Файл: Налоговая система Рф и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мобилизация средств в бюджет и контроль над хозяйственной деятельностью тесно переплетены. Об этом свидетельствует взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета, а также наделение ФНС рядом неналоговых полномочий: регистрация создания/ликвидации субъектов хозяйствования; ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП; контроль использования кассовых аппаратов и прочее.

Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

В отношении налога на игорный бизнес существуют противоположные мнения: внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения; имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет. Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид: сглаживания социального неравенства; унификации медицинских и образовательных услуг; предоставлении льгот, дотаций, пособий [18, с. 24].

Функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности. Левоцентристские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши. Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользоватся спросом у богатых вопреки росту цен [16, с. 215].

Есть мнение, что налог не имеет никаких функций, поскольку его сущность сводится к изъятию денег. Фискальная и распределительная экономические функции – атрибут системы налогообложения в целом, поскольку ни один из обязательных сборов не может иметь определяющего значения на поведение участников экономических отношений. Отечественный законодатель декларирует стремление к совершенствованию налоговой системы. На протяжении многих лет налоговая политика была сориентирована на реализацию фискальной функции, в то время как экономическими функциями незаслуженно пренебрегали [12, с. 35].

Каждый из видов налогов играет важную роль в развитии государства и поддержании достойного уровня жизни всех граждан. При этом все действующие налоги и сборы делятся на:


1. Федеральные, то есть те, которые могут быть установлены и отмены налоговым кодексом РФ. Они считаются обязаетльными к исполнению для всех субъектов (налогоплательщиков) на территории РФ. Сюда можно отнести такие налоги и сборы: на доходы физических лиц (популярная аббревиатура - НДФЛ) для граждан, бизнесменов (юридических лиц), налоговые вычеты; на прибыль организаций (сокращенно - НПО); на добавленную стоимость (платеж, пришедший на смену оборотного налога - НДС); акцизный сбор [10, с. 193].

2. Региональные - налоги и другие сборы, которые прописаны в налоговом кодексе и являются обязательным для выплаты всеми субъектами РФ. При этом правительство субъектов может отменять (вводить) в действие описываемые налоги или же менять определенные элементы выплаты налогов с учетом действующего законодательства [16, с. 216].

К региональным можно отнести налоги: на имущество компаний; на бизнес в игорной сфере; транспортный налог - для предпринимателей (юридических лиц) и граждан (физических лиц и ИП); торговый сбор.

3. Местные - те налоги и другие сборы, которые регламентированы законодательными актами федеральных структур и законами РФ. При этом муниципальные власти имеют право (с учетом требований НК РФ) отменять (вводить) на подконтрольной территории определенные сборы и налоговые выплаты.

К местным можно отнести следующие налоги: земельный налог распространяется на всех субъектов (юридических лиц, ИП и физических лиц); налог на имущество (для физических лиц).

4. Отраслевые сборы и выплаты действуют для определенных секторов деятельности. К примеру, сюда можно отнести: регулярные выплаты за использование земельных недр; сборы за использование водных ресурсов; сборы за применение объектов животного мира [18, с. 25].

Между налогами и сборами есть одно большое отличие. Налоги предоставляются безвозмездно (односторонне). Что касается сборов, то плательщик может рассчитывать на получение какой-либо услуги взамен [12, с. 37].

К наиболее популярным налогам и другим сборам на территории РФ можно отнести:

1. НДС - налог на добавочную стоимость. С начала производства товар может пройти множество этапов и на каждом из них возникает определенная стоимость, доля которой (НДС) направляется в государственный бюджет. Сам НДС представляет собой налог на потребление. Поступления будут актуальными до тех пор, пока ведется торговый оборот.

2. Акцизный сбор (акцизы) - один из видов налога, представляющий собой конкретную сумму, включенную в цену товара. По факту совершения покупки доля стоимости (акциз) товара направляется в государственный бюджет. На территории РФ к подакцизным можно отнести целую группу товаров - топливо, табачные изделия, алкогольную продукцию, транспорт и так далее [20, с. 14].


3. НДФЛ - один из наиболее популярных видов налогов (налог на доходы физлиц). Его суть проста. Физическое лицо, которое получает определенную прибыль, должно вернуть часть дохода стране. В большинстве случаев физическое лицо может и не видеть деньги - они отчисляются еще до поступления на счет. Такое возможно в случае, когда работодатель лично составляет декларацию и осуществляет выплату налога [16, с. 216].

4. Налог на прибыль компаний. Главная цель создания коммерческих структур - получение дохода. В случае когда уровень прибыли превышает объем затрат, можно говорить о реализации поставленной задачи. Частью своего дохода приходится делиться со страной. При этом налогообложению подлежат доходы граждан и предпринимателей (юрлиц).

5. Налог на добычу ископаемых. Если компания ведет деятельность в недрах земли, то она обязуется выплачивать специальный налог, зависящий от цены добытых ресурсов. При этом саму цену может определить добытчик с учетом действующих на рынке цены.

6. Водный налог. Субъекты, которые в период осуществления деятельности используют водные объекты, обязуются оплачивать и этот вид налога. При этом размер платежа во многом зависит от нескольких факторов - глубины, на которой забираются водные ресурсы и типа объекта [18, с. 25].

7. Сбор за использование водных биоресурсов и объектов фауны. Этот вид сбора предназначен для любителей охоты и рыбалки. Для всей добычи, которая выловлена (добыта) существует свой платеж. При этом расчет сухопутных животных производится поштучно. Что касается жителей водных ресурсов, то для них вычисление производится по тоннам.

8. Государственная пошлина. В случае, когда человек обращается в муниципальный орган для получения документов или выполнения юридически важных действий, он обязуется выплатить определенную сумму. При этом стоимость на каждую услугу устанавливается Налоговым кодексом и с течением времени может меняться. Кроме этого, в НК РФ прописаны случаи, когда сторона может освобождаться от выплаты пошлины [16, с. 217].

1.2 Понятие, цели и задачи налоговой системы современного государства

Налоговая система РФ — это основной инструмент создания централизованных денежных фондов, необходимых для последующего финансирования всех направлений государственной деятельности. Она позволяет накапливать достаточные ресурсы в федеральном, местном и региональном бюджете и использовать их для развития страны [4, с. 565].


Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы [20, с. 15].

Современные принципы налогообложения - это ориентир для формирования налогово-правовой политики любого государства. Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные. Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной.

Фундаментальные принципы налогообложения описаны в многочисленных трудах Н. Тургенева, Д. Рикардо, А. Смита и прочих. К классическим принципам принято относить равномерность, справедливость, дешевизну и удобство [14, с. 357].

Адамом Смитом в его время были сформулированы четыре основных принципа налогообложения. Первый заключался в том, что подданные любого государства обязательно должны покрывать расходы правительства, при этом каждый по возможности, то есть относительно собственной платежеспособности. Второй принцип - налог, выплачиваемый каждым, должен быть четко определен, а ни в коем случае не произволен. Третий - любой налог взимается с плательщика в то время и таким образом, какой наиболее ему удобен. Четвертый принцип - устройство налога должно быть таковым, чтобы он извлекал из карманов плательщиков, как можно меньше свыше того, что поступает в государственную казну. Это фундаментальные принципы.

К экономическим принципам относятся:

- Принцип равенства и справедливости.

- Принцип эффективности – налоговая система должна быть эффективной, способствовать повышению экономического роста и активности граждан и организаций. Взимание налогов не должно никоим образом мешать развитию производства в стране [28, с. 31].

- Принцип соразмерности налогов – в системе налогообложения и определении ее основных элементов нужно учитывать последствия для бюджета страны и развития ее экономики.

- Принцип множественности – данный принцип предоставляет предпосылки для проведения гибкой налоговой политики в государстве, позволяет в процессе сбора налогов учитывать платежеспособность налогоплательщиков и выровнять налоговое бремя и др. использование этого принципа нужно строить на грамотном сочетании прямых и косвенных налогов [30, с. 19].


К организационным принципам налогообложения относятся:

- Принцип универсализации налогообложения – применение данного принципа предполагает одинаковый подход при исчислении налогов независимо от источников доходов и места их образования. Нельзя допускать установления повышенных и дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности организаций, отраслевой приадлежности, гражданства и др. [31, с. 70]

- Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика – взимание налога не должно предоставлять налогоплательщику неудобства. Документы на уплату должны быть максимально простыми и понятными; налог с доходов работников организации уплачивает сама организация и т.д.

- Принцип разделения налогов по уровням власти – федеральные, региональные и местные органы власти обладают определенными полномочиями при введении, отмене налогов, при установлении льгот по налогам, налоговых ставок и др. [12, с. 48]

- Принцип единства налоговой системы – государство не должно устанавливать налоги, которые будут каким-то образом ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или финансовых средств на территории страны. Также нельзя ограничивать осуществление экономической деятельности субъектами экономики или создавать барьеры на ее пути.

- Принцип гласности – все законы, нормативные акты, которые касаются системы налогообложения, должны быть официально опубликованы и разъяснены.

- Принцип одновременности – один и тот же объект должен облагаться только одним налогом один раз за установленный законодательно налоговый период.

- Принцип определенности – законы в сфере налогообложения не должны допускать произвольного толкования [14, с. 358].

К юридическим принципам налогообложения относятся:

- Принцип законодательной формы установления – означает, что налоги не могут быть произвольными, а должны следовать из закона. Нельзя допускать, чтобы установленные налоги нарушали конституционные права граждан.

- Принцип приоритетности налогового законодательства – в законодательных актах, которые регулируют вопросы, не связанные с налогами, не должно быть норм права, которые установят особый режим налогообложения.

- Научный подход к формированию налоговой системы – после уплаты налога у налогоплательщика в пользовании должна остаться часть дохода, которая обеспечит ему нормальное существование [4, с. 566].

Реализация указанных принципов в РФ сопряжена с учетом особенностей формы государственного устройства страны и ее бюджетной системы. Построенные на основах федерализма, они предусматривают существование трехуровневой модели бюджетов, где все эти принципы действуют и проявляют себя без всяких ограничений и изменений [21, с. 23].