Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи (Сущность занятости и безработицы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Незанятый, трудоспособный, не имеющий работы и заработка гражданин, ищущий работу, обращается в орган службы занятости. После личного заполнения заявления-анкеты, предоставления соответствующих документов гражданин регистрируется органом занятости в целях поиска подходящей работы, или получает отказ в такой регистрации, который может обжаловать.

Впервые обращающийся гражданин должен предоставлять соответствующие документы. С момента регистрации возникает первая фаза данного правоотношения по трудоустройству. Закон наделяет зарегистрированного гражданина правом требовать содействия в подыскании подходящей работы, а на орган занятости возлагает соответствующую обязанность. Подбор вариантов подходящей работы осуществляется из банка вакансий у работодателей, содержащих сведения о свободных рабочих местах (вакансиях, должностях), с учетом требований, содержащихся в Законе о занятости. Гражданин может выбрать несколько вариантов подходящей работы. После договоренности по телефону с работодателем гражданину выдается направление на собеседование к работодателю[25].

Гражданина может выбрать и работодатель, который зарегистрирован в органах занятости в качестве получателя государственной услуги содействия в подборе необходимых работников из банка данных, содержащих сведения о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.

Отобранный работодателем кандидат извещается органом занятости, и ему выдается направление на собеседование к данному работодателю.

Получением направления на собеседование к работодателю первая фаза данного правоотношения приостанавливаются.

Обращение гражданина с направлением органа занятости к конкретному работодателю порождает самостоятельное правоотношение по трудоустройству у данного работодателя. При вышеизложенных обстоятельствах данное правоотношение производно от правоотношения по трудоустройству между лицом, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и органом занятости, и ему сопутствует. В случае заключения трудового договора правоотношение по трудоустройству у данного работодателя и правоотношение по трудоустройству между гражданином и органом занятости прекращается.

Если трудовой договор с конкретным работодателем не заключен, то зарегистрированный гражданин имеет право на последующее обращение за содействием в поиске подходящей работы. Данное правоотношение по трудоустройству возобновляется в рамках первой фазы. В статусе лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, гражданину органом занятости может быть предложено участие в оплачиваемых общественных работах, которое допускается только с согласия зарегистрированного гражданина. При его согласии ему выдается направление к конкретному работодателю, на основании которого может быть заключен срочный трудовой договор. Заключение данного трудового договора означает прекращение правоотношения по трудоустройству после первой фазы, т.к. гражданин снимается с учета как лицо, зарегистрированное в целях поиска подходящей работы. Правоотношение по трудоустройству в этой фазе может быть прекращено и по инициативе самого гражданина. Если гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, откажется от участия в общественной работе, или если срочный трудовой договор заключен не будет, или ему не смогут подобрать подходящую работу в течение 10 дней с момента его регистрации, то орган занятости, не позднее 11 дней со дня предоставления соответствующих документов, выносит решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным[26].


Данное решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях подходящей работы, безработным, оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населенин. О принятом решении граждане, признанные безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о регистрации их в качестве безработного в письменной форме. С момента вынесения решения о признании гражданина безработным начинается вторая фаза правоотношений по трудоустройству.

В рамках этой фазы у безработного гражданина появляются новые права на: психологическую поддержку, социальную адаптацию; профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации; содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства; содействие самозанятости; социальную поддержку. В период действия этой фазы безработный может быть направлен органом занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переобучение. Возникает самостоятельное правоотношение: по направлению органа службы занятости между безработным и обучающим органом по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации. Данное правоотношение будет регулироваться нормами административного права. В рамках второй фазы безработный может быть направлен к работодателю для участия в оплачиваемых общественных работах с заключением срочного трудового договора. Возникает самостоятельное правоотношение между работодателем и безработным гражданином в связи с его участием в общественных работах. Безработный, указанный в п. 3 ст. 4 Закона о занятости, снимается с учета, и правоотношение по трудоустройству прекращается. Безработный, не относящийся к категории граждан, указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости, с учета не снимается в случае заключения с ним срочного трудового договора. Он приглашается на перерегистрацию на следующий день после окончания срочного трудового договора (досрочного его расторжения) для поиска подходящей работы. Правоотношение по трудоустройству не прекращается, т.к. безработный в период действия срочного трудового договора имеет право на пособие по безработице.

В рамках второй фазы правоотношений по трудоустройству орган занятости обязан продолжать подбирать подходящую работу безработному, последний не имеет права отказываться от подходящих вариантов работы, обязан своевременно приходить на переговоры к работодателю по направлению службы занятости, проходить перерегистрацию. Иначе для него могут наступить неблагоприятные последствия: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы приостанавливает выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев (п. 3 ст. 35 Закона о занятости); неявка без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости влечет сокращение пособия на 25% на срок до одного месяца (п. 5 ст. 35 Закона о занятости) и т.п.


Прекращаются вторая фаза правоотношения и само правоотношение по трудоустройству на основании решения органа занятости о снятии безработного с учета в случае: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин: переезда или переселения безработного в другую местность; попытки получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной назначенной трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению[27].

Вторая фаза правоотношения по трудоустройству и само правоотношение могут прекратиться также на основании личного письменного заявления гражданина об отказе от посредничества органов службы занятости; на основании смерти гражданина.

Трудоустройство инвалидов.

В научной и учебной литературе обычно обращается внимание на специфику трудоустройства инвалидов как лиц, нуждающихся в социальной защите на рынке труда. Ведь инвалид - это лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом[28].

Поэтому государство принимает на себя обязательство по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства. На федеральном, региональном уровнях принимаются соответствующие законы, программы, направленные на установление квот для приема на работу инвалидов, создание минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; возможность в приоритетном порядке пройти ими профессиональную подготовку и т.п.

Как отмечалось уже в работе. Закон о занятости в действующей редакции позволяет зарегистрировать инвалида, независимо от группы инвалидности, в целях поиска подходящей работы, а затем признать его безработным, при предъявлении, помимо других необходимых документов, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, если инвалид отвечает требованиям, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о занятости: трудоспособен, не занят, не имеет работы и заработка, достиг 16 лет, не получает пенсию по старости или за выслугу лет, ищет работу, готов к ней приступить.


Орган службы занятости, подыскивая для инвалида подходящую работу, должен исходить из указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида рекомендаций. Инвалиды могут привлекаться для участия во временных работах на предприятия, с которыми центры занятости заключили соответствующие договоры о временном трудоустройстве инвалидов. Рабочее место подбирается в соответствии с рекомендацией медико-социальной экспертизы, уровнем образования и пожеланиями инвалида[29].

На основании полученной информации от работодателей органы службы занятости формируют банк вакансий для трудоустройства инвалидов. Для инвалидов, не способных трудиться в обычных условиях, работодатели в рамках региональных программ содействия занятости населения создают специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов, часть расходов государство компенсирует.

Таким образом, на основании полученной информации от работодателей органы службы занятости формируют банк вакансий для трудоустройства инвалидов. Для инвалидов, не способных трудиться в обычных условиях, работодатели в рамках региональных программ содействия занятости населения создают специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов, часть расходов государство компенсирует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство - член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.

Поэтому предлагается соответствовать международным стандартам определения понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.


Проведенный анализ позволил выявить весь комплекс статутных прав, обязанностей и гарантий, принадлежащих безработным - как в широком, так и в узком смысле слова, сравнить уровень государственных гарантий реализации ими права на защиту от безработицы. Это позволило прийти к выводу, что подавляющая часть (2/3 от общего числа) безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемых официально зарегистрированным безработным. Что приводит к мысли о сложной процедуре регистрации в качестве безработного, о неэффективности работы органов службы занятости по содействию в трудоустройстве безработных граждан, о фактическом неравенстве (при юридическом равенстве) безработных в реализации ими права на защиту от безработицы в зависимости от факта регистрации.

Анализ норм Закона о занятости, подвергавшихся неоднократному изменению за более чем двадцатилетний период его действия, позволил прийти к следующему заключению. Ориентируя политику защиты от безработицы на показатель регистрируемой безработицы, законодатель целенаправленно ограничивал круг лиц, признаваемых безработными, тем самым, исключая из сферы государственной защиты от безработицы значительную часть фактических безработных. В связи с переходом на бюджетное финансирование снизил уровень социальной поддержки зарегистрированных безработных. В целях реализации конституционного права всех граждан на защиту от безработицы необходимо возродить систему страхования на случай безработицы и воссоздать Фонд занятости населения в Российской Федерации, формируя его за счет страховых взносов работодателей, обязанных нести социальную ответственность за безработицу, являющуюся результатом неэффективного функционирования экономики.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398/URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.10866343256924083 (режим доступа: свободный).
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М. : Юрид.лит., 1990. - 672 с.
  3. О безработице: Конвенция МОТ № 2 (1919 г.) // Сборник Конвенций и рекомендаций, принятый Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. 1.-Женева: Международное бюро труда, 1991.
  4. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ № 102 (1952 г.) // Сборник Конвенций и рекомендаций, принятый Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. 1. - Женева: Международное бюро труда, 1991.
  5. Трудовой кодекс РФ: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
  6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - N 17. - 22.04.1996. - Ст. 1915.
  7. Авраамова Е.М. Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов // Общественные науки и современность. - 2016. - № 3. - С. 51-61; То сотрудников же персонал [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_12775490_35733773.pdf
  8. Аврамова Е., Верпаховская Ю. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. - 2016. - №6. - С. 37-46.
  9. Адамчук В.В., Романов О.В. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Романов - М., 2014. - 407 с.
  10. Алексеев А.А. Модель взаимодействия рынков образования и труда в сельском социуме // Профессиональное образование. Столица. - 2017. - № 5. - С. 15-17; То сотрудников же персонал [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_12775490_35733777.pdf
  11. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. – 2016. - № 2. - С. 21 - 26.
  12. Арсентьева Н.М., Бусыгин В.П., Харченко И.И. Модели поведения безработных в сфере образования и на рынке труда: механизмы и факторы формирования // Регион: экономика и социология. - 2017. - № 1. - С. 126-140.
  13. Батыргишиева А. К вопросу о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования // Человек и труд. - 2017. - № 6. - С. 40-41.
  14. Беглова Е.И. Безработица: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. - 2016. - № 11. - С. 172-175.
  15. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер - М., 2014. - 645 с.
  16. Белая А.В. Профессиональная адаптация безработных к рынку труда // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 1. - С. 104-110; То сотрудников же персонал [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_12775490_36738993.pdf
  17. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда / О.С. Белокрылова, Е.В. Михалкина. - Ростов н / Д. 2014. - 224 с.
  18. Беляева Ю. Применение региональных целевых программ как форма содействия занятости // Социальная политика и социальное партнерство. - 2016. - № 8. - С. 34-39.
  19. Бойцова С.В. Содействие занятости и трудоустройству безработных // Отечественный журнал социальной работы. - 2017. - № 1. - С. 70-76; То сотрудников же персонал [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_12775490_35733789.pdf
  20. Бондаренко В.В. Управление интеллектуальным потенциалом безработных на региональном рынке труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 4 (16). - С. 85-92.
  21. Борисова А.А. Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика // Ректор вуза. - 2017. - № 1. - С. 44-53.
  22. Бородавкина Е.Е. Социальный механизм управления и регулирования российской модели рынка труда // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Вып.2. - 2016. - Том 12. - С. 44-51.
  23. Брагин В.А. Образование и занятость: Cогласование структуры спроса и предложения на российском рынке труда // Сб. науч. трудов ИНП РАН. - М., 2014. - Т. 1. - С. 386-399.
  24. Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2015. - 271 с.
  25. Бреев Б.Д. Занятость населения в России: современность и перспективы // Экономическая наука современной России. - 2017. - № 4. - С.66-70; То сотрудников же персонал [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_12775490_35744883.pdf
  26. Валитова З.Х. Теоретические вопросы изучения перехода молодежи от обучения к рынку труда // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология = Tomsk State University. Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. - 2016. - № 1 (29). - С. 154-161.
  27. Ванкевич Е.В. Рынок труда: особенности формирования и направления регулирования // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2017. - № 1. - С. 24-29.
  28. Вербицкая Н.О. Профессиональные ориентиры россиян // Профессиональное образование. Столица. - 2017. - № 5. - С. 34-36.
  29. Вишневская Н.Г. Молодежный сегмент рынка труда: определение и классификация // Финансовый бизнес. - 2017. - № 2. - С. 39-42.
  30. Ворона М.А. Мотивы занятости населения // Социологические исследования. - 2016. - № 8. - С.106-114.
  31. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. ФГОС. – М.: Кнорус, 2016. – 152с.
  32. Гневашева М.В. Формирование профессиональной компетенции современной российской молодежью // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2017. - № 3. - С. 265-268.
  33. Городская ярмарка вакансий // Вопросы социального обеспечения. - 2016. - № 12. - С. 18-20.
  34. Государственно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения граждан России: монография / А.А. Здоровцева, О.В. Климова. – Хабаровск: ТОГУ, 2014. – 95.
  35. Григорьева Н.В. Исследование социально-психологических аспектов профессионального самоопределения безработных // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 1. - С. 300-313.
  36. Гурьянова М.П. Сельский рынок труда и образование // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 7. - С. 30-33.
  37. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. – 2016. - № 7. -  С. 120 - 128.
  38. Деева Н.Н. Социальная адаптация безработных на рынке труда // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 2 (55). - С. 119-125.
  39. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения безработных // Социологические исследования. - 2016. - № 7. - C. 132-135.
  40. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость населения – условие повышения конкурентоспособности страны // Человек и труд. - 2016. - №8. - С.38-41.
  41. Егоров С.А. Конвенция МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения»: соответствие российского законодательства // Трудовое право в России и за рубежом. – 2017. - № 1. - С. 61 - 63.
  42. Зубок Ю.А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. - 2017. - № 5. - С. 114-122.
  43. Иванов С. Ю. Условия нестандартной занятости // Труд и социальные отношения. - 2016. - № 9. - С. 3-15.
  44. Иванова Е.В. Российский рынок труда: проблемы сбалансированности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 89-91.
  45. Истомина Е.А. Основания социального обеспечения в законодательстве государств - членов ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. - № 3. - С. 49 - 53.
  46. Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. – 2016. - № 2. - С. 3 - 8.
  47. Право социального обеспечения : учебник / Р.А. Курбанов, С.И. Озоженко, Т.Э. Зульфугарзаде и др. ; под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 439 с.
  48. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.А. Горожанкина. - Новосибирск: СибАГС, 2014. - 212 с.
  49. Право социального обеспечения: Учебное пособие. / Т.К. Миронова – М.: КНОРУС, 2015. – 226 с.
  50. Правовое обеспечение социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 253 с.
  51. Социальная работа: учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др. ; под ред. Н.Ф. Басова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2015. - 352 с.
  52. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. 3 изд. – М.: Кнорус, 2016. – 322с.
  53. Трапезникова, И.С. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие / И.С. Трапезникова. – М. – Берлин: Директ – Медиа, 2016. – 206 с.