Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации производных должностей (старших, ведущих специалистов, а также заместителей руководителей), определяются на основе данных базовых должностей, и регулируются локальным нормативным документом организации, например положением о бухгалтерии.

На практике обычно выделяются отдельные должностные функции, которые, в зависимости от объема работ, могут выделяться в участки и могут быть закреплены за конкретным работником или группой работников. Участки могут распределяться следующим образом:

заместитель главного бухгалтера - расчет себестоимости товаров (работ, услуг), налогов (НДС, прибыль), представление налоговой отчетности, бухгалтер по заработной плате - расчет заработной платы, пособий, отчислений в фонды, представление отчетности по НДФЛ и страховым взносам;

бухгалтер по операциям с денежными средствами - отражение операций с денежными средствами по расчетным счетам, кассе, расчетов с подотчетными лицами;

бухгалтер по расчетам - отражение расчетов с поставщиками и покупателями, другими кредиторами и дебиторами.

Бухгалтер по основным средствам - бухгалтерский и налоговый учет основных средств, амортизация, строительство, налог на имущество, землю, транспортный налог.

Организационная структура, состав должностей и штатная численность работников бухгалтерии определяются исходя из фактических объемов работ, которые могут существенно отличаться в зависимости от вида и масштаба деятельности, а также территориальной расположенности организации, уровня автоматизации учета, уровня детализации управленческого учета и др.

При увеличении масштаба и направлений деятельности увеличиваются число хозяйственных ситуаций, внутренний документооборот в организации и, как следствие, усложняется процесс ведения бухгалтерского учета, растет численность работников бухгалтерии. Наличие филиальной сети также отражается на составе специалистов службы, а именно: возникает потребность в специалисте-методологе, разрабатывающем единый подход ведения бухгалтерского, налогового, управленческого учета, а также специалисте, осуществляющем консолидацию учетных данных. Налоговый учет, оптимизация налогообложения и работа с налоговыми органами могут быть выведены из-под обязанностей бухгалтерии и переданы отдельному подразделению.


МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

ОПЕРАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Общее понятие метода бухгалтерского учета

Слово метод (происходит от греческого methodos – исследование) означает способ исследования явлений, подход к изучению явлений, планомерный путь установления истины, вообще – прием, способ действия. В своей основе метод является инструментом решения главной задачи науки – познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Итак, методология – это учение о методах, с помощью которых узнают объект исследования или предмет науки, которым является для нас бухгалтерский учет.

Для раскрытия сущности бухгалтерского учета широко используют общенаучные методы: диалектический, исторический и системный подходы, методы индукции и дедукции.

Диалектический метод позволяет изучать учет в совокупности процессов, которые видоизменяются и взаимозависимы.

Исторический подход рассматривает учет как продукт исторического становления и развития потребностей человека и общества.

Системный подход определяет учет как внутренне структурированный и организованный объект. В процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта используют методы индукции (от частного к общему, от отдельных фактов к обобщению) и дедукции, от общего к частному, от общих суждений к отдельным или иным выводам. В практике бухгалтерского учета больше примеров индукции, поскольку хозяйственные операции сначала раскрывают содержание микропроцессов и лишь потом происходит их группировка и обобщение в отчетности. Вообще методы индукции и дедукции тесно связаны с методическими приемами: синтезом и анализом, которые непосредственно оказываются в синтетическом и аналитическом учете.

Теоретической основой бухгалтерского учета является экономическая теория с ее политической экономией, микро- и макроэкономикой, историей экономической мысли. Хозяйственные факты (явления и процессы) изучают в бухгалтерском учете в соответствии с экономическими законами и категориями.

Наряду с общенаучными методами и теоретической основой бухгалтерский учет является самостоятельной экономической прикладной наукой и имеет свои специфические методы (приемы), обусловленные сущностью самого предмета, технологией учета, задачами и требованиями.


Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов отражения хозяйственной финансовой деятельности предприятия

Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, и отчетность.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами.

Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Как определено в ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта (организация и иной хозяйствующий субъект) по представлению главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Упоминаний про унифицированные формы первичной учетной документации Закон о бухгалтерском учете не содержит, а потому возникает вполне резонный вывод о том, что организации сами должны определять все формы первичных учетных документов, которыми подлежат оформлению хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности.

Первичные документы составляют основу всего бухгалтерского учета.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с этим государственные и муниципальные учреждения, органы власти, государственные внебюджетные фонды и иные организации государственного сектора должны и в настоящее время продолжать в обязательном порядке применять формы первичных документов, определенные соответствующими нормативными правовыми актами.

Речь, в частности, идет о формах первичных учетных документов, определенных Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".


В соответствии с положениями п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательными реквизитами любого первичного учетного документа являются:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

- подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Отсутствиу любого из приведенных реквизитов повлечет за собой признание соответствующего документа недействительным со всеми вытекающими последствиями.

Перечень обязательных реквизитов с 2013 г. несколько уточнен. В частности, документы могут формироваться не обязательно в денежной оценке. Допускается отражение только натурального измерителя.

В общем порядке на каждом из первичных учетных документов должно предусматриваться как минимум две подписи должностных лиц. Речь идет о должностном лице, совершившем операцию, и сотруднике, ответственном за правильность оформления данной операции. Если же речь идет о событии, то допускается указание только одного лица - ответственного за правильность оформления данного события.

Действующее законодательство определяет необходимость расшифровки подписей лиц на первичных документах. В частности, в обязательном порядке должны раскрываться фамилия и инициалы лиц, подписавших соответствующий документ.

Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа; дату; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание операции; ее количественные и стоимостные измерители; наименование должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления; личные подписи этих лиц и их расшифровки.

Документы должны составляться такими средствами, которые обеспечивают сохранение записей длительное время (чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке, на принтере).

В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений: ошибка зачеркивается тонкой чертой, над ней надписывается правильная запись и оговаривается исправление; в денежных документах не допускается никаких исправлений.


Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического
наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р было утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.