Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи (Сущность занятости и безработицы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНОГО В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИИ
2.1. Безработный как субъект трудового права
Трудовая правосубъектность работника имеет определенную специфику, которая диктуется свойствами этого субъекта права как лица, реализующего свою способность к труду. Из того, что человек может реализовать свою способность к труду только лично, следует и исключительно личный характер как присвоения, так и отчуждения вытекающих из этого субъективных прав и юридических обязанностей. Нельзя обладать трудовой правосубъектностью и не иметь возможности лично реализовать принадлежащие лицу права и возложенные на него обязанности.
В науке трудового права ряд ученых подразделяют существующие условия трудовой правосубъектности на материальные и формальные условия.
Способность человека к труду предполагает наличие у него способности: а) давать адекватную оценку окружающего его мира, своего места в нем и избирать адекватные средства взаимодействия с ним в целях получения указанных благ (интеллектуальный момент); б) руководить своим поведением в достижении поставленных целей (волевой момент). Таким образом, материальным условием трудовой правосубъектности работника является его способность к труду как совокупность определенных интеллектуальных и волевых качеств, характеризирующих его личность[20].
Трудовой кодекс РФ сохранил традицию дифференцированного подхода к возрастному критерию трудовой правосубъектности и неучитыванию волевого критерия и критерия физического состояния лица. Критерии волевого и физического состояния лица, по общему правилу, не определяли и не определяют судьбу трудовой правосубъектности лица. Однако они имеют юридическое значение в ключе дифференциации трудовой правосубъектности и правового статуса работника.
Трудовая правосубъектность прекращается только смертью физического лица (или признанием его умершим в судебном порядке).
Как уже отмечалось выше, для возникновения трудовой правосубъектности работника недостаточно наличия одной фактической способности к труду, необходимо, чтобы данное лицо обладало известной степенью социальной зрелости, которая позволяла бы ему осознанно распоряжаться правами и принимать на себя те обязанности, которые вытекают из факта реализации им своей способности в рамках трудового отношения. Такая зрелость наступает только по достижении гражданином известного возраста, определяемого в законе.
Следовательно, согласно нормам трудового права в качестве формального условия трудовой правосубъектности работника следует признать факт достижения данным лицом определенного возраста согласно ст. 63 ТК РФ.
Российское законодательство закрепляет следующие условия, которым должно отвечать лицо, для признания его безработным: гражданство; трудоспособность; отсутствие у лица работы и заработка, за существующим исключением, предусмотренным законом; регистрация в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости в установленном порядке; поиск работы и готовность приступить к ней[21].
Рассмотрим подробнее условия признания лица безработным.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации[22].
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Таким образом, безработными могут быть зарегистрированы следующие лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства с учетом особенностей правового регулирования их будущих трудовых отношений, закрепленных в Законе № 115-ФЗ; трудоспособные, достигшие 16 лет (инвалид должен представить в орган службы занятости индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда); не имеющие работы и заработка, т.е. не относящиеся ни к одной категории занятых граждан, перечисленных в ст. 2 Закона о занятости; зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости в установленном порядке; ищущие работу и готовые к ней приступить.
Решение органа службы занятости о регистрации гражданина в качестве безработного означает констатацию наличия всех необходимых предпосылок правосубъектности безработного. Содержанием правосубъектности безработного является способностъ к правообладанию, то есть к приобретению прав и исполнению обязанностей[23].
Трудовая правосубъектность безработных лиц, как и правосубъектность работника, характеризуется одновременно равенством и дифференциацией. Все безработные лица наделены законом равной возможностью реализовать свое право на защиту от безработицы, быть трудоустроенными. В то же время, в зависимости от различных факторов (физических, половых, квалификационных и иных), необходима дифференциация правосубъектности безработных граждан. Поэтому закон для некоторых категорий граждан (молодежь, инвалиды, матери малолетних детей, детей-инвалидов и др.), нуждающихся в социальной защите, устанавливает дополнительные гарантии, предусмотренные целевыми программами содействия занятости. Поэтому в отношении этих граждан можно говорить о специальной правосубъектности безработного.
В отличие от правосубъектности работника, когда интересы работника в трудовых отношениях в ряде случаев может представлять другое лицо, т.е. налицо разъединение правоспособности и дееспособности работника, интересы безработного в правоотношениях по трудоустройству представлять никто не может, поэтому правоспособность и дееспособность безработного лица не могут быть разъединены.
Правосубъектность зарегистрированных безработных (безработных в узком смысле) позволяет им быть участниками двух видов правоотношений по трудоустройству, возникающих между безработным и органом службы занятости; между безработным и конкретным работодателем при обращении к нему по направлению органов службы занятости.
Фактические безработные (безработные в широком смысле), т.е. официально не зарегистрированные в качестве таковых в органах службы занятости, могут быть участниками только правоотношений по трудоустройству у данного работодателя. Их правосубъектность совпадает по содержанию и условиям с правосубъектностью работника.
2.2. Правоотношения по трудоустройству, возникающие между гражданином и государственным учреждением службы занятости
В современных условиях рыночной экономики работодатель имеет право принимать на работу граждан, имеющих направление органов службы занятости, на равных основаниях с гражданами, непосредственно обратившимися к нему. Исключение - прием на квотируемые места для инвалидов (ст. 26 Закона о занятости). Гражданин имеет право при наличии направления от органа занятости трудоустраиваться самостоятельно. Поэтому мы считаем, что отношения между гражданином и государственным органом службы занятости относятся к предмету трудового права.
В науке трудового права отношение между трудоустраиваемым лицом и органом по трудоустройству относят к первому этапу трудоустройства. Указанное правоотношение возникает на основании обращения гражданина с заявлением о содействии в трудоустройстве и завершается снятием его с учета по основаниям, указанным в законодательстве о занятости.
В результате такого обращения возникает особое правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставления ему подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости), а в случае ее отсутствия - постановки на учет (ст. 3 Закона о занятости), направления на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку (ст. 23 Закона о занятости) или выплаты пособия по безработице (ст. 28 Закона о занятости) в соответствии с законодательством; а трудоустраивающий орган, в свою очередь, обязан зарегистрировать такого гражданина, в целях поиска подходящей работы, в качестве безработного, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а при невозможности выполнить это - выплачивать пособие по безработице из бюджета РФ в соответствии с нормами, установленным в законодательстве о занятости[24].
Первая стадия завершается выдачей заинтересованному гражданину специального направления на работу или профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Вторая стадия трудоустройства - это заключение трудового или ученического договора с предприятием (учебным заведением), которое указано в направлении трудоустраивающего органа.
Мы предлагаем выделить в правоотношении между трудоустраиваемым лицом и органом службы занятости две фазы, в зависимости от вида регистрации. Первая фаза: регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы; вторая фаза: регистрация граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными. Выделение двух фаз позволит подробно рассмотреть весь объем прав и обязанностей обоих участников данного правоотношения, выявить сопутствующие правоотношения.