ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2019

Просмотров: 1009

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические рекомендации


  1. При раскрытии первого пункта плана нужно рассмотреть:

    • философские и политические идеи эпохи Просвещения;

    • возникновение классической английской политической экономии; значение трудов А. Смита;

    • роль в развитии европейской философии французских философов (Ж. Мелье, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо);

    • влияние идей Просвещения на политическое, социальное и экономическое развитие Европы.

  2. При подготовке второго вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • территория, население, экономическое положение, социальный строй, система управления России в конце XVII в.; причины петровских реформ;

  • преобразование армии, финансов, изменение статуса разных слоев населения, реорганизация органов управления при Петре I;

  • преимущества и недостатки новых учреждений в сравнении с предшествующим периодом; внутренняя логика петровских реформ.

  1. Раскрывая третий пункт плана следует:

    • сформулировать предпосылки «эпохи дворцовых переворотов», дать определение понятию «дворцовый переворот»;

  • описать фактическую сторону событий связанных с переходом престола от смерти Петра I до восшествия Петра III, охарактеризовать личности монархов;

  • показать особенности внутренней политики данного периода, уделив внимание в первую очередь более продолжительным царствованиям Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

  1. Раскрывая третий пункт плана, обратите внимание на следующие позиции:

  • особенности и значение прихода к власти Екатерины II; оценка ее личности;

  • экономическое развитие России в правление Екатерины II;

  • суть понятия «просвещенный абсолютизм», наиболее существенные проявления этой политики в России, причины сочетания либерализма в экономике и ужесточение крепостного права;

  • цель и сущность преобразований Екатерины II в области государственного управления; система управления губернией и уездом, судебные учреждения; основные городские учреждения;

  • главные положения жалованной грамоты городам 1785 г.; положительные и отрицательные последствия реформ Екатерины II.

  1. При ответе на четвертый вопрос рассмотрите:

  • борьбу за испанское и австрийское престолонаследие между европейскими дворами;

  • значение для развития мирового сообщества борьбы за независимость английских колоний в Северной Америке и образования США; роль России в этом процессе;

  • цели и направления внешней политики России при Петре I; основные внешнеполитические события;

  • причины и последствия разгрома Пруссии Россией в Семилетней войне;

  • главные направления внешней политики России в период правления Екатерины II, результаты действий на каждом направлении;

  • новая роль России в европейской политике XVIII в.

  1. При подготовке пятого вопроса сосредоточьте внимание на следующих аспектах:


  • развитие образования; система профессиональной подготовки (навигационная, артиллерийская, инженерная школы, медицинское училище и др.);

  • начало систематического изучения русской истории, роль В.Н. Татищева;

  • открытие общедоступного театра в Москве, деятельность Ф.Г. Волкова;

  • открытие Академии наук, масштаб личности М.В. Ломоносова, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина;

  • перелом в изобразительном искусстве, в гражданском строительстве;

  • основные направления развития русской литературы, наиболее значимые произведения;

  • направления русской общественно-политической мысли во второй половине XVIII в.


ТЕМА 6. РОССИЯ И МИР В XIX В.


План


  1. Промышленный переворот и его последствия.

  2. Наполеоновские войны и Россия. «Восточный вопрос».

  3. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

  4. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.: либеральная и консервативная альтернативы.

  5. Эпоха реформ Александра II и Александра III.

  6. Русская культура XIX в.


Литература


  1. Бородкин, Л. И. Дореволюционная индустриализация и ее интерпретация / Л.И. Бородкин // Экономическая история. – 2006. – Вып. 12. – Режим доступа:  http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/borodkin3.pdf, свободный.

  2. Васильев, Л.С. Всеобщая история: в 6 т. / Л.С. Васильев. Т. 3: От средних веков к новому времени (XVI—XVIII вв.): учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 567 с.

  3. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России / под ред. Б. В. Ананьича. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. – 734 с.

  4. История России ХVIII – ХIХ веков / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

  5. История России ХIХ – начала ХХ в.: учебник для университетов / под ред. В.А. Федорова. – М.: Зерцало, 2000. – 752 с.

  6. Корнилов, А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов. – М.: АСТ, 2004. – 863.

  7. Каррер д’Анкосс, Э. Незавершенная Россия: пер. с фр. / Э. Каррер д’Анкосс. – М.: РОССПЭН, 2005. – 189 с.

  1. Пайпс, Р. Россия при старом режиме: пер. с англ. / Р. Пайпс. – М.: Захаров, 2004. – 496 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Peips/_Index.php, свободный).


Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • причины и место начала промышленного переворота; влияние технического прогресса на промышленное развитие; замена мануфактуры фабрикой; влияние на производство объема внешней торговли;

    • экономическое развитие Англии, Франции, Германии, США;

    • влияние промышленного переворота на положение рабочего класса и крестьянства; направление развития рабочего движения;

    • влияние развития экономических контактов, совершенствования средств транспорта и связи на состояние мировой культуры; влияние на развитие культуры Европы идей Сен-Симона, Фурье и Оуэна; основные художественные направления (классицизм, барокко, романтизм, реализм).

  2. При подготовке второго вопроса обратите внимание на следующие аспекты:


    • участие России в антинаполеоновских коалициях;

    • причины и последствия заключения Тильзитского мира; смысл континентальной блокады, причины ее кризиса;

    • причины и поводы нападения Наполеона на Россию; основные этапы Отечественной войны 1812 г.; историческое значение победы России в войне против Наполеона; значение Венского конгресса;

    • «Священный союз» и роль России в его деятельности; цели внешней политики Александра I после войны;

    • изменение места и роли России в европейской политике

    • «восточный вопрос»: этапы развития противоречий между Россией, Англией, Францией, Австрией;

    • русско-турецкие войны (1806-1812; 1828-1829); русско-персидские войны (1804-1813; 1826-1828)

    • Крымская война: причины, повод, результаты и последствия для России.

  1. При подготовке ответа на вопрос нужно рассмотреть:

    • отмена статей Парижского трактата как главная задача российской дипломатии;

    • захват Кокандского ханства, Бухарского эмирата. Образование Туркестанского генерал-губернаторства (1864 – 68 гг.);

    • значение русско-английского соглашения 1873 г. по Афганистану; капитуляция Хивинского ханства; военная экспедиция генерала М.Д. Скобелева; образование Закаспийской области (1881 г.);

    • основные проблемы и противоречия в процессе русской колонизации Дальнего востока; продажа Аляски Америке – непродуманный шаг или осознанная необходимость (1867 г.);

    • заключение «Союза трех императоров»: цель деятельности и значение для международного положения России;

    • ближневосточный кризис и роль России в его разрешении. Русско-турецкая война 1877-78 гг.: военные достижения и дипломатические поражения, смена приоритетов в выборе союзников.

  1. При раскрытии четвертого вопроса плана нужно рассмотреть:

    • задачи, стоявшие перед Александром I в области внутренней политики; положение крестьян, армии, системы управления до реформ Александра и произведенные им изменения, положительные и отрицательные стороны реформ; попытки решения крестьянского вопроса; создание системы народного образования в России;

    • хронологию возникновения тайных политических организаций, их программы; причины декабристского движения, основные его этапы, причины поражения, итоги;

    • консервативно-охранительное направление во внутренней политике России второй четверти ХIХ в.; причины возникновения либерального движения; взгляды «славянофилов» и «западников»; судьбу либерального движений в России в ХIХ в.;

  1. При подготовке пятого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • состояние российской экономики и общества в период, предшествующий отмене крепостного права;

    • предпосылки отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформ, реформ в сфере образования и печати, подготовка реформ, их содержание, механизм проведения, непоследовательность, незавершенность и противоречивость, последствия и значение реформ;

    • развитие российской промышленности в пореформенный период, изменение социальной структуры и социальных отношений, состояние сельского хозяйства;

    • общественное движение в период реформ, его социальный состав и идеология; три направления революционного народничества (представители, взгляды, цели, тактика);

    • преобразования Александра III в области земского управления, судебной системы, образования и печати в сравнении с реформами Александра II; причины смены политического курса.


  1. Рассматривая развитие русской культуры в ХIХ в., обратите внимание на ряд аспектов:

  • значение Отечественной войны 1812 г. для развития русской культуры;

  • основные стили и направления в русской литературе и искусстве (живопись, скульптура, архитектура, музыка); наиболее выдающиеся представители литературы и искусства, значение их творчества для отечественной и мировой культуры.












ТЕМА 7. Россия и мир в первыХ десятилетияХ ХХ в.


План


1. Россия и мир на рубеже XIXXX вв.

2. Первая мировая война и ее влияние на европейское развитие.

3. 1917 год в истории России.

4. Рождение и становление советского государства.

5. Историческое развитие мира в 1920 – 1930-е гг.

6. Тоталитаризм как явление ХХ века. Сталинский политический режим в СССР.

7. Русская и советская культура начала ХХ в.


Литература


  1. Боффа, Дж. История Советского Союза: в 2 т.: пер. с итал. / Дж. Боффа. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1994. – 628 с.

  2. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991.: пер. с фр. / Н. Верт. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 542 с.

  3. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России / под ред. Б.В. Ананьича. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006. – 734 с.

  4. Карацуба, И.В. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов / И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов. – М.: КоЛибри, 2006. – 638 с.

  5. Пайпс, Р. Русская революция : в 3 кн. : пер. с англ. / Р. Пайпс. Кн. 1 - 3. – М.: Захаров, 2005.

  6. Сидоров, А.Ю. История международных отношений 1918-1939 /А.Ю. Сидоров, Н.Е. Клейменова. – М.: Центрполиграф, 2006. – 640с.

  7. Хобсбаум, Э. Век империй. 1875-1914. /Э. Хобсбаум. – Р н/Д: «Феникс», 1999. – 512с.


Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • политическое и экономическое развитие Европы, США, стран Южной Америки в конце XIX – начале ХХ в.;

    • особенности российской экономики;

    • сущность и последствия реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина;

    • изменения в политической системе России в начале XX в. (революция 1905 – 1907 гг. и ее итоги);

    • политические партии в России начала XX в. (генезис, классификация, программы, тактика).

  2. Рассматривая второй пункт плана, учтите следующие позиции:

  • предпосылки войны, военно-политические блоки;

  • ход военных действий и итоги Первой мировой войны;

  • влияние Первой мировой войны на развитие европейских стран и России;

  1. При раскрытии третьего пункта плана рекомендуется рассмотреть:

  • причины общенационального кризиса и революции в России в 1917 г.;

  • альтернативы развития России после событий февраля 1917 г.;

  • политическую программу и деятельность большевиков в 1917 г.

  1. При подготовке четвертого вопроса сосредоточьте внимание на следующих аспектах:

  • этапы возникновения советского государства (формирование однопартийной политической системы, Гражданская война, военный коммунизм, образование СССР);

  • политический кризис начала 1920-х гг.; НЭП;

  • борьба в партийном руководстве по вопросам развития страны; возвышение И.В. Сталина.


  1. Раскрывая пятый пункт плана, обратите внимание на следующие позиции:

  • мировая экономика в межвоенный период, мировой экономический кризис 1929 г. и «Великая депрессия»;

  • альтернативные пути выхода из кризиса: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм, национал-социализм;

  • экономические основы советского политического режима;

  • экономические и социальные последствия форсированной индустриализации и сплошной коллективизации.

  1. При подготовке шестого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

  • характерные черты и особенности тоталитарных режимов (фашизма в Италии, нацизма в Германии, сталинизма в СССР);

  • дискуссии о тоталитаризме в современной исторической науке.

  1. Рассматривая развитие русской и советской культуры в ХХ в., обратите внимание на ряд аспектов:

  • серебряный век русской культуры;

  • русская эмиграция (центры, идеология, деятельность, лидеры);

  • советская культура в 1920-30-е гг.


ТЕМА 8. Вторая мировая война и послевоенный мир


План


1. Международные отношения накануне Второй Мировой войны.

2. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах. Причины и цена победы.

3. Антигитлеровская коалиция и глобальные стратегические решения по послевоенному переустройству мира.

4. «Холодная война».

5. Внутренняя политика СССР в послевоенные десятилетия (1946 – 1985 гг.).

6. Советская культура во второй половине ХХ в.


Литература


  1. Боффа, Дж. История Советского Союза: в 2 т.: пер. с итал. / Дж. Боффа. Т. 1 - 2. – М.: Международные отношения, 1994.

  2. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994: пер. с итал. / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1996. – 320 с.

  3. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991.: пер. с фр. / Н. Верт. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 542 с.

  4. Кальвокоресси, П. Мировая политика после 1945г.: в 2-х книгах /П. Кальвокоресси. – М.: Международные отношения, 2000.

  5. Карацуба, И.В. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов / И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов. – М.: КоЛибри, 2006. – 638 с.

  6. Хобсбаум, Э. Эпоха крайностей: короткий двадцатый век. 1914-1991 / Э. Хобсбаум . – М.: «Изд-во Независимая газета», 2004. – 632с.


Методические рекомендации


  1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

    • особенности международных отношений в межвоенный период; Лига Наций;

    • советская внешняя политика в 1920-30-е гг.;

    • международный кризис в конце 1930-х гг.; «Мюнхенский сговор»; пакт Молотова-Риббентропа.

  2. Рассматривая второй пункт плана, учтите следующие позиции:

  • предпосылки и ход Второй мировой войны;

  • СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах;

  • решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма; причины и цена победы.

  1. При раскрытии третьего пункта плана рекомендуется рассмотреть:

  • формирование антигитлеровской коалиции;

  • итоги Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций;

  • новая карта мира; создание ООН.