Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Инвентаризации подлежат:

Основные средства. При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности Предприятия. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности Предприятия.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Инвентаризация нематериальных активов. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить: наличие документов, подтверждающих права Предприятия на их использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается: правильность оформления ценных бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета); своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам. При хранении ценных бумаг на Предприятии их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.


Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов. При инвентаризации незавершенного производства Предприятия необходимо: определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) проводится путем фактического подсчета, взвешивания, измерения.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденным Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Инвентаризация расчетов. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:


а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями Предприятия, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Случаи обязательной инвентаризации предусмотрены нормативными документами по бухгалтерскому учету, в частности п. 27 Положения по ведению бухучета, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания).

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже, а также при преобразовании ГУП или МУП;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации предприятия;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно Методическим указаниям руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии описи должны храниться в сейфе или шкафу в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

По общему правилу ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ применение принципа двойной записи при ведении бухгалтерского учета является обязательным для всех экономических субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом.

Двойная запись, счета бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность, оценка:

1) Под двойной записью понимается равенство оборотов, записываемых в дебет и кредит бухгалтерских счетов для любого факта хозяйственной жизни, а значит, и равенство оборотов, записываемых в дебет и кредит всей системы бухгалтерских счетов.


"Система двойной записи основана на принципе двойственности, который означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, пожертвование и приобретение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга"

Принцип двойной записи сформировался в средневековой Италии и стал постепенно распространяться в XIV в. в северных европейских государствах. В дальнейшем система двойной записи совершенствовалась и расширялась, охватывая все возможные операции, осуществляемые в процессе финансовой и коммерческой деятельности. Система двойной записи обусловлена экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, которые вызывают изменения в иных объектах бухгалтерского учета: каждая операция влечет равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах бухгалтерского учета.

Если требование двойной записи реализуется правильно, то в конце периода итог дебетовых записей будет равен итогу кредитовых. Система самобалансируется и облегчает поиск ошибок. Поэтому двойная запись обеспечивает возможность контроля за правильностью ведения учета.

Исключения из общего правила ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, устанавливающего обязательность ведения бухгалтерского учета посредством двойной записи, могут быть предусмотрены федеральными стандартами. До введения в действие соответствующих федеральных стандартов применяются положения действующих нормативных актов, которые были приняты до вступления в силу Закона. Например, посредством не двойной, а простой записи отражаются объекты учета на забалансовых счетах. Порядок применения и перечни забалансовых счетов в настоящее время определяются инструкциями по применению планов счетов применительно к определенным сферам и видам деятельности.

Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Итак, двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.


2)Бухгалтерский счет представляет собой учебную позицию в бухгалтерском учете, предназначенную для постоянного учёта в денежном выражении движения каждой однородной группы принадлежащих хозяйствующему субъекту средств и источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту).

В зависимости от объекта учёта счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. По степени детализации учёта счета подразделяются на синтетические, субсчета, аналитические. В зависимости от участия сальдо по счету в формировании бухгалтерского баланса счета разделяются на балансовые и забалансовые.

Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счета, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учебного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Каждый счета имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отлаженных по дебету счета, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отлаженных по кредиту, -кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счету.

3)Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Показатели бухгалтерского учета должны содержать достоверные данные финансово-экономической деятельности учреждения, которые отражаются в формах бухгалтерской отчетности. За искажение показателей отчетных бухгалтерских форм законодательством РФ, равно как и за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотрена административная ответственность.

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год.