Файл: Теоретические основы проектирования систем управления организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существует достаточно много причин, из-за которых фирмы не используют в полной мере потенциал сотрудников и структуры, в части повышения эффективности бизнеса. Задачей руководителя организации является построение системы управления таким образом, чтобы максимально использовать имеющийся потенциал и обеспечить надежность функционирования организации, обеспечить высокие рыночные результаты деятельности.

Данные обстоятельства вызывают повышенный интерес к исследованию проектирования систем управления предприятием. Целью данной курсовой работы является разработка организационной структуры управления НАО «Трэвел», способной обеспечить выполнение планов и создать основу эффективно функционирующей организации.

Достижение поставленной цели возможно через последовательное решение следующих задач:

  • рассмотрение сущности организационных структур управления и основных подходов к их проектированию;
  • изучение типов организационных структур управления и их применимость для предприятий;
  • формирование целей и задач отделов, в частности отдела продаж турпродукта НАО «Трэвел», позволяющих в дальнейшем оценивать деятельность отдела;
  • рассмотрение вопросов, связанных с организацией деятельности отдела продаж, включая разработку положения об отделе и должностных инструкций.

Автор при написании курсовой работы опирался на труды известных зарубежных и отечественных ученых-специалистов в области менеджмента, а также использовал материалы, опубликованные в научных журналах и ресурсах сети интернет.

Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и содержит, помимо введения, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проектирования систем управления организации

1.1 Особенности построения организационных структур в организации


Правильная организация рабочего процесса, эффективное построение организационной струк­туры является залогом успешной работы всей организации. Чем грамотнее будет построена организа­ционная структура, тем эффективнее будут проходить все внутренние процессы на предприятии.

Каждая организация выбирает самостоятельно тот тип организационной структуры, который бу­дет удобен для ее эффективной деятельности. При этом не существует одинаковых организационных структур, каждая организационная структура адаптируется под конкретную деятельность организации для наиболее эффективного функционирования.

В настоящее время проблема построения эффективной организационной структуры возникает не только на крупных предприятиях, но в средних компаниях тоже. В целом, стоит отметить, что необхо­димость грамотного построения организационной структуры, ее оптимизация и улучшение требуется всегда в случае, если на предприятии имеется любое промежуточное звено между непосредственным руководителем и персоналом организации. В этом случае для эффективной организации вертикальных и горизонтальных связей следует подбирать именно тот тип организационной структуры, который ста­нет наиболее эффективным.

Существует много разных типов организационных структур. Основными из них являются линей­но-функциональные и дивизиональные структуры, являющиеся базовыми для построения остальных типов структур.

На рис. 1 представлена линейная организационная структура, которая является базовой формой функциональной структуризации предприятия. При данном типе структуры происходит непосредствен­ное подчинение низшего звена высшим руководителям.

Рис. 1. Линейная организационная структура

На практике линейная модель организационных структур практически не применяется. Практиче­ски на каждом среднем или крупной предприятии применяется линейно-функциональная модель орга­низационной структуры, представленная на рис. 2.

Рис. 2. Линейно-функциональная организационная структура

В этом случае идет точное разделение полномочий между структурными подразделениями предприятия (организации), происходит создание функциональных подразделений и отделов, точно отвечающих особенностям конкретной организации (ее типа, организационной формы, численности персонала, взаимодействия с другими организациями и пр.). И в случае, если на малых предприятиях есть возможность применять и линейную форму организационной структуры, то на средних и более крупных предприятиях применение линейного типа организационной структуры просто невозможно.


Также существует еще один тип организационной структуры, применяемой на предприятиях –дивизиональная (рис. 3).

Рис. 3. Дивизиональная организационная структура [8, с. 385]

Данная структура является производной от линейно-функционального типа и предполагает вы­деление определённого числа подразделений компании (дивизионов) в обособленные структуры. Чаще всего градация происходит по типу выпускаемой продукции или территориальному обслуживанию. Данная организационная структура позволяет дивизионам самостоятельно функционировать, являясь так называемыми «центрами прибыли» и позволяя постоянно повышать эффективность собственной деятельности.

Чаще всего на практике нельзя встретить в чистом виде линейно-функциональную или дивизио­нальную структуру. Требования рынка и жесткая конкуренция требуют от предприятий (организаций) маневренности при принятии управленческих решений и построении своей деятельности. Поэтому ча­ще встречается смешанный тип организационной структуры - линейно-функциональная с элементами дивизиональной структуры.

1.2 Интегрированный подход к построению организационной структуры управления организацией

Организационная структура управления организацией характеризует собой один из базовых элементов системы управления и определяет состав (специализацию), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура определяет характер и эффективность коммуникаций в организации.

Выбор организационной структуры предприятия зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие: объем и характер работ, технологический уровень производства, рынки потребления.

В настоящее время можно выделить следующие подходы к организацион­ному построению структуры управления: линейный, линейно-функциональный, товарный (продуктовый), т.е. ориентированной на товар, рыночный, ориентированной на рынок покупателей или определенную территорию (населенный пункт, регион), линейно-штабной, проектный, матричный, бригадный, целевой, смешанный.

В данной статье авторами рассматривается интегрированный подход к организационному построению структуры управления, сформированный на основе интегрированного подхода в менеджменте, подробное описание которого можно найти в публикациях Пыряева В.В. [1, с. 1-404], [2, с 176-183], многолетнего личного опыта управления и изучения структур управления организациями различных сфер деятельности. Интегрированный подход в менеджменте базируется на следующих положениях:


  • в процессе управления организацией интегрируется культура, логика, психология участников управленческого процесса (УПП): менеджеров, работников организаций, клиентов, поставщиков ресурсов и др.;
  • управление осуществляется через призму качеств менеджеров и с учетом влияющих на них факторов внутренней и внешней среды;
  • интеграция осуществляется и воплощается в мыслях, эмоциях, чувствах и их образованиях и в действиях УПП;
  • эмоции, чувства, потребности, мотивы, способы мышления, действия участников управленческого процесс взаимосвязаны друг с другом, представляют определенную систему;

- процесс управления (интегрированное целое) разделяется на локальные процессы (подсистемы) на основе опыта, логичного мышления, психологии, культуры, каждый из которых в свою очередь делится на части, в конечном счете, на элементы управления;

- в процессе управления дифференцированно рассматриваются и используются индивидуально для каждого его участника элементы подсистем культуры, психологии, логики.

Рассмотрим интегрированный подход применительно к построению организационной структуры управления.

Формирование организационной структуры управления это процесс разработки и принятия решения, включающий множество действий, среди которых выделим основные:

  • прием, восприятие, осознание информации:
  • установление цели (целей) создаваемой структуры управления;
  • формирование вариантов структур;
  • ранжирование вариантов структур с позиций целесообразности;
  • принятие решения.

В зависимости от организационно-правовой формы организации в соответствии с учредительными документами (уставом) построение организационной структуры управления - это прерогатива руководителя организации, собственника, председателя правления наблюдательного совета или совета директоров. В разработке структуры, а затем в ее реализации, участвуют заместители руководителя организации, руководители структурных подразделений.

Процесс разработки, принятия и реализации организационной структуры управления зависит от опыта, культуры, психологии, логики мышления личностей, участвующих в данном процессе, но в большей степени первого руководителя. На формирование оргструктуры управления влияют потребности, мотивы, чувства, ценности, внимание, воля, темпераметр, характер лиц - как разработчиков, так и членов коллектива.

При возникновении необходимости создания или корректировки структуры управления, участники процесса стараются представить себе ранее виденное или слышанное, взять за основу имеющуюся или найти типовые структуры управления и сделать соответствующее предложения. Важное значение при этом имеет опыт, рассматриваемый как совокупность знаний и практически усвоенных умений, навыков, лиц разрабатывающих и принимающих решение по структуре управления.


Процесс, направленный на создание структуры управления, во многом зависит от мышления руководителей. Решения, принятые руководителем на основе понятий, суждений, умозаключений, логических методов и законов, следует считать логичными решениями. Большинство структур управления формируется на основе логики, когда доказывается необходимость ее создания, совершенствования в соответствии с каким-то принципом. Например, линейная оргструктура управления формируется по принципу жесткой вертикали подчинения, продуктовая - по принципу соответствия формы оргструктуры видам (наименованиям, группам) производимых и реализуемых товаров или выполняемых услуг, работ.

В тех случаях, когда известна конечная цель формирования новой оргструктуры, то принятие решений руководитель осуществляет путем логичных рассуждений на основе организованной системы понятий, исходя из анализа и сопоставления уже известных ему, проверенных практикой положений. Возможно, целей будет несколько, например:

- привести форму оргструктуры управления в соответствие со структурой изготовления товаров или выполняемых работ;

- сократить численность работающих за счет перераспределения функций;

- улучшить работу предприятия за счет передачи дополнительных полномочий руководителям тех структурных подразделений, которые выполняют свои функции наиболее эффективно;

- повысить в должности и в зарплате руководителя одного из структурных подразделений за счет объединения подразделений и введения в штатное расписание новой единицы.

Для различных руководителей цели могут быть противоречивы, что мешает прийти к общему мнению при создании структуры управления.

«Важнейшим фактором, влияющим на тот или иной тип организационной структуры, является корпоративная культура, в целом, менталитет сотрудников, широко говоря, определенные социально-экономические реалии общества» [3, c. 56]. При разработке и обсуждении оргструктуры управления оказывают влияние различные стороны проявления культуры, как совокупности производственных, общественных и духовных достижений людей, как накопленные и используемые знания и опыт. Культура личности в деятельности организаций, понимаемая как совокупность ценностей, норм, правил, знаний, определяет поведение отдельных лиц при разработке оргструктур управления. Огромное значение на принятие решений оказывает ясность, коммуникативная точность, логичность, краткость и полнота речи лиц, отстаивающих свои точки зрения. Определяющим при этом является искусство убеждения, ведения спора, мастерства защищать свое мнение и возражать оппоненту в ходе полемики.