Файл: Теория происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Марксистская (классовая) теория

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Возникновение права представители этой теории неразрывно связывали с образованием государства. Государство есть развитие родоплеменной организации, а право – следствие преобразования обычаев. Поскольку право и государство возникают одномоментно, причины их возникновения схожи, а именно: появление прибавочного продукта, появление частной собственности.

Возможно, сторонники данной теории, основываясь на правильном материалистическом подходе, даже преувеличивают связь права с государством. Таким образом исключается самоценность права как основы регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность людей. Право превращается в «насильственный аппарат», обладающий репрессивными, карательными, принудительными функциями[15].

В процессе перехода от родоплеменной организации к экономическим отношениям, появилась потребность в органе, в полномочия которого входит отстаивание интересов одного класса, стоящего у власти, в противовес другим.

Таким образом, общество, теперь уже социально неоднородное, порождает особую организацию, защищающую интересы имущих, вместе с тем сдерживающую восстания, недовольства в подавляемых классах. Такой организацией стало государство, а методом управления и подавления становится право. Помимо образования классов-антагонистов, было немало факторов, указывающих на появление права. Такими факторами являлись: полной сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление семейно-брачных и иных правоотношений; наделение социальных норм императивным, обязательным характером, обеспеченных принуждением со стороны образующихся государственных органов и др. По мнению представителей марксистской теории, данный образующийся социальный регулятор является временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Главная мысль теории выражается во фразе основателей концепции - «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона»[16].

“Право есть лишь возведенная в закон воля” – находим мы в этом же источнике. Правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения, подчеркивающие вместе с тем неравенство классов, несомненно, существовали в реальности, что мы можем подтвердить историями отдельных народов и государств. Однако эти процессы часто преувеличивают, закрывая глаза на более глубинные факторы правообразования, искажая действительность.


В суть подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт, возможные социальные реформы, эволюционное развитие и др. В этом, мы считаем, главный недостаток данной концепции. Достоинство марксизма состоит в ярком выражении зависимости права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него, что упускают иные теории происхождения права.

2.5. Позитивистская теория

Данная теория имеет несколько разновидностей, направлений. Рассмотрим каждое из них.

Юридический позитивизм. Возникает как направление в первой половине 19 века. Основателем теории является английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей. Юридический позитивизм изучает право с помощью чисто юридических критериев, обособляя его от моральных оценок и социально-политических характеристик.

Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - ϶ᴛᴏ повеление суверена. Учитывая зависимость от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно-государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально будет сувереном для подвластных ему лиц.

Норма права рассматривалась им "правилом, установленным одним разумным существом, для руководства людьми". Воля суверена, подкрепленная соответствующей санкцией, становилась нормой позитивного закона. При этом источником права является только суверенная власть. Стоит отметить, что основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях. Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом, отмечал что «сущность любого права состоит по сути в том, что оно действует[17]».

Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя"[18].

В эти слова К.Бергом вкладывает мысль о том, что теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. Главное достоинство данной теории, что именно ее представители довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как логический, грамматический и систематический, то есть возвели правопонимание на новый уровень. Вместе с этим существенным недостатком является то, что теория не отвечает на следующие вопросы, важные для реализации права: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства; если она будет силой, уполномоченной создавать позитивное право, то какие рычаги воздействия на него должны существовать и иметь реальное право на него воздействовать?


Позитивистский нормативизм. Ярким представителем теории являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.). Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется".

Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При ϶ᴛᴏм наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления. Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности. Пласт концепции – бесспорная правота законодателя, а поправки иными лицами если и допустимы, то только в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон" – главный девиз формально – юридического подхода[19].

Исходя из этого, мы наблюдаем главный недостаток теории - увлеченность формальной стороной права, что влечет за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами. Вторым недостатком является преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными[20].

Из достоинств можно отметить четкий режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; формальная правовая определенность, то есть четко обозначенные права и обязанности субъектов и, конечно, нормативность. В этой концепции мы наблюдаем четкую иерархию правовых норм, без которой трудно представить жизнь современного цивилизованного общества[21].

Прагматический позитивизм. Он рассматривается как разновидность современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы "реального права"). В отличие от прежней "юриспруденции понятий", получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм (Р. Иеринг), современную реальную школу в правоведении называют "юриспруденцией выработки и принятия решений". Ее представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего ϶ᴛᴏ относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям).


ГЛАВА 3. ИНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Конечно, существует еще немало концепций о происхождении права, которые, по моему субъективному мнению, не являются основными. Рассмотрим некоторые из них.

3.1 Психологическая теория

Ее представители (например, Л.И. Петражицкий, Ж.Г.Тард) рассматривают право, как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители ϶ᴛᴏй теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида.

Сущность права ими определялась через психику человека.

Данная теория пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям. При этом право подразделялось на позитивное (гетерономное) и интуитивное (автономное).

Позитивное – право, установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право - результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести.

Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует их, живет в них, проявляет через них свою эффективность. В ϶ᴛᴏм случае сложно определить степень правового характера закона, так как его восприятие через психику индивида носит соответственно индивидуальный и иррациональный характер.

Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний. Главное достоинство теории - учет и признание психологического элемента в возникновении права и роли правосознания в правовом регулировании общественных отношений. Из недостатков можно выделить однобокость понимания права, недостаточный учет иных факторов (кроме психологических) и преувеличение роли интуитивного права как регулятора поведения человека.


3.2 Социологическая теория

Социологический подход к праву является неким средством обеспечения динамизма общественной жизни. Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э.Н. Эрлих, Г.К.Канторович, Г.Ф.Шершеневич и др.

Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право.

Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. Гораздо важнее тот социальный регулятор, который складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в его сфере. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Данный сосуд, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент – судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

Из минусов данной теории отметим фактическое отождествление права и правопорядка, чего, конечно, происходить не должно. Это явление приводит к некоторой неопределенности и сумятице в отношения субъектов правового общения.

Теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны непорядочных должностных лиц.

С другой стороны, именно данная концепция фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права и обращает должное внимание на его реализацию[22]. Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ