Файл: Налоговая система Рф и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с помощью которых пополняется государственный бюджет, обеспечивающий деятельность государственных и муниципальных органов самоуправления.

В каждой стране существуют свои налоговые системы, значительно отличающиеся друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, которое должно способствовать сокращению разрывов в доступности к материальным благам разных слоев населения, снижению социальной напряженности в обществе, сглаживанию экономических циклов.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это вполне очевидно, так как облегчает работу налоговых органов и юридических и физических лиц. С такой системой легче определить экономический результат, меньшие проблемы при подготовке бухгалтерских документов и тому подобное. Но такой ориентации в нашей стране заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильности нашей экономики.

Степень разработанности проблемы: особенности налогов, налоговой системы и налоговой политики рассмотрены такими учеными как: Агирбова А.А., Антонова Е.А., Арцуев А.М., Башыбюйюк М.Э., Варнавский А.В., Бадова Л.К., Исакова Ю.Р., Биткина О.Н., Маслова Е.Ю., Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С., Бондаренко Е.С., Борьянова В.А., Брызгалина А.В., Брякина А.В., Ремизов Д.Г., Быкова Н.Н., Лядов А.А., Витязева Т.А., Абдуллаева К.Н., Гутиева К.Т., Фролов А.В., Дубина Ю.Ю., Жидкова Е.Ю., Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф., Зрелов А.П., Качур О.В., Ковалевич О.Г., Кузнецов Л.Д., Молчанов С., Музафарова Т.Р., Путимцева К.Р., Огнева О.С., Бойко Н.Н., Полунин С.К., Радченко М.В., Матненко Н.Н., Трофимова Я.В., Филина Ф.Н., Черешнева Е.А., Черник Д.Г., Шувалова Е.Б, Шувалов А.Е., Щеулова Е.И. и другими.

Целью работы является анализ сущности современной налоговой системы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть классификацию и виды налогов;

2) рассмотреть налоговую систему государства;

3) проанализировать проблемы совершенствования налоговой системы государства.

Объект исследования – система отношений связанных с налогами и налоговой системой.

Предметом исследования являются особенности налогообложения в РФ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности налогов и налоговой системы.


Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы государства

1.1. Налог как финансовая категория

Налоги известны издавна, еще на зарождении человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. С появлением государственности, государство понимало, что нужно иметь какие-либо ресурсы для процветания и развития, для чего и вводились различные налоги, сборы, подати и т.п., которые с течением времени преобразовывались и совершенствовались [27, с. 239].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса [12, с. 32].

На современном этапе развития общества налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты [18, с. 22]. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни [16, с. 213].

С точки зрения законодательства (п.1 ст.8 НК РФ), налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [20, с. 10].

Когда речь идет о сборе, имеется в виду обязательный взнос, который также взимается с физических лиц и компаний, но в этом случае уже для действий со стороны государства, находящихся в интересах плательщиков.


В. М. Пищулов, считает, что налог как экономическая категория представляет собой долговое отношение между субъектом экономики, подлежащим налогообложению и несущим налоговое обязательство, с одной стороны, и государством, представленным соответствующими органами государственной власти, предъявляющим налогоплательщику налоговое требование, с другой стороны [16, с. 213].

Данное утверждение вполне можно считать справедливым, т.к. с экономической точки зрения платеж представляет собой способ погашения долга.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц (за некоторыми исключениями, указанными в законодательстве о налогах и сборах), которые безвозмездны и которые обращаются в доход того или иного уровня бюджета [18, с. 22].

Стоит остановиться на отличительных признаках налога от иных долговых отношений.

• Односторонний порядок возникновения налоговых отношений;

• Субъекты налоговых отношений неравноправны;

• Налогоплательщики не имеют свободы выбора вступать или не вступать в налоговые правоотношения с государством и иными субъектами, которые устанавливают налоги;

• Законодательное закрепление налогов;

• Налог индивидуально безвозмездный и безвозвратный;

• Налоги имеют принудительный характер;

• Не порождает индивидуально встречных обязательств со стороны государства;

• Уклонение от уплаты налогов влечет за собой применение ответственности [21, с. 17].

Исходя из указанных признаков, налог представляет собой долговое отношение между налогоплательщиком, несущим налоговое (долговое) обязательство, и государством, предъявляющим налоговое (долговое) требование. Налог как долговое отношение устанавливается на основе закона, обеспечивается государственным принуждением, не носящим характер наказания, и характеризуется свойствами индивидуальной безвозмездности, безвозвратности.

Налог как долговое отношение реализуется и тем самым прекращает существование (гасится) посредством отчуждения собственности налогоплательщика в пользу государства, что имеет своим результатом обеспечение платежеспособности государства [20, с. 10].

Основные функции налогов в государстве – это фискальная, регулирующая, социально-распределительная и контрольная. Их значимость и способ реализации определяются реализуемой государством налоговой политикой. Несмотря на продолжительные исследования, единого мнения касательно перечня и содержания основных функций налогов в государстве пока не сложилось.


Большинство теоретических обобщений касаются фискальной функции налогов, ее роли в наполнении государственной казны, региональных и муниципальных бюджетов. Важно помнить, что система налогообложения имеет огромный регуляторный потенциал. Грамотная налоговая политика позволяет правительствам развитых стран разрешать множество разноплановых задач в экономической и социальной сфере [12, с. 33].

Функции налогов в государстве определяются уровнем производственных отношений, степенью зрелости гражданского общества и руководства страны. Реализация фискальных полномочий обеспечивается аппаратом госструктур и множеством чиновников. Принудительное изъятие у населения и организаций части дохода соответствует принципу справедливости.

Достаточно вспомнить, какие услуги государство оказывает обществу. Это: оборона территории; обеспечение безопасности и правопорядка; управление народным хозяйством; создание системы общественного транспорта, коммуникаций; решение экологических проблем; финансирование системы образования, здравоохранения; защита граждан за рубежом [16, с. 214].

Публичные услуги охватывают важнейшие стороны жизнеобеспечения общества. Все они пользуются спросом у отдельных индивидуумов и коллективов, хотя номинально бесплатны. Очевидно, что деятельность государства сопряжена с расходами.

Поэтому правительство взыскивает с частного сектора плату, которая имеет вид: налогов; пошлин; таможенных сборов; иных обязательных платежей. Таким образом, основанная роль налогов в государстве – предоставить правительству в лице госструктур достаточный объем денежных средств для реализации полномочий.

Чтобы обеспечить регулярность поступлений в бюджет, любое государство вынужденно систематически и целенаправленно собирать налоги. Насколько конструктивна налоговая политика, зависит от уровня развития государства и общества [24, с. 31].

Налоговые функции – это способ демонстрации их свойств в действии. Сущность налогов определяется тем, какие цели преследует законодатель при их установлении, какие формы и методы применяются для их сбора.

Значение налогов в государстве видоизменялось в пределах каждого исторического этапа развития. Они рассматривались как: средство распределения расходов казны среди налогоплательщиков в соответствии с их платежеспособностью; форма принудительного изъятия денег; индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые имеют вид принудительного отчуждения части активов в пользу правительства или муниципалитета [18, с. 23].


С экономической точки зрения, налог имеет две основные задачи: фискальную; регулирующую. Юриспруденция дополняет перечень налоговых функций, выделяя: социальную (распределительную); контрольную (надзорную). Чтобы быть реализованной, любая налоговая функция требует осознанного и целенаправленного управления со стороны государства. Такая деятельность имеет вид планирования, мотивации, координации и контроля.

Во времена средневековья фискальная функция налогов рассматривалась как единственно актуальная. Поскольку пошлинами облагалась преимущественно земля и торговая деятельность, контроль над полнотой и своевременностью уплаты был прост. Необходимость реализации государством комплексной налоговой политики возникла в связи с индустриализацией, усложнением экономических и социальных отношений [12, с. 34].

Фискальная функция отнесена к числу базовых. Ряд экономистов считают ее первичной, а все другие налоговые функции – производными. В некоторых источниках фискальная функция противопоставляется регулирующей. Это противоречит здравому смыслу.

Взыскание части дохода населения и субъектов хозяйствования в пользу казны подразумевает перераспределение ВВП, а этот процесс имеет экономическую подоплеку. В целом, сущность фискальной функции налогов заключается в: мобилизации финансовых ресурсов для выполнения целевых программ; наполнении казны: формирование доходной части бюджетов; перераспределении ВВП [16, с. 215].

Регулирующая функция обязательных платежей заключается во влиянии на структуру и динамику общественного производства с целью стимулирования научного и технического прогресса, эффективного размещения производительных сил.

Результат реализации экономической функции имеет вид: влияния на деловую активность; усиления/ослабления накопления капиталов; стимулирования/сдерживания развития отдельных секторов экономики; увеличения/уменьшения платежеспособного спроса со стороны населения. Регулирующая функция налогов позволяет сформировать систему рычагов, с помощью которых можно стимулировать развитие определенных сфер народного хозяйства, минимизировать издержки производителей социально значимой продукции, реализовать протекционистскую политику в отношении отдельных предприятий или целых отраслей [20, с. 12].

Контрольное значение налогообложения заключается в отслеживании уполномоченными госструктурами своевременности и полноты поступлений в бюджет. Система контроля предполагает также сопоставление уплаченных в казну сумм с прибылью и стоимостью активов налогоплательщика с целью пресечения использования незаконных схем налоговой оптимизации [21, с. 19].