Файл: Теория происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной нами темы вызвана, прежде всего, тем, что исследование теорий происхождения права позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления деятельности, точнее установить место и роль этого социального регулятора в жизни общества и политической системы. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает разные, иногда и диаметрально противоположные, взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Мы, жители правового государства, никогда не сможем однозначно ответить, какая из представленных учеными теорий о происхождении права является истинной, а какая-ложной, но мы можем изучить аспекты, плюсы и минусы каждой теории и выбрать ту, которая ближе именно нам для понимания сущности права.

Объект исследования-основные концепции происхождения права.

Предмет исследования -регулирование общественных отношений с точки зрения различных теорий о происхождении права.

Методология. Во время работы над данной темой мы пользовались такими общенаучными и частными методами, как сравнительно-правовой, метод сравнения, анализа, диалектики.

Целью данной работы является углубленный анализ теорий происхождения права и обобщение закономерностей и форм возникновения права.

Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:

- дать определение права на разных исторических этапах развития и раскрыть его сущность;

- рассмотреть регулирование социальных взаимоотношений в рамках первобытного общества;

- провести анализ и выявить причины многообразия мнений о происхождении права;

- выделить главные, основные, а также нераспространенные теории происхождения права;

- рассмотреть в каждой из теорий достоинства и недостатки;

- обобщить закономерности возникновения права.

Значимость данной проблемы происхождения права высока. Этот социальный регулятор принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Право обусловливает существование современного постиндустриального общества, которое не сможет развиваться без социальных регуляторов поведения. Современные социальные нормы возникали издавна, претерпевая множество изменений. Например, нормы догосударственного периода, такие как обряды, мифы, обычаи, запреты, дозволения и обязывания соблюдались всем обществом (родом), принуждение носило моральный, а не политический характер. Любой полицейский современного государства,-писал Ф.Энгельс,-может позавидовать тому, как охотно люди исполняли все правила, указания старейшин.[1] Но общество не стоит на месте, оно развивается под влиянием множества факторов. Традиционно теория государства и права при изучении происхождения права акцентировала внимание на том, что право возникает там и тогда, когда возникают классы, выражающие и даже навязывающие свою волю подчиненным классам, в связи с чем растет необходимость осуществлять государственное принуждение. Так обычаи, передаваемые из поколения в поколение и закрепляемые в сознании людей, уходят в прошлое, и появляется право, как способ осуществления функций и нужд государства-более эффективный регулятор и более надежный инструмент охраны интересов господствующего класса.


Степень изученности данной темы довольно велика. Над ней работали такие ученые – юристы, как В.В. Лазарев, А.Б. Венгеров, В.С. Нерсесянц, В.К. Бабаев, Т.В. Кашанина, М.Н. Марченко. Также эту тему рассматривали А.П. Бутенко в работе «Государство. Его вчерашние и сегодняшние трактовки»; Л.А.Гумплович в «Общем учении о государстве»; Е.В. Епифанова и Т.Е. Павлисова в своей работе «Государственно-правовые концепции: история и современность»; М.Ф. Владимирский-Буданов в «Обзоре истории русского права» и многие другие ученые-правоведы.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРАВА

1.1 Понятие, сущность, развитие права

Мы не можем говорить о происхождении права, не разобрав его понятие, сущность и предназначение. Право, несомненно, существует в различных видах, формах, образах. Этот вопрос вызывал и вызывает бесконечные споры в российской и зарубежной юриспруденции.

В сборнике, изданном по запискам студентов в 1906 г., отмечалось, что основная задача юридической энциклопедии, как и всей юридической науки, «заключается в определении самого понятия о праве»[2].

Множество определений права и мнений о нем, как явлении, позволяет взглянуть на него сквозь призму веков, отразить в нем наиболее важные его стороны и черты не только для одной исторической эпохи, но и для ряда других эпох, увидеть право не только в статике, но и в динамике.

Например, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Сократ (469-399 гг, до н.э.) и Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) в своем правопонимании исходили из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость. Рассмотрим, чем же право отличается от предшествующих ему мононорм, то есть норм, соединяющих в себе, правило поведения обще социального, религиозного и правового характера.

Первое и главное отличие кроется в содержании. С момента преобразования экономики в производящую, качественно изменяются все стороны жизни общества, в том числе его регулятивная система. Правовая часть данной системы начинает формироваться в связи со специфическими обстоятельствами сельскохозяйственного производства.


На ранних этапах развития общества религия остается тесно связанной с правилами поведения. Таким образом, первичное право имело как материальный, так и религиозный характер. Спустя долгое время, на следующем этапе производящего хозяйства, с появлением новых форм собственности социальные регуляторы получают все более четкое классовое содержание. Именно эти классовые отношения начинает регулировать и обслуживать нормативная система, приобретая все новые свойства и функции. Это и является основой такой регулятивной системы как право[3].

В это время право в СССР стали определять не только как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственной властью, но еще и характеризуемых тем, что они осуществляются в принудительном порядке, защищают отношения, «выгодные и угодные господствующему классу». При такой формулировке любое нарушение правового предписания, каким бы оно ни было, можно рассматривать как «подрыв социалистического строя» со всеми вытекающими отсюда последствиями, что, к сожалению, и получило, как известно, широкое распространение на практике в 1930-1950г[4].

В постсоветский период важнейшей особенностью подхода к определению понятия права стало категоричное отрицание классового характера права. Так происходит выдвижение на первый план как общечеловеческих, так и индивидуальных ценностей, и интересов. Второе отличие права от мононорм-способы регулирования.

Система дозволений, запретов и позитивных обязываний выходит на новый уровень, происходит расщепление мононорм, причем позитивное обязывание занимает все больший объем. Третье, что мы отметим, - изменение формы выражения социального регулятора.

Становление собственно права можно связать с появлением агрокалендарей (4-3 тыс. до н.э.) в раннеземледельческих обществах Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Это, несомненно, является важным событием, так как упорядочение времени является обязательным критерием для появления права. На последующих этапах развития общества возникают иные письменные формы закрепления норм, которые постепенно избавлялись от религиозных воззрений. Такого вида закрепления мононормы не имели.

Следующее не менее важное отличие-процедурное. Если контролером исполнения мононорм являлось общество, группы или общественные лидеры, то с возникновением права появляются и специально назначенные должностные лица, и созданные социальные институты: полиция, армия. Проанализировав все данные отличия, мы приходим к выводу, что становление права идет путем появления специальных правил, контролирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда в раннеклассовом обществе.


Эти правила получат специфическое закрепление в форме агрокалендарей, одновременно развивается самостоятельная система, информирующая об этих нормах, контролирующая их исполнение.

Время идет, преобразуется и право. Средневековые воззрения на права человека неразрывно связаны с христианством (учения Аквината, Лютера и др.), от которых, как мы знаем, данный социальный регулятор, впоследствие, освободился.

По мнению представителя нового времени, Р.Иеринга (1818-1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. На основании этого подхода право можно определить, как систему общеобязательных правил поведения, которая устанавливается и охраняется государством, выражает общие и индивидуальные интересы населения страны и выступает государственным регулятором общественных отношений. То есть право наделяется привычными для нас сегодня функциями и признаками.

Рассмотрим их подробнее.

Роль права для человечества переоценить невозможно. Именно его предназначение выражает главные черты, направление на осуществление коренных задач, стоящих на данном этапе развития общества.

Во-первых, оно служит важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного сотрудничества.

Во-вторых, право обеспечивает подлинное народовластие в стране, устанавливая и охраняя институты демократии. (Конституция и другие законы закрепляют порядок свободных выборов, полномочия и порядок деятельности президента страны и высших представительных органов и т.д.)

В-третьих, потребность права вызвана необходимостью обеспечить дисциплину, ответственность граждан перед обществом и государством; решительно бороться с преступностью и иными нарушениями общественного порядка.

Наконец, не менее значительна роль этого социального регулятора как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, установления единого мирового порядка. Исходя из вышесказанного, мы можем смело утверждать одно: без права жизнь общества сильно бы отличалась от того, что мы привыкли видеть каждый день.

1.2 Основные причины многообразия теорий о происхождении права


Почему же существует большое количество теорий происхождения права? Русский учёный-юрист, философ права Н.М. Коркунов уделял этому вопросу немало внимания. Главный и самый трудный вопрос, по его мнению, заключается в объяснении первоначального возникновения права и того, каким образом впервые появляется «самое сознание о праве»[5].

Как было сказано выше, каждая из теорий отражает различные взгляды и суждения групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс. За время существования юридической, философской и политической науки было создано великое множество самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни предположений.

Причины этого кроются в следующем.

Во-первых, сложность и многосторонность данного процесса влечет за собой трудности его адекватного восприятия.

Во-вторых, несовпадающие, порой и противоречащие, интересы и взгляды исследователей, что влечет за собой субъективное, отличающееся от других, восприятие процесса происхождения права.

В-третьих, намеренное искажение, изменение процесса возникновения и становления правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.

И, наконец, специальное или случайное допущение смешения в ряде случаев процесса возникновения права с другими соотносящимися с этими процессами.

Анализируя данные причины, можно понять, что в процессе появления различных теорий, несомненно, присутствует политический момент[6]. «Не то важно, каково было в действительности право, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод,» - считал А.Т. Широков, известный историк-правовед. В этом, по мнению автора, одна из важнейших причин множественности и неоднозначности, произрастающих на данной основе теорий. Оставляя вопрос о происхождении права весьма запутанным и нерешенным, не умея, как отмечал Н. М. Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление».

Право получает, таким образом, в сознании народа значение некоего высшего порядка, «независящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола». Так, во времена средневековья, начинают зарождаться теологические (божественные) предположения, теории о происхождении права.