ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2019

Просмотров: 987

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • связь исторической науки с другими науками (какие науки используют данные истории, данными каких наук пользуются историки?);

  • вспомогательные исторические дисциплины;

  • предмет и объект исторического знания, особенности исторического познания, уровни знания истории;

  • функции исторической науки;

  • объективное и субъективное в исторической науке;

  • место истории в системе высшего образования и в техническом вузе в частности.

  1. Раскрывая второй пункт плана, учтите следующие позиции:

  • стадии развития исторической науки, их хронологические рамки;

  • крупнейшие отечественные историки, их наиболее значительные труды, особенности методологии и гражданской позиции.

  1. При подготовке третьего вопроса сосредоточьте внимание на следующих аспектах:

  • проблематика работ современных отечественных школ исторической науки;

  • крупнейшие центры, ученые, их достижения.

  1. Рассматривая четвертый вопрос, обратите внимание на следующие данные:

  • типы и виды исторических источников, их особенности;

  • принципы и методы работы с ними.


ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ


План


  1. Современные теории образования государств.

  2. Возникновение государственности у восточных славян.

  3. Эволюция древнерусского общества и государства в IXXII вв.

  4. Международные связи древнерусских земель.

  5. Культура Древней Руси: между Западом и Востоком.



Литература


  1. Горский, А.А. Русское Средневековье / Антон Горский. – М.: Астрель: Олимп, 2010. – 222 с.

  2. Горский, А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 392 с.

  1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IXXII вв.): курс лекций: учеб. пособие для вузов / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 339 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/, свободный).

  1. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для вузов / М.В. Бибиков [и др.]; под ред. Е.А.Мельниковой. – М.: ЛОГОС, 1999. – 608 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/, свободный).

  2. Из истории русской культуры. Т.1: Древняя Русь. – 2-е изд. – М.: Яз. рус. культуры, 2000. – 760 с.

  3. Котляр, Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX — первой половины X в. / Н.Ф. Котляр // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993 г. – М.: Наука, 1995. – С. 33 – 49. (Электронный ресурс: режим доступа http://dgve.csu.ru//arkhiv/DGVE_1992_1993.shtml, свободный)

  4. Мельникова, Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе (Постановка проблемы) / Е.А. Мельникова // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993 г. – М.: Наука, 1995. – С. 16 – 33. (Электронный ресурс: режим доступа http://dgve.csu.ru//arkhiv/DGVE_1992_1993.shtml, свободный)

  5. Назаренко, А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IXXII веков / А.В. Назаренко. – М.: Яз. рус. культуры, 2001. – 784 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://dgve.csu.ru/bibl/Nazarenko_2001.shtml, свободный)

  6. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. – М.: Знак, 2004. – 416 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://oldevrasia.ru/library/V-YA--Petrukhin--D-S--Raevskiy_Ocherki-istorii-narodov-Rossii-v-drevnosti-i-rannem-Srednevekove/, свободный)






Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • определение государства в различных научных школах;

  • современные теории образования государств, их соотношение с положениями дискуссий об образовании Древнерусского государства;

  • этногенез и роль миграций в становлении народов;

  • типы общностей в догосударственный период

  • пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.

  1. Разберите следующие аспекты проблемы:

  • социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв.;

  • восточные славяне в древности;

  • предпосылки образования государства; появление княжеств;

  • «варяжский» вопрос и современные подходы к его решению;

  • гипотезы происхождения слова «Русь»;

  • объединение главных центров формирования древнерусской государственности – Новгорода и Киева.

  1. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • государственные институты Киевской Руси (князь, дружина, вече) и социальная структура; изменения по сравнению с догосударственным периодом;

  • роль городов в политической и социально-экономической структуре Древней Руси;

  • формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства в период раздробленности;

  • феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

  1. При подготовке четвертого вопроса сосредоточьте свое внимание на следующих аспектах:

  • особенности взаимоотношений восточных славян со своими соседями (кочевые племена, Хазария, Волжская Булгария, финно-угорские и балтские племена, скандинавы и другие народы Западной Европы, славянские страны, Византия);

  • роль Руси в международной торговле;

  • основные вехи внешней политики киевских князей IX – начала XII в.

  1. Рассмотрите следующие позиции:

  • проблемы изучения восточнославянского язычества;

  • христианизация и проблемы взаимодействия новых культурных приобретений с языческой традицией;

  • следы влияния соседних народов на духовную и материальную культуру Древней Руси;

  • достижения Древней Руси в области культуры (научные знания, литература, искусство).


ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XIIIXV ВВ. И

ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


План


  1. Монгольская экспансия. Система ордынского господства на Руси.

  2. Экспансия Запада. Роль Александра Невского в русской истории.

  3. Московская Русь и Литва – центры объединения русских земель.

  4. Феномен государственной централизации и ее начальные этапы в России (вторая пол. XV – нач. XVI в.)

  5. Роль религии в средневековых обществах Запада и Востока.

  6. Культура русских земель XIIIXV вв.


Литература


  1. Березовая, Л.Г. История русской культуры: учебник: в 2-х ч. / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. Ч. 1. – М.: Владос, 2002. – 400 с.

  2. Всемирная история: в 24-х т. / А.Н. Бадак [и др.]. Т. 8: Крестоносцы и монголы. – М.; Минск: АСТ; Харвест, 2005. – 528 с. Т. 11: Развитие государств Восточной Европы. – М.; Минск: АСТ; Харвест, 2006. – 589 с.

  3. Горский, А.А. Русское Средневековье / Антон Горский. – М.: Астрель: Олимп, 2010. – 222 с.

  4. Горский, А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 392 с.

  5. Греков, И.Б. Русские земли в XIII – XV веках / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – М.: ШиК, 1996. – 318 с.

  6. Гуревич, А.Я. Средневековье как тип культуры / Гуревич А.Я. // Антропология культуры. Вып. 1. – М.: ОГИ, 2002. – С. 39 – 55 (Электронный ресурс: режим доступа


http://ec-dejavu.ru/m/Middle_Ages_Gurevich.html, свободный)

  1. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XIIXIV вв.): курс лекций / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  2. История средних веков / сост. М.М. Стасюлевич. – СПб.; М.: ПОЛИГОН; АСТ, 1999. – 1376 с.

  3. Юрганов, А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ в. – М.: Политиздат, 1991. – С. 34 – 75. (Электронный ресурс: режим доступа http://krotov.info/libr_min/27_yu/yurch/yurganov.html, свободный)


Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • образование монгольской державы, социальная структура монгольского общества, причины и направления монгольской экспансии;

    • улус Джучи и монгольское нашествие на Русь, причины поражения Руси и его последствия;

    • система господства монголов над Русью;

    • дискуссия о роли ига в становлении русского государства;

    • тюркские народы России, входившие в состав Золотой Орды.

  2. При раскрытии второго пункта плана нужно рассмотреть:

    • этнополитическую ситуацию в Восточной Прибалтике к XIII в.; причины столкновения в этом регионе интересов западноевропейских правителей, папства, духовно-рыцарских орденов и русских князей;

  • основные вехи крестоносной экспансии в конце XII – первой трети XIII в.;

  • ход и историческую оценку Невской битвы и Ледового побоища (с учетом имеющейся в науке дискуссии о значении этих сражений); дальнейшее развитие ситуации в регионе;

  • принципы внешней и внутренней политики Александра Невского как великого князя; общую оценку его деятельности.

  1. Рассматривая третий вопрос, учтите следующие позиции:

  • причины начала объединительного процесса в русских землях;

  • характеристика Литвы как центра объединения;

  • политический «ландшафт» Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия; причины возвышения Москвы;

  • основные этапы объединения княжеств Северо-Восточной Руси;

  • князья московской династии, внесшие набольший вклад в дело объединения;

  • отношения Московской Руси, Литвы и Орды.

  1. При подготовке четвертого вопроса сосредоточьте свое внимание на следующих аспектах:

  • определение процесса государственной централизации; его роль в европейском средневековье; связь централизации и формирование национальной культуры;

  • начальные этапы централизации Российского государства (вторая пол. XV – нач. XVI в.): борьба с удельной системой, начало формирования централизованного аппарата управления, появление единого законодательства, формирование дворянства как опоры центральной власти, возникновение идеологии национальной монархии;

  • альтернативы дальнейшего социально-политического развития России в начале XVI в.

  1. Разберите следующие аспекты проблемы:


  • католическая церковь в средневековой Европе, борьба за лидерство в католическом мире (война гвельфов и гибеллинов);

  • русская православная церковь в XIII – XV вв. ее значение в политической и социально-экономической жизни Русских земель;

  • особенности развития исламских государств в XIII – XV вв.

  1. При подготовке шестого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • последствия монгольского нашествия для русской культуры;

  • признаки возрождения русской культуры после нашествия;

  • развитие литературы (расцвет летописания, литературные памятники Куликовского цикла, житийная литература, трансформация традиционного жанра в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина);

  • развитие живописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий);

архитектуры (белокаменный кремль Дмитрия Донского, перестройка ансамбля Московского кремля при Иване III и пр.).







ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIXVII ВВ. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


План


  1. Проблема генезиса абсолютизма. Эпоха Ивана Грозного в России.

  2. «Смутное время» в России: внутренний кризис и внешние вторжения.

  3. Развитие государства, общества и церкви в XVIXVII вв.

  4. Международные отношения в XVIXVII вв.

  5. Русская культура XVIXVII вв.


Литература


  1. Березовая, Л.Г. История русской культуры: учебник: в 2-х ч. Ч. 1 / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М.: Владос, 2002. – 400 с.

  2. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2003. – 496 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/, свободный)

  3. История внешней политики России. Конец XV – XVII век (От свержения ордынского ига до Северной войны). – М.: Международные отношения, 1999. – 447 с.

  4. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ в. – М.: Политиздат, 1991. – 365 с.

  5. Платонов, С.Ф. Смутное время: учеб. пособие / С.Ф. Платонов. – СПб.: Лань, 2001. – 480 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://dugward.ru/library/platonov/platonov_smutnoe_vremya.html, свободный)

  6. Подвиг Нижегородского ополчения. Нижний Новгород: Книги, 2011. Т. 2. – 670 с.

  7. Пудалов, Б.М. Нижегородское Поволжье в 1608-1612 гг. и действия ополчения под руководством К. Минина и Д.М. Пожарского / Б.М. Пудалов // Открытый текст: электронное периодическое издание. – [Н. Новгород], 2009. – Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/ archives/nn/servicenn/exhibitions/opol1611-12/?id=2689, свободный.

  8. Сахаров, A.M. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. / А.М. Сахаров. – М.: Высшая школа, 1969. – 222 с.

  9. Скрынников, Р.Г. Россия в начале XVII века. «Смута» / Р.Г. Скрынников. – М.: Мысль, 1988. – 283 с.


Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества в Западной Европе;

    • дискуссия об определении абсолютизма; абсолютизм и восточная деспотия;

    • мнения ученых о роли правления Ивана Грозного в становлении русского абсолютизма; правление первого русского царя как поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси;

    • предпосылки и направления преобразований Ивана IV (по каждой реформе: дореформенная ситуация, цель преобразований, мероприятия, итоги);

    • фактическая сторона событий, связанных с опричниной;

    • существующие в науке точки зрения на причины и сущность опричнины; итоги правления Ивана Грозного.

  2. При раскрытии второго пункта плана нужно рассмотреть:


    • причины наступления «Смутного времени»;

  • представления о сущности внутренних конфликтов (крестьянская или гражданская война?); особенности интервенции;

  • периоды Смуты, их содержание и значение;

  • роль нижегородцев в деле восстановления национальной государственности.

  1. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • государственный строй, система центрального и местного управления России XVIXVII в., роль в их формирование Ивана IV;

  • влияние Смуты на развитие русской государственности; изменения, произошедшие в правление первых Романовых; причины укрепления самодержавия в этот период;

  • этапы формирования крепостного права; историческое значение Соборного уложения 1649 г.;

  • причины социальной нестабильности в послесмутное время и наиболее яркие ее проявления (бунты, восстания);

  • особенности взаимоотношений церкви и государства в России XVIXVII в.; предпосылки и ход церковной реформы патриарха Никона; социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия.

  1. При раскрытии четвертого пункта плана нужно рассмотреть:

  • главные особенности и ключевые события международных отношений в Европе XVIXVII вв.;

  • основные направления внешней политики России в конце XVXVI вв.; достижения и неудачи на каждом из них в правление Ивана III, Василия III и Ивана IV, их причины и значение;

  • влияние на международное положение России Смутного времени; внешенеполитические задачи, вставшие пред страной после его окончания, мероприятия, проведенные для их решения, результаты (1620-1690-е гг.).

  1. Рассматривая пятый вопрос, учтите следующие позиции:

  • основные тенденции в развитии русской культуры (нивелировка культурных особенностей русских земель и формирование национальной культуры, проникновение западных культурных традиций, обмирщение);

  • накопление и трансляция научных знаний;

  • монументальные литературные произведения традиционных жанров эпохи Ивана Грозного и вновь появившиеся публицистические произведения, причина их появления;

  • традиции и новации литературы XVII в. (на конкретных примерах);

  • новые черты в развитии искусства (шатровая и ярусная архитектура, московское барокко, новый стиль живописной школы С. Ушакова, стремление к пышности и нарядности).


ТЕМА 5. РОССИЯ И ЕВРОПА В XVIII ВЕКЕ


План


  1. XVIII в. в европейской и мировой истории. Европейское Просвещение и рационализм.

  2. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

  3. «Эпоха дворцовых переворотов».

  4. «Просвещенный абсолютизм» и внутренняя политика Екатерины II.

  5. Международные отношения в XVIII в. Изменение роли России в Европейской политике.

  6. Русская культура XVIII в.



Литература


  1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ: XVIII век, 1-я четверть / Е.В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 495 с.

  2. Березовая, Л.Г. История русской культуры: учебник: в 2-х ч. Ч. 1 / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М.: Владос, 2002. – 400 с.

  3. Васильев, Л.С. Всеобщая история: в 6 т. / Л.С. Васильев. Т. 3: От средних веков к новому времени (XVI—XVIII вв.): учеб. пособие.— М.: Высшая школа, 2008. — 567 с.

  4. Доннерт, Э. Екатерина Великая: личность и эпоха / Эрих Доннерт; пер. с нем. В.А. Певчев. – С-Пб.: Вита Нова, 2003. – 542 с.

  5. Европейское Просвещение и цивилизация России. – М.: Наука, 2004. – 356 с.

  6. История России ХVIII – ХIХ веков / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

  7. Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 575 с.

  8. Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII веке. Традиции и модернизация / А.Б. Каменский. – М.: Новое лит. обозрение, 1999. – 328 с.

  9. Троицкий, С.М. Россия в XVIII в. / С.М. Троицкий. – М.: Наука, 1982. – 256 с.