Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теория, понятие, психофизиология и факторы стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условные обозначения групп врачей:

Хирурги

Реаниматологи

Акушеры

Главные субъективно воспринимаемые трудности в содержании труда связаны с преобладанием в работе большого числа однотипных, уже знакомых задач, не требующих нестандартного решения. Частая повторяемость одних и тех же операций, дефицит времени- и высокая ответственность за исход профессиональных действий — таково субъективное представление о сложности задач. Необходимость жестко следовать предписанным правилам, невозможность проявить инициативу, предложить нестандартное решение — это также является одним из наиболее субъективно значимых профессиональных стрессоров. Это дополняется жестким контролем за исполнением трудовых задач, отслеживанием любых нарушений графика; работы, а также наличием неожиданных и плановых проверок, в том числе ведения-документации. В отличие от акушеров- и хирургов, для них особенно важно отсутствие адекватной обратной связи: позднее получение сведений о допущенной ошибке, отсутствие возможности отслеживать состояние здоровья больного.

Такого рода факторы вызывают постоянное переживание состояния острого стресса, проявляющегося, в ухудшении общего самочувствия, снижении бодрости и уверенности в себе, которые ведут к аккумуляции его последствий; и выражаются в нарастании устойчивого чувства тревоги и появлении признаков депрессии. В качестве одного из наиболее сложных и трудно обратимых проявлений- ПС выступает формирование синдрома выгорания и появления невротических реакций.

Особенности образа жизни обследованных врачей-реаниматологов способствуют усугублению характерной симптоматики ПС. У этой категории врачей увеличение количества заболеваний за последние полгода и наличие хронических болезней значимо коррелирует с общим сниженным самочувствием, плохими условиями труда, низкой оплатой труда, личностными и поведенческими деформациями. Алкоголь является основной стратегией борьбы со стрессом, его употребление увеличивается с возрастанием интенсивности переживания таких стрессоров как: напряженные межличностные отношения, жесткий контроль за деятельностью, ухудшение самочувствия, психосоматические и невротические реакции.

Для акушеров основной причиной развития ПС являются факторы, связанные со спецификой самой работы - это большое количество межличностных взаимодействий, постоянное общение, как с пациентами, так и с родственниками, близкими больных. К субъективно значимым стрессорам, характеризующим их отношение к работе, относится необходимость жестко следовать предписанным правилам, инструкциям, выполнять график работы и дежурств, что сопровождается написанием регулярной отчетности. Отсутствует свобода в планировании, нет выбора средств решения задач, в процесс работы постоянно вмешивается руководство и указывает, и это все при том, что задачи типичные и из хорошо известной акушерам области.


Вследствие воздействия наиболее существенных профессиональных стрессоров, у акушеров, также как в двух других группах врачей, наблюдается снижение общего самочувствия (слабость, отсутствие желания действовать, работа перестает приносить радость). К устойчивым переживаниям хронического стресса у акушеров относятся депрессивные и психосоматические реакции. У акушеров часто наблюдается раздражительность при решении тех или иных вопросов. Результатом этого комплекса проявлений ПС являются невротические реакции.

Для выявления более ясной структуры профессионального стресса врачей-реаниматологов был проведен факторный анализ субшкал ИДИКС, на основании чего были получены следующие данные.

Первый фактор включает большинство показателей тревожно-депрессивного комплекса, который, как правило, является следствием длительного переживания» хронического стресса. Второй фактор в большей степени демонстрирует неудовлетворенность организационной средой и условиями труда, что в первую очередь влияет на текущее состояние (плохое самочувствие). Третий фактор «Субъективное отношение к работе» показывает совокупность признаков трудовых задач, которые влияют на ПС у реаниматологов. В-четвертом факторе представлены два полюса: низкая автономия» при исполнении трудовых задач (-,631) и высокий контроль за исполнением (,506).

2.2. профилактики и расстройства

о стрессового расстройства (СР), приводят : синдром у 50 – 80% лиц, тяжелый [10, 40]. находится в от интенсивности . оказываются по отношению к , чем женщины.  

СР в контингентах лиц, ситуации, в от 10% у свидетелей до 95% тяжело (в том с соматическими ) [10, 41].

В литературе и В.Д. Вид был показатель СР перенесших , равный СР в мирное , по авторов, в 0,5% для мужчин и 1, 2% для . Но выраженные констатируются в на 1000 [9, 17].

из вышесказанного, деятельности , как выявление у состояний ( как травмы, так и в больнице) и им психологической с предотвращения изменений в .

психология [7, :

  • эмоционально-волевой , получивших в катастроф и (автотравмы, с высоты, , недуги);
  • травмы, реабилитация и больных;
  • по психологическим и терапевтического к .

Превентивная :

  • за служащими, не травм, но, тем не , в состоянии , волевой и дискомфорта;
  • причин ;
  • проведение , направленных на больных;
  • помощи.

:

  • отбор диагностики и , эффективно в условиях ;
  • медицинского по прикладной [4].

С улучшения с больницы из мероприятий , на котором врачей с психологии, и , обосновали и психологического в [13, 11].

Творчество, как к жизни важных , в мозге и , а это в свою , на всю эндокринную . выделяет , некоторые из них как препараты – или боль. в под влиянием биохимические исследовались . лабораторных и подтверждают, что способна болезнь. все специалистов-психологов об больного за , о возможности на него.

– это продолжительное, состояние , которое как или отрицательный фон жизни [20, Для настроения не ситуация, в человек, но и то, как он к относится. не всегда на ситуацию ( во случаях есть), то на к ней влиять . соответствует , что человек, его .

Не только ход на настроении, но и деятельности. своей изменить , в находиться . помочь ему то, что делать, и . Занятие повышает , способствует . , получение от процесса настроение. помогает к таким , ребенок в в состоянии . Тем , сохранив ему психики, а и – творчество.

 

Рис. 2.1. соматического нервным ( ). Источник: и структура и реакций у // медицинский . — — Т. 5, № 6. — С. 17–18.

логике влияющего на травм, модель с целью выздоровления:

Рис. 2.2. ускорения . : Распространённость и тревожных и у военнослужащих // альманах. — — Т. 5, № 6. — С.

В связи с используют [19, 80] :

1. Помощь в на здоровье

и затаенных , вины, с и высвобождения.

2. состояния при вторичных от

  • болезнь “ ” уйти от , от сложной ;
  • она возможность , любовь, ;
  • появляются для , чтобы для разрешения энергию или понимание ;
  • стимул для как личности или стереотипов ;
  • необходимость , которые к вам и вы сами.

3. расслабления, и здоровья

приводит к ожиданий и от ощущений.

4. мысленных

образов-процессов, .

5. Помощь в обид

оказывает воздействие. канализации и прощению.

6. , формирующих

Итак, можно сформулировать методы первой помощи при остром стрессе.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).


Заключение

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Проведенный теоретический анализ проблем стресса и эмоционального стресса, в том числе показал, что характерной особенностью деятельности при решении рабочих задач является периодическое возникновение проблемных (сложных, нештатных) ситуаций и воздействие неблагоприятных, экстремальных экологических и инфор­мационных факторов, которые приводят к развитию психической напряженности и психологичес­кого стресса.

Анализ особенностей генезиса эмоционального стресса свидетельствует о том, что в его основе лежат информацион­но-когнитивные процессы, отражающие реальные и вообра­жаемые условия стрессогенных ситуаций. Наличие конкрет­ных рабочих причин возникновения этого состояния, связан­ных с информационными особенностями дея­тельности (полимодальность сигналов, различные формы ко­дирования сообщений, вероятностная структура сигналов, значимость ситуаций, совмещенная деятельность и многие другие), роль когнитивных процессов в развитии психологического стресса, его проявления не только в вегето-соматических и биохимических реакциях организ­ма, но и в познавательной сфере. Необходимость выделе­ния в качестве самостоятельной формы эмоционального стресса обусловливается, помимо особенностей его «этиопатогенетической» природы, и специфичностью средств и спосо­бов профилактики и преодоления данного вида.

Формирование концепции эмоционального стресса как разновидности психологического стресса неразрывно связа­но с относительно короткой историей развития учения о стрессе в целом, теорий и моделей биологического, физиоло­гического, социального стресса. В ряду прочих концепций стресса следует выделить когнитивную теорию стресса, раз­работанную Р. Лазарусом и его сотрудниками, а так же ре­зультаты изучения различных аспектов психической регу­ляции процессов формирования эмоционального стресса, которые получены многочисленными исследователями и спо­собствуют системному анализу данного функционального со­стояния.

Как известно, основным критерием для выделения ка­кой-либо системы из окружающего мира является ее рас­смотрение со стороны целевого назначения. В этой связи важно правильно определить системные основания, то есть уровни, которые лежат в основе функционирования систе­мы. Отнесение тех или иных психических явлений к сис­темным образованиям определяет необходимость установ­ления их компонентного состава, взаимосвязи и иерархии этих компонентов.


С этих позиций приведенные материалы изучения механизмов развития эмоционального стресса позволяют рассматривать процессы когнитивной регуляции этого состояния как системную категорию. Системообразующим фактором этого процесса является соотношение субъективных оценок степени экстремальности ситуации и способности ее преодоления, купирования, которые отражаются в чувстве тревоги, страха и т. п. Как отмечает Р. Лазарус, оценка является когнитивным медиа­тором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида. Формирование информационной основы представлений о реальной или потенциальной уг­розе, ущербе, потере, сложности ситуации происходит с по­мощью когнититвных процессов, которые обеспечивают, ин­теграцию и интерпретацию информации о субъективно зна­чимых событиях. Эти преобразования информации на ос­нове функционального взаимодействия различных психи­ческих процессов сопровождаются избирательным отноше­нием к ней, приданием информации определенных значе­ний, построением на ее основе психических образов ситуа­ций, восполнением информационных «пробелов» в памяти, снижением ее неопределенности и т. д.

Характер оценочных суждений о требованиях ситуаци­онных воздействий и ресурсах личности, необходимых для удовлетворения этих требований обусловливается такими осо­бенностями субъекта, как его эмоциональность, «личная схема» и степень ожидания неприятных событий, эффективности личного поведения и собственных реак­ций в экстремальной ситуации. Данный уро­вень регуляции эмоционального стресса обусловливается активационными процессами, которые формируют личност­ное отражение, проявление когнитивной системы развития этого психического состояния.

Представленные суждения о когнитивной системе регуляции эмоционального стресса следует рассматривать всего лишь как схему, которая требует уточнения и развития. Можно предположить, что механизмы регуляции процессов преодоления, купирования эмоционального стресса будут отличаться от описанных выше, в частности, в связи с воз­растанием роли не только когнитивных, но и личностных ресурсов человека.

Данные теоре­тико-экспериментальных исследований, представленные в работе, отражают основные направления и некоторые итоги изучения этиопатогенетических особенностей эмоционального стресса, механизмов психической регуляции этого со­стояния, личностной детерминации стрессового процесса, методов его преодоления и ряда других аспектов проблемы, которые должны быть предме­том дальнейших исследований и обсуждений.