Файл: Налоговая система Рф и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы государства
1.1. Налог как финансовая категория
1.2 Понятие, цели и задачи налоговой системы современного государства
Глава 2. Налоговая система современной России
2.1. Становление и развитие налоговой системы России
2.2. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Сущность налогообложения определяет ее цели. Так при анализе налоговой деятельности внутри страны экономисты указывали, что налоги, получаемые от производства и направляемые на нужды государства, в конечном итоге выплачиваются из общего государственного дохода или капитала страны.
Налоги являются финансовым инструментом государственного аппарата. Они выступают регулятором в сфере накопления и движения капитала и денежных средств, перераспределяют их, а так же устанавливают баланс спроса и предложения внутри страны.
Таким образом, налоговая система преследует следующие цели: обеспечение доходности государственного бюджета; стимулирование налогоплательщиков к совершению выплат, при этом не использовать методы ограничения хозяйственной деятельности; сохранение относительной социальной стабильности в обществе; укрепление рыночного механизма; способствование развитию производства и предпринимательства; установление порога доходов, ниже которых определенные слои населения становятся нищими [20, с. 27].
Из целей налоговой системы вытекают задачи, которые она должна решать. Прежде всего устройство системы налогообложения должно соответствовать или стремиться к соответствию основным принципам ее построения.
Среди задач, которые преследует система налогов можно выделить следующие:
- размер налоговой ставки не должен превышать возможностей плательщика;
- получение налога с доходов и прибылей должно совершаться однократно;
- система должна быть выстроена так, чтобы у плательщиков не возникало сомнений об обязательности выплат;
- процедура взимания должна быть проста и понятна;
- процессы исчисления, уплаты должны быть доступны и удобны;
- строение системы должно быть гибким и чутко реагировать на изменения в социально – экономических отношениях внутри страны;
- налогообложение используется, как эффективный финансовый инструмент управления;
- выполнение перераспределения денежных средств и капитала внутри страны [14, с. 358].
Переход к рыночной модели экономических отношений в России состоялся относительно недавно. Экономика страны до сих пор испытывает, хоть и в меньшей степени, влияние старых институтов плановой модели. Конфликт двух подходов к формированию экономических отношений внутри страны определяет специфику российской социально – экономической среды [18, с. 37].
Развитие рыночного механизма не возможно без эффективной системы налогообложения, которая послужит инструментом для развития экономики. Кроме того, рационально выстроенная налоговая система способствует активному росту предпринимательства, снижению нелегальных экономических отношений в обществе, повышает уровень инвестиционной привлекательности народного хозяйства [20, с. 27].
Основным инструментом системы является Налоговый Кодекс РФ, который в конечном итоге регулирует и определяет взаимоотношения между государством, гражданами и реальным сектором экономики [14, с. 358].
Налоговая политика России имеет несколько важных целей. Стремление к унификации и упрощению всех процессов, обеспечивающих взаимодействие налогоплательщиков и структур, ответственных за их взимание, осуществляется путем усовершенствования действующего налогового законодательства.
Следующей целью является доработка норм и правил, которые вызывают противоречие и непонимание.
Третья цель состоит в повышении сознательности граждан и коммерческих организаций при уплате налогов, а так же стремление к ликвидации теневых и криминальных экономических операций[18, с. 37].
Для реализации вышеуказанных целей налоговая система России должна решать множество задач. Среди них можно выделить особенно важные:
- создание единого правового пространства;
- рационализация системы, позволяющая сбалансировать интересы государства и налогоплательщиков;
- повышение справедливости системы путем ликвидации неэффективных, а так же оказывающих негативное влияние на предпринимательство видов налогов;
- снижение налогового бремени на законопослушных плательщиков;
- стремление к упрощению системы;
- повышение уровня ответственности плательщиков;
- развитие федерализма системы, то есть, каждый уровень власти получает достаточное количество финансирования без ущерба налогоплательщикам [12, с. 54].
Вывод: Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15).
Глава 2. Налоговая система современной России
2.1. Становление и развитие налоговой системы России
Прообраз системы государственных финансов возник еще в эпоху Древней Руси, в IX столетии. Сначала в качестве основного сбора выступала дань, затем ей на смену пришла бравшаяся с каждой трубы и печи с дымом подать. Во времена татаро-монгольского нашествия уровень обременения граждан достиг небывалого уровня, поскольку, помимо решения внутригосударственных задач, требовалось отдавать значительные средства монгольским ханам. Нередко уплата происходила напрямую в натуральной форме представителям татаро-монгольской аристократии [29, с. 84].
Много нововведений в систему государственных финансов внес Петр I. Именно в период его царствования появились новые виды обязательных платежей, включая подушевой налог и сбор на бороды. Значимым событием стало появление института прибыльшиков, которые уже тогда взяли на себя функции по администрированию и контролю за взиманием денег в казну. Это был момент создания фискальных органов, что в итоге привело к формированию целого отдельного института налоговых органов [32, с. 180].
Существенное усложнение налоговой системы произошло после отмены крепостничества в 1861 году. В качестве базы для обложения сборами стали служить:
• земли;
• поступления от использования недвижимости.
Впервые появились акцизы на алкоголь, табак, а также начали собираться таможенные платежи. Вся система начала двигаться в сторону усложнения [8, с. 30].
В послереволюционный период, а именно после 1921 года, под лозунгами новой экономической политики были фактически возвращены все налоги, существовавшие при царе. Установлен дополнительный сбор с зажиточных хозяйств. На протяжении 1930–1932 годов были отменены акцизы, а большинство организаций начали уплачивать налоги с выручки и прибыли. Уже тогда стали просматриваться основные направления будущего развития налоговой политики [29, с. 85].
Вторая мировая война потребовала огромной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, общая милитаризация экономики — использования дополнительных видов фискальных платежей. В частности, впервые появились сборы:
• с неженатых мужчин;
• граждан, не имеющих семей.
Цели при этом преследовались вполне понятные: увеличить уровень рождаемости и решить демографическую проблему в перспективе. В сущности, поставленные задачи, как известно, в итоге были решены. Забавен тот факт, что платеж с неженатых мужчин взимался вплоть до 1990 года и только потом отменен.
К современному виду структура налоговой системы РФ начала приходить только после событий 1990 года. Начало процессу ее становления было положено изданием закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991 № 2118-I. Большинство обязательных платежей, которые сейчас стали нормой в работе бухгалтера, были впервые введены именно тогда:
• НДС;
• подоходный налог;
• акцизы и др. [13, с. 57]
В дальнейшем порядок их взимания совершенствовался, но первые основные принципы начисления и уплаты закладывались еще тогда [29, с. 86].
Позднее появился Налоговый кодекс РФ:
• первая его часть, по большей части посвященная налоговому администрированию, правам и обязанностям плательщиков и проверяющих, — в 1998 году;
• вторая часть, в которой содержались определения налогов, порядок расчета базы для них, сроки и периодичность уплаты, — в 2000 году [22, с. 3].
В последующие годы НК РФ неоднократно изменялся и дополнялся, некоторые элементы становились сложнее, а некоторые, напротив, упрощались. Теперь это главный законодательный акт, лежащий в основеналоговой системы РФ. Он регулирует практически все вопросы по взаимодействию между налоговыми органами и налогоплательщиками, включая:
• ставки;
• сроки;
• методы отчетности;
• периоды уплаты налогов [26, с. 31].
Органы налогового контроля также имеют свою новую историю:
• В 1990 году была образована Государственная налоговая инспекция, позднее ставшая Государственной налоговой службой.
• Министерство по налогам и сборам появилось на свет в 1998 году, но просуществовало только до 2004 года. В дальнейшем его полномочия были переданы Минфину России.
• В тот же период была учреждена Федеральная налоговая служба в том виде, в котором она работает и в настоящий момент. Именно она и стала основным надзорным органом, контролирующим исполнение налогоплательщиками своих обязанностей [29, с. 87].
Налоговая система РФ — комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов. Она подразумевает постоянные контакты всех входящих в ее состав и связанных между собой объектов:
• плательщиков;
• законодательной базы;
• надзорных органов;
• видов обязательных платежей.
Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию:
• федеральный уровень;
• региональный уровень;
• местный уровень [32, с. 181].
Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня. Существует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет:
• налог на доходы физлиц;
• налог с прибыли;
• НДС;
• акцизы;
• водный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• государственная пошлина.
Сюда же стоит относить и специальные налоговые режимы:
• единый налог на вмененный доход;
• единый сельхозналог;
• упрощенную систему налогообложения;
• систему патентов [8, с. 31].
Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регулируются местными властями. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать [22, с. 3].
Допустим, в регионе могут самостоятельно определять процент сбора, но он не должен превышать максимальный уровень, указанный в кодексе. К примеру, конкретные условия применения транспортного налога, налога на игорный бизнес и имущество утверждаются местными властными структурами путем издания соответствующих законов и постановлений. Также администрации регионов могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномочий, установленных в кодексе [26, с. 31].
Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодекса. К ним относятся налоги: на землю; имущество физлиц; торговый сбор.
В состав налоговой системы России на данный момент входит следующее количество налогов различных уровней:
• 14 федеральных;
• 3 региональных;
• 3 местных [13, с. 58].
В отдельную группу можно выделить спецрежимы, которых ровно 5.
Налоги по методу их начисления делят на прямые и косвенные. Первые получаются путем умножения базы на процент, вторые сразу включаются в цену товара, работы или услуги.
При косвенном варианте взимания налог уплачивает приобретатель товара, а тот, кто его реализует, выступает для государства посредником. Косвенных налогов всего 2:
• НДС;
• Акцизы [22, с. 4].
Как теперь стало понятно, налоговая система строится на синтезе интересов ее участников посредством применения различных механизмов взимания денежных средств в целях выполнения фискальных целей государства.
В состав налоговой системы РФ входят:
• все налоговые платежи, закрепленные в НК РФ;
• плательщики налогов;
• комплекс существующих законодательных актов, регулирующих налоговую политику;
• административные органы, выполняющие надзорные функции в области налогообложения [13, с. 58].