текущее законодательство, в котором регулируются разные стороны политической, экономической, культурной и иных сторон жизни государства.


В данной классификации в системе текущих документов особую разновидность формируют органические и чрезвычайные акты.

Органические законы также называют кодифицированными. Под ними понимают юридически цельные и внутренне согласованные акты, которые характеризуются высоким уровнем нормативных обобщений и призваны в комплексной форме регламентировать определенную область общественной жизни. Примерами подобных законов являются Основы законодательства и кодексы по тем или иным отраслям законодательства.

Чрезвычайные законы также называют исключительными. Они принимаются при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые могут быть вызваны экологическими, природными, социальными и другими причинами, и обычно имеют временный признак.

Таким образом, законы занимают важнейшее место в системе нормативно-правовых актов. Они характеризуются набором определенных признаков, что позволяет отграничить их от иных схожих правовых категорий.

2 Анализ проблем соотношения права и закона

2.1 Анализ соотношения права и закона

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе [2].

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) – это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.


Закон – это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания – нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности, – это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно [15]:

1 Каков же критерий правовых законов?

2 Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.


Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Попытки определить соотношение права и закона появились почти одновременно со становлением права, они возникали ещё в Древние времена. Они предпринимались Демокритом, Сократом, Аристотелем, Платоном, Эпикуром, Цицероном и другими исследователями, данный вопрос остается центральным в правопонимании и в наши дни.

В этой связи под «законом» нужно понимать не закон в строго специальном смысле данного термина (то есть, как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а всю совокупность официальных источников юридических норм. К ним относят: законы, указы, постановления, санкционированные обычаи, юридические прецеденты и т.д.