Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи (Сущность занятости и безработицы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
Безработные имеют право заниматься поиском работы самостоятельно или обратиться в государственную службу занятости населения для получения помощи в трудоустройстве (ст. 8 Закона о занятости).
По критерию обращение (необращение) за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости, с нашей точки зрения, можно выделить две категории безработных: безработных, обратившихся в органы службы занятости; безработных, ищущих работу самостоятельно.
Как показывает практика, 64,8% безработных ищут работу самостоятельно, без содействия службы занятости.
Безработные, которые обратились в органы службы занятости, могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в качестве лица, ищущего работу. При невозможности предоставления подходящей работы данное лицо регистрируется уже в качестве безработного. По этому критерию можно выделить среди безработных граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости, еще две категории: зарегистрированных в качестве лиц в целях поиска подходящей работы; лиц, зарегистрированных в качестве безработных[13].
С учетом вышеизложенного, можно дать следующее определение российского безработного.
Безработный - это трудоспособное лицо, не имеющее работы, ищущее ее впервые или потерявшее работу добровольно или вынужденно, полностью или частично, краткосрочно, длительно или сезонно, учтённое (официально зарегистрированное в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного или фактически безработное) или скрытое от учёта, не имеющее заработка, ищущее работу и готовое к ней приступить.
1.3 Правовой статус безработного
К правам, обязанностям и гарантиям безработного, установленным в национальном законодательстве, следует отнести, в первую очередь, нормы Конституции РФ, которая провозглашает основные права граждан в сфере занятости и трудоустройства. «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы» (ст. 37 Конституции РФ). В свою очередь, государство обязуется гарантировать гражданам наиболее эффективное осуществление указанных прав. Это, прежде всего, следует из конституционного положения, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)[14].
Помимо ст. 37 Конституции РФ права, обязанности, гарантии безработного закреплены и в других нормативных актах.
Основным законом в данной сфере правового регулирования является Закон о занятости, который закрепляет основные права, гарантии граждан в сфере занятости (ст.ст. 8, 9, 12 и др.).
Отраслевой статус состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы.
Если говорить об отраслевом статусе безработного, то, по нашему мнению, можно говорить об отраслевом статусе безработного в рамках трудового права, трудоправовом статусе безработного (как зарегистрированного, так и фактического), который, согласно терминологии, используемой в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), именуется как «лицо, ищущее работу».
Среди лиц, ищущих работу, могут быть студенты и пенсионеры. Эти категории по методологии МОТ тоже относятся к безработным. С учетом этих оговорок мы и используем термин ТК РФ «лица, ищущие работу» как синоним термину «безработные» (зарегистрированные и фактические).
Отраслевой статус безработного базируется на общем (международном), конституционном (базовом) статусе личности в сфере труда.
Помимо международных и конституционных прав, гарантий на безработного распространяются отраслевые права, обязанности и гарантии, закрепленные в трудовом праве, а конкретно в ТК РФ.
Так безработный (как зарегистрированный, так и фактический) имеет право[15]:
-на защиту от дискриминации в сфере труда (ст. 3);
-на получение обоснованного отказа в заключении трудового договора (ст. 64);
-претендовать на заключение трудового договора после успешного завершения ученичества у конкретного работодателя по полученной профессии без испытательного срока (ст. 198) и др.
Безработный (как зарегистрированный, так и фактический) имеет ряд обязанностей: обязанность лица, поступающего на работу, предоставить работодателю документы, установленные ТК РФ (ст.ст. 65, 283); обязанность, в установленных законом случаях, проходить медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора (ст.ст. 69, 213, 328); пройти обязательный профессиональный отбор и профессиональную подготовку при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ст. 328) и т.д.
Безработным (как зарегистрированным, так и фактическим), в соответствии с ТК РФ, гарантируется: право на обжалование необоснованного отказа в заключении трудового договора (ст. 64); право обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и компенсации морального вреда при дискриминации в сфере труда (ст. 3) и т.д.
Безработные (как зарегистрированные, так и фактические) могут быть субъектами как норм законодательства о занятости, так и норм трудового права. Однозначно - как первая, так и вторая категории безработных являются субъектами трудового права. Тогда как зарегистрированный безработный является еще и субъектом права социального обеспечения, а также субъектом ряда правоотношений, которые возникают в рамках отношений в сфере занятости и трудоустройства. В первую очередь, это - административные отношения.
Специальный статус - отражает специфику правового положения определенной части безработных, обратившихся за содействием в органы службы занятости в поисках подходящей работы и получивших регистрацию в качестве безработных. Специфика их правового положения закрепляется в специальном федеральном Законе о занятости, а также в иных нормативно-правовых актах, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации[16].
Закон о занятости закрепляет условия признания лица безработным, т.е. его правосубъектность, его основные права и обязанности, гарантии, ответственность.
В рамках специального статуса (зарегистрированных безработных) можно выделить федеральный и региональный специальные статусы, поскольку вопросы правового регулирования содействия занятости являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. На региональном уровне могут быть установлены дополнительные права и гарантии безработным, обозначены дополнительные виды помощи, формы поддержки безработных. Установленные на региональном уровне дополнительные права, обязанности, гарантии будут абсолютными по отношению к безработным данного региона, поэтому представляется возможным выделить в рамках специального статуса зарегистрированных безработных кроме специального статуса федерального уровня еще и специальный статус регионального уровня. По этому же критерию можно выделить специальный статус безработного на местном (муниципальном) уровне.
На местном (муниципальном) уровне, в актах органов местного самоуправления, могут конкретизироваться права и обязанности безработных.
Органы местного самоуправления могут принять соответствующий нормативный акт о доплате к пособию по беременности и родам безработной женщине, которую она может получать в период признания ее безработной при невыплате ей за этот период пособия по безработице (п. 4 ст. 35 Закона о занятости)[17].
В рамках специального статуса на федеральном уровне по объему прав и обязанностей, по нашему мнению, представляется возможным выделить видовые правовые статусы определенных категорий зарегистрированных безработных по тем или иным критериям. Например, наличие либо отсутствие работы дает основание для выделения: правового статуса безработного, который ранее работал, и правового статуса безработного, который впервые ищет работу. Объем прав и обязанностей у данных категорий будет различен. Так, для впервые ищущих работу подходящей в соответствии со ст. 4 п. 3 Закона о занятости считается: оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Тогда как для лица, ранее работавшего, подходящей работой является: работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Существует разница также в размере и сроках получения пособия по безработице; так лица, впервые ищущие работу, в соответствии со ст. 34 Закона о занятости могут получать пособие по безработице в течение двух периодов по 6 месяцев (в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента). Тогда как лицам, ранее работавшим, Закон устанавливает выплату пособия по безработице в течение 24 месяцев (в первом 12-месячном периоде выплаты: первые три месяца - 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); следующие четыре месяца - 60%; в дальнейшем 45%), но во всех случаях не выше максимальной и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента[18].
Можно говорить о правовом статусе безработного, длительное время не работающего. Так граждане, состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие, в соответствии со ст. 4 п. 3 не вправе отказаться от подходящей работы, под которой понимается: оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Можно говорить о правовом статусе лиц, нуждающихся в особой социальной защите (инвалиды; родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности); женщины, воспитывающие детей до трех лет). Данные категории граждан в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона о занятости имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Следует выделить правовой статус безработной молодежи. Средний возраст безработных в августе 2017 г. составил 34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных (зарегистрированных) 31,2%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что среди безработных около трети составляют лица, как правило, ищущие работу впервые (после окончания школы, вуза), которые нуждаются в повышенных мерах поддержки. Поэтому на региональном уровне создаются программы по содействию временному трудоустройству молодежи, когда работодатели принимают молодых людей на работу временного характера, до полугода, заключая срочный трудовой договор на период 6 месяцев, тем самым обучая их навыкам той или иной профессии, впоследствии выбирая для себя будущие кадры. Оплата таких программ в регионах осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета[19].
Таким образом, правовой статус безработного в широком смысле - это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой (трудоправовой) статус и родовой статус безработного.
Правовой статус безработного в узком смысле - это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, межотраслевой (трудоправовой и права социального обеспечения) статус, родовой статус, специальный статус (федеральный, региональный, муниципальный и видовой) безработного.
Проведенный анализ вышеперечисленных источников права позволил выявить весь комплекс статутных прав, обязанностей и гарантий, принадлежащих безработным - как в широком, так и в узком смысле слова, сравнить уровень государственных гарантий реализации ими права на защиту от безработицы. Это позволило прийти к выводу, что подавляющая часть (2/3 от общего числа) безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемых официально зарегистрированным безработным.